РЕФЕРЕНТНЫЕ ОСИ Референтный

РЕФЕРЕНТНЫЕ РАМКИ

Найдено 1 определение:

РЕФЕРЕНТНЫЕ РАМКИ

En.: Frame of reference

Понятие референтных рамок очень важно в психологии, и в частности, в эриксоновской психотерапии. Речь идет об имеющихся у нас бессознательных воззрениях, управляющих нашим поведением.

Отдельно взятые поступки трудно понять, если не соотносить их с системой отсчета (Watzlavick & coll., 1967/1972). Референтные рамки - это метаструктура, придающая смысл словам, используемым на первом уровне. (Erickson & Rossi, 1981). Это понятие близко к тому, что мы называем бессознательной установкой.

Нам нелегко составить представление о референтных рамках наших пациентов и научиться уважать их. Услышанные слова сами по себе ничем нам не помогут: «Слова «Прекрасный день сегодня» для земледельца могут означать, что пришло время косить, а для жениха - нечто совсем другое... В психотерапии нас интересуют именно референтные рамки» (Erickson & Rossi, 1981). Эриксон предлагает нам учиться этому. Он посвящает воззрениям пациентов многие страницы своих все более лаконичных записей. «Таким образом, - заключает он, - вы учитесь уважать системы и референтные рамки других людей» (Erickson & Rossi, 1981). Эриксон предлагает с этой же целью расспрашивать пациентов о наиболее неожиданных событиях в их жизни (Erickson, Rossi & Rossi, 1976).

Появление психологической проблемы связано с тем, что сознание пациента охватывает только первый уровень и не может постичь метаструктуру (см. изменение). Только косвенный подход [и гипноз] могут работать на этом уровне. Эти метауровни имеют некоторое отношение к правому полушарию, они проявляются в символах, в создании образов, в иррациональных формах жизненного опыта (Erickson & Rossi, 1981).

Главная цель терапии - обогащать референтные рамки (Watzlavick & coll., 1967/1972), то есть расширять жизненные горизонты пациентов (Erickson, Rossi & Rossi, 1976). Изменение референтных рамок является главным элементом психотерапии в нашем ее понимании. По сути, скачок с логического уровня на уровень более высокий - это единственное изменение, дающее возможность вырваться из системы (Watzlavick & coH., 1974/1975).

Оцените определение:

Источник: Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. - М, 2003 г

Найдено научных статей по теме — 8

Когнитивные рамки восприятия древнегреческой вазописи времен архаики и классики: пространственные и

Михайлин Вадим Юрьевич
Автор рассматривает пространство древнегреческого симпосия, включающее в себя и проективную реальность симпосиатической вазописи с точки зрения стоящих за ними когнитивных механизмов.
Скачать PDF

Социальные рамки памяти многопоколенной семьи

Векилова Севиль Афрасябовна
Предметом исследования является память коллективного субъекта многопоколенной семьи, отраженная в генеалогическом графе и тексте семейной истории. Приводятся аргументы в пользу правомерности использования понятия «коллективная память». Получены эмпирические доказательства того, что память многопоколенной семьи подчиняется закономерностям социальной регуляции. Из нее удаляется то содержание, которое противоречит или не соответствует неосознаваемым социальным установкам и стереотипам. Так, существует высокая вероятность, что в зону семейного забвения попадут не кровные родственники «свои», а те, кто стал членом семейного рода в результате брака «чужие»; не супруги и родители, а члены детской подсистемы; не мужчины, а женщины (характерно для первых трех поколений семьи).
Скачать PDF

Когнитивные рамки восприятия древнегреческой вазописи времен архаики и классики: особенности культур

Михайлин Вадим Юрьевич
Автор рассматривает комплекс культурных кодов, свойственных древнегреческому симпосию, как единое целое, определяющее способы создания у симпосиастов соответствующей системы когнитивных диспозиций.
Скачать PDF

Информационные границы, определяющие рамки конфликтной семейной ситуации

Камнева Нина Анатольевна
В статье обсуждаются результаты исследования о влиянии информационных границ на семейные конфликтные ситуации в семье. На основании данных, полученных в ходе социально-психологического исследования, можно сделать вывод о том, что информационные границы отражаются в семейной конфликтной ситуации в семье. Информационные границы определяют рамки конфликтной семейной ситуации внутри жизненного пространства семьи и внутри жизненного процесса. Их наличие объясняет сосуществование нескольких, не обязательно связанных между собой конфликтных семейных ситуаций в одном временном отрезке жизненного процесса и жизненного пространства семьи. Жизненное пространство семьи имеет информационную природу, и здесь действуют принципы и законы теории информации К. Шеннона, рассматривающей информацию как «организованное по определенным правилам пространственное размещение материи» и «всеобщее свойство материи, которое характеризует направленность движения (материи)». С информационными границами тесно связаны временные, определяющие протяженность конфликтной семейной ситуации во времени. Хронологически временные границы простираются от пускового элемента до разрешения одной конфликтной семейной ситуации и возникновения другой, т. е. до следующего запускающего события. Однако информация о конфликтной семейной ситуации может сохраняться и после ее завершения и провоцировать рецидивы. Информационные рамки отражают распространенность информации о конфликтной ситуации. Причем эта информация обязательно должна быть ассимилирована людьми, более или менее психологически вовлеченными в конфликтную ситуацию, и воздействовать на их поведение. Информационные рамки не совпадают с хронологическими, так как затрагивающая людей информация о конфликтной ситуации обычно сохраняется дольше, чем существует сама конфликтная ситуация.
Скачать PDF

Личностная референтность преподавателя как средство целостного педагогического процесса в вузе

Чулкова А. В.
Скачать PDF

Социально-психологический подход к изучению феномена референтного лидерства в подростковом возрасте

Рожинская Наталья Борисовна
В статье раскрывается социально-психологическое содержание феномена референтного лидерства, дается авторское понимание данного явления в подростковом возрасте. Автор приводит классификацию референтного лидерства в подростковом возрасте, а также соответствующие ему динамические характеристики. Излагаются результаты экспериментальной работы по развитию качеств реферетного лидерства у подростков в условиях временного коллектива.
Скачать PDF

Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на пр

Керимова Изумруд Агаларовна
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и референтных групп подростков, коренных жителей Москвы и мигрантов. Выявлено, что для большинства подростков коренных жителей референтной группой является группа сверстников, что соответствует возрастной норме. В отличие от них для подростков-мигрантов референтной группой является семья: родители, сиблинги, другие родственники. Выбор ценностных ориентаций также имеет специфику в обеих группах. Ценности коренных жителей: уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, активная и деятельная жизнь; ценности подростков-мигрантов: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь. Полученные результаты могут быть использованы для организации воспитательного процесса в школе.
Скачать PDF

ВОСПРИЯТИЕ МОРАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА РЕФЕРЕНТНОГО СВЕРСТНИКА В ПОДРОС

Карабанова Ольга Александровна, Cадовникова Татьяна Юрьевна
В работе обсуждается роль моральной атмосферы (Л. Кольберг) школы (МА школы) как условия формирования образа референтного сверстника у подростков с позиций концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. В рамках возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) моральная атмосфера школы рассматривается в качестве компонента социальной ситуации развития (ССР) в подростковом возрасте. Рассматривается конструкт «образ референтного сверстника» (ОРС) подростка. Выявлены значимые качества ОРС как Я-идеального современных подростков на основе предложенной авторами типологии качеств личности (умения, коммуникативные, деятельностные, моральные, внешние качества), отражающие важность самопрезентации подростков и их направленность на установление межличностных отношений и достижение высокого внутригруппового статуса. Отмечены сходство и различия ОРС подростков и их представлений об образе ОРС у сверстников, а также возрастные и гендерные особенности образа ОРС и ОРС «глазами сверстников». Обсуждаются результаты эмпирического изучения паттернов восприятия МА школы современными российскими подростками. Представлены различия структуры ОРС подростков с различным восприятием МА школы. Показано, что для подростков с восприятием МА школы как демократической наиболее важными являются коммуникативные и деятельностные качества личности при значимости моральных качеств. Подростки с восприятием МА школы как авторитарной или амбивалентной выше всего оценивают значение внешних качеств и умений и менее всего моральных качеств. Доказана ориентирующая роль МА школы как системы правил, норм и ценностей школьного сообщества для формирования образа ОРС современного подростка в контексте модели уровней ориентировочной деятельности А.И. Подольского.
Скачать PDF