РЕДУКЦИЯ, РЕДУКЦИОНИЗМ это что такое РЕДУКЦИЯ, РЕДУКЦИОНИЗМ: определение — Психология.НЭС
РЕДУКЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕДУПЛИКАЦИЯ

РЕДУКЦИЯ, РЕДУКЦИОНИЗМ

Найдено 1 определение:

РЕДУКЦИЯ, РЕДУКЦИОНИЗМ

от лат. reductio — возвращение, отодвигание назад) — сведение какого-либо процесса или явления (напр., психического) к более простому, либо сведение явлений одного порядка к явлениям качественно другого порядка (напр., психического к физиологическому или биофизическому). В психологических исследованиях Р. зачастую игнорирует или отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов в деятельности и поведении человека. Явление Р. в науке вообще и в инженерной психологии в частности детально проанализировано В. Ф. Вендой. Он отмечает четыре вида Р.: 1) Р. наивная; ее проявления: обычное — дилетантская примитивизация и путаница проблем и явлений; экстраординарное — дилетантское упрощение проблем и явлений; 2) Р. вынужденная; она применяется при решении прикладных задач, ограниченном во времени, при учете реальных (зачастую ограниченных) возможностей науки; при обучении; 3) Р. естественно-научная; ее проявления: конкретизация задач отрасли науки; признание того, что наука всегда — упрощенное отражение (модель) реального мира; 4) Р. злонамеренная; ее проявления: стремление без достаточных оснований расширить сферу применимости полученных (или уже имеющихся готовых) результатов (моделей); попытка подменить сложные модели простыми без четких необходимых оговорок, допущений. К случаям 2 и 3 критический смысл понятия Р. неприменим. В случае 1 такая квалификация будет слишком суровой, а в случае 4 — слишком мягкой. В общем случае Р. как отрицательное явление — это сознательное или бессознательное упрощение, ограничение объекта исследований, при котором среди изучаемых факторов нет таких, которые отражают существо изучаемого явления, о характере которого по результатам исследования выносится суждение. Примером может служить необоснованная экстраполяция результатов исследования на неизученную часть объекта, принципиально отличную от изученной, так что часть объекта (или факторы), не изучавшиеся фактически в исследовании, отражается произвольно, бездоказательно в результатах и выводах. Однако Р. может быть и положительным (а зачастую и неизбежным) явлением, как в случаях 2 и 3. Развитие этого рода Р. диктуется логикой потребностей практики и возможностей науки. Очерчивание Р. неизбежного, определенного объективными актуальными возможностями,— это необходимое требование к научным исследованиям. Научный Р. объективного мира — это величайшее достижение человеческой мысли, делающее познавательными, обозримыми, одинаково понимаемыми людьми конкретные частные стороны, свойства, проекции окружающего нас мира. Наиболее характерно и неизбежно это для наук, слабо формализованных, пользующихся лишь качественными или сугубо приближенными количественными мерами. Современное состояние инженерной психологии вполне подходит под такую трактовку. Однако при всех возможных трудностях переход к более строгим количественным психологическим мерам здесь просто необходим. Ярким примером положительного характера Р. является использование его в структурно-психологической концепции анализа и проектирования СЧМ. Здесь Р. заключается в упрощенном представлении психического образа (концептуальной модели) и преобразований над ним в ходе решения интеллектуальных задач посредством ограниченного числа психологических факторов сложности. Однако такое вполне осознанное и обоснованное упрощение позволяет с достаточной для практики точностью решить целый ряд важных прикладных задач, связанных с проектированием СОИ, обучением операторов, оптимизацией взаимодействия человека и ЭВМ (В. Ф. Венда).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме РЕДУКЦИЯ, РЕДУКЦИОНИЗМ — 0

Найдено научных статей по теме — 6

К проблеме редукции функций общения в образовательной практике

Богданова Елена Леопольдовна, Комаровская Лидия Васильевна
В статье проблематизируются ценностные основания и содержание педагогического общения как условия развития участников образовательного процесса. На основе анализа эмпирического материала выявляется ценностно-смысловое отношение студентов и преподавателей к различным аспектам педагогического общения. Обосновывается проблема редукции функций общения в реальных условиях образовательного взаимодействия.
Скачать PDF

Осознание как редукция пресуппозиций понимания

Гришакова Е.М.
В статье рассмотрен квантово-механический подход к проблеме сознания. Предлагается оригинальная трактовка квантовых парадоксов через современные когнитивные модели сознания. Приводятся аналоги квантовых феноменов в процессе микрогенеза осознания
Скачать PDF

Методика исследования редукции достижений в условиях педагогической деятельности (сорд):методология

Никишина В.Б.
Концептуализирована и стандартизирована авторская методика оценки редукции достижений в условиях педагогической деятельности (СОРД). Диагностический ресурс методики позволяет выявить наличие или отсутствие редукции достижений и реализуется через количественные показатели, отражающие количество выбранных достигнутых и ожидаемых достижений, субъективную важность достижений, интегральный показатель субъективной оценки степени выраженности редукции достижений, которые содержательно распределялись на три группы: карьерные достижения, достижения саморазвития, финансово-экономические достижения
Скачать PDF

Методика исследования редукции достижений в условиях служебной деятельности (СОРДсд)

Никишина В.Б., Сироткин С.А., Золотухина Ю.В.
Концептуализирована и стандартизирована авторская методика субъективной оценки редукции достижений в условиях служебной деятельности (СОРДсд). Диагностический ресурс методики направлен на оценку интегрального показателя субъективной оценки степени выраженности редукции достижений и реализуется через соотнесение актуализированных достижений, ожидаемых достижений, субъективную ценность достижений. Достижения содержательно дифференцируются по сферам: карьера, саморазвитие, финансы.
Скачать PDF

Феноменологическая редукция как метод выявления паттернов продуктивных функциональных состояний в сп

Хало Павел Владимирович, Хвалебо Галина Васильевна, Сальный Роман Викторович
В статье рассматривается возможность применения феноменологической редукции как метода выявления и инициации паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте.The article considers the possibility of application of the phenomenological reduction as a method of identifying and initiating productive patterns of functional States in sport.
Скачать PDF

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕДУКЦИИ НЕГАТИВНОСТИ РАССОГЛАСОВАНИЯ И КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА ПРИ ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Петров Максим Владимирович, Колчев Александр Иванович, Ершов Борис Борисович, Гвоздецкий Антон Николаевич, Голованова Ирина Валерьевна, Даева Наталья Андреевна
В работе описывается связь редукции негативности рассогласования (НР) со структурой и выраженностью когнитивного дефицита у пациентов с параноидной шизофренией. Выборку исследования составили 19 пациентов с параноидной шизофренией и 43 психически здоровых испытуемых. По результатам стандартизованной батареи когнитивных методик BACS и психофизиологического исследования методом вызванных потенциалов (ВП) обнаружены связи между выраженностью НР и ограничением объема вербальной рабочей памяти, снижением скорости переработки информации, а также речевой беглости у пациентов с параноидной шизофренией. Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу о значении процессов ранней переработки информации на формирование когнитивного дефицита у пациентов с параноидной шизофренией. Библиогр. 36 назв. Рис. 3. Табл. 2.
Скачать PDF