РЕЧИ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Найдено 1 определение
РЕЧИ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
теория развития речи у детей, предложенная К. Бюлером. Суть Р.э.т. состоит в следующем. Речь не дается ребенку в готовом виде и не усваивается им пассивно, репродуктивно или рецептивно, т. е. путем восприятия и простого, механического подражания речи других людей. Речь самим ребенком в какой-то степени изобретается, придумывается самостоятельно в процессе общения со взрослыми людьми, причем так понимаемый процесс речевого развития проходит через несколько стадий. На первой стадии ребенок открывает для себя значения слов. Это происходит в результате наблюдения за реакциями взрослых людей на те речевые (звуковые) стимулы, которые генерирует сам ребенок. Манипулируя взрослыми с помощью подобной, автономной и спонтанной, вокализации, ребенок открывает для себя тот факт, что определенные, произносимые им звуковые комплексы вызывают вполне определенные, важные для него и понятные ему реакции взрослого человека. Далее он начинает пользоваться этими звуковыми комплексами систематически и целенаправленно. На второй стадии речевого развития ребенок обнаруживает, что каждая вещь имеет свое название (имя), и это название прочно ассоциируется с данной вещью. В результате указанного процесса постепенно расширяется словарный запас ребенка, и он сам начинает задавать взрослым вопросы о названиях окружающих его предметов и явлений. На третьей стадии ребенок открывает для себя значение грамматики, т. е. тот факт, что существуют правила преобразования слов и их связывания во фразы. См. Бюлер Карл.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007