РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ Речевые стереотипии

Речевые расстройства

Найдено 3 определения термина Речевые расстройства

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Речевые расстройства

speech disorders) Речь считается нарушенной, когда она мешает общению, создает проблему для слушающего или служит причиной неспособности говорящего приспособиться к окружающей обстановке. P.p. подразделяют на четыре широких класса симптомов: а) расстройства ритма, б) расстройства фонации (звукообразования), в) расстройства артикуляции (произношения); г) расстройства символизации. Расстройства ритма включают, в основном, различные типы заикания (захлебывания). Большинство совр. специалистов по патологии речи не делают различий между заиканием и захлебыванием. При этом расстройстве речевой поток прерывается вследствие возникновения трудностей в произнесении начала слова или в результате прерываний и спазмов после начала звука. Дети часто начинают заикаться в возрасте около 3 лет или при поступлении в школу. Если ребенка без нужды не заставляют говорить, то проблема обычно становится неактуальной и исчезает. Если к дисфункциональной речи ребенка привлекается внимание, или если им приклеивают клеймо "заика", обычно появляются вторичные симптомы избегания, сопротивления и гримасничанья. В расстройствах ритма тревога играет важную роль. Переучивание и угашение/переделка условных реакций (deconditioning) на пугающие ситуации могут быть полезными в работе с психол. аспектами проблемы, направленной на снижение интенсивности и частоты спазмов заикания. Расстройства ритма имеют преимущественно психол. природу, но в некоторых случаях они могут быть следствием церебральной сосудистой патологии или нейрофизиологических расстройств. Расстройства фонации характеризуются нарушениями тембра, интенсивности и высоты звука. Стереотипизированные интонации, гнусавость, фальцет, гортанная речь, заметный иностранный акцент и речь при расщеплении неба - все это признаки нарушения фонации. Эти расстройства лечатся у логопедов, в то время как заикание, сопровождаемое сильными эмоциональными конфликтами, может потребовать услуг профессионального психолога, компетентного в области патологии речи, или др. специалистов с подобной подготовкой и опытом. Расстройства артикуляции проявляются в искажении, опускании, подстановке и добавлении речевых звуков. Характерные примеры: замедленная речь (delayed speech), характеризующаяся нехваткой звуков или неразборчивостью; замена звуков (lalling) вследствие вялости/инертности движений кончика языка; все варианты шепелявости (передняя, язычная, боковая и зубная (смычная)), при к-рой затруднено произнесение шипящих и букв м или д, и детская речь (baby talk), характеризующаяся сохранением инфантильного произнесения букв и звуков в возрасте старше 2-3 лет. Расстройства символизации отмечаются гл. обр. при афазии или дисфазии. Преобладают проблемы речевой экспрессии, хотя сенсорные нарушения также часто вызывают афазическую речь. Нарушения при инсультах и органические мозговые расстройства могут действовать в сочетании с психол. проблемами или в качестве первоначальной причины, вполне достаточной для того, чтобы вызвать расстройства символизации. Афазия, в частности, яв-ся результатом органического повреждения мозга, чаще всего вследствие церебрального кровоизлияния. См. также Процессы коммуникации, Восприятие речи К. Фредерик
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО

Общий термин, используемый для обозначение ряда нарушений речи. Нет четкой договоренности относительно того, какие именно нарушения речи принадлежат к этому классу и как их следует классифицировать. Некоторые авторы проводят различие между функциональны или психогенными расстройствами (например, большинство случаев заикания) и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазии); некоторые специалисты различают те, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрия), и те, которые затрагивают качество голоса без того, чтобы нарушать коммуникативное функционирование (например, голосовые расстройства); некоторые выделяют патологии восприятия речи (например, алексию) в отдельную диагностическую категорию, в то время как другие не делают этого, аргументируя тем, что чистые нарушения восприятия, не обнаруживающие никакой недостаточности в продуцировании речи, являются редкими.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Речевое расстройство

общее название различных нарушений речи. Пока нет ясности в том, какие именно нарушения речи следует обозначать этим термином. Некоторые авторы проводят различие между функциональными (психогенными) расстройствами речи, например, заиканием, и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазией). Другие исследователи различают такие расстройства, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрию) и те из них, которые касаются собственно коммуникативного функционирования (например, распад речевых навыков, фонологические расстройства). Некоторые авторы выделяют в отдельную категорию патологию восприятия речи (в частности, алексию), в то время как другие этого не делают, полагая, что "чистые" нарушения восприятия, не обнаруживающие никакой недостаточности в продуцировании речи, являются редкими. Многие исследователи к речевым относят расстройства мышления, эмоций и других психологических структур, которые проявляются определенными особенностями речи. В то же время К.Ясперс считает правомерным выделение первичных или собственно речевых расстройств. Общепринятой систематики речевых расстройств не существует. В практическом плане и в значительной мере условно могут быть разграничены следующие расстройства речи: 1. локально-органические нарушения речи (см. Афазия, Агнозия речи, Апраксия речи); 2. нарушения речи при абиотрофических и других общеорганических процессах (см. Палилалия, Персеверации, Вербигерация, Эхолалия, Эхография, Логоклония, Периодически возвращающиеся выражения, Акайри, Акатаграфия, Акатафазия, Ангофразия, Брадилалия, Брадилексия, Дизартрия, Идиоглоссия, Ксенолалия, Макрография, Микрогракфия, Микрофония, Макрофония, Олигофазия, Палиграфия, Палинграфия, Паралексия, Парафазия, Речь монотонная, Речь реактивная, Речь скандированная, Речь слащавая, Речь спастическая, Речь эксплозивная, Ринолалия, Фонастения); 3. нарушения развития речи (см. Специфическое расстройство развития артикуляции речи (а также экспрессивной речи, импрессивной речи, способности к чтению, экспрессивного письма), Речь взахлеб, Нарушения развития речи при патологии слуха и зрения; 4. невротические нарушения речи (см. Заикание, Писчий спазм, Элективный мутизм, Истерический мутизм, Глоссолалия, Аллофемия, Нарушения стиля речи и др.); 5. психотические нарушения речи (при депрессии, мании, галлюцинацииях и др.) 6. нарушения речи при отдельных болезненных формах (умственной отсталости, шизофрении и др.); 7. нарушения речи, вызванные нарушением развития или повреждением артикуляционного аппарата и голосообразования (афония, косноязычие).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Современные представления о факторах риска в генезе речевых расстройств дошкольников

Резцова Е.Ю., Черных А.М.
В обзоре освещены современные проблемы этиологии речевых расстройств у детей. Показана связь речевой патологии с генеалогическим, биологическим, психологическим и социальным анамнезами ребенка. Отражена необходимость выявления и классификации наиболее значимых факторов, представляющих определенный риск в возникновении речевых отклонений у детей.
Скачать PDF

Специфика речевых проблем у детей с разным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии

Гудкова Т.В.
Представлены результаты исследования профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у детей дошкольного возраста с нормативным и общим недоразвитием речи. Полученные данные свидетельствуют о меньшей праворукости и большей вероятности наличия левого профиля функциональной сенсомоторной асимметрии среди детей ненормативного типа развития, а также о равномерном распределении смешанного типа профиля по всем группам.The types of functional sensori-motor asymmetry of preschoolers with normative development and ones with general speech underdevelopment are investigated in the article. The obtained data shows less probability of right-handedness, greater probability of left type among children with general speech underdevelopment and the same distribution of symmetrical and mixed types among all groups.
Скачать PDF

Речевые затруднения детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации различн

Александрова Лада Юрьевна
Статья посвящена речевым затруднениям детей, воспитывающихся в ситуации полной или частичной материнской депривации. Анализируются различные параметры речи трех категорий детей: воспитанников дома ребенка, приемных семей и детей ясельного возраста из семей, посещающих круглосуточную группу ДОУ. Приводятся данные сравнительного анализа речевой продукции депривированных детей и детей, живущих в условиях достаточной эмоциональной заботы.
Скачать PDF

Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников с задержкой психического развития (З

Лосева Снежана Михайловна
Текстовая деятельность отражает социальную природу учащегося, в центре её внимания ребенок с его мыслями и чувствами, которыми он желает и может поделиться в процессе коммуникации. Формирование коммуникативнно-речевых умений в процессе устной текстовой деятельности позволяет выявить потенциальные возможности младших школьников с ЗПР, необходимые для их полноценной деятельности в социуме.
Скачать PDF

Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте

Нелипа Любовь Николаевна
Данная статья посвящена речевым актам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В ней даётся определение понятию эмпатии и рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях науки.
Скачать PDF

Динамика речевых функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Фотекова Татьяна Анатольевна
Представлены результаты сопоставительного исследования речевых функций детей школьного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития церебрально-органического генеза. На фоне значительного сходства в проявлениях этих состояний выявлены различия в нейропсихологических синдромах.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое обеспечение логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями

Карпушкина Елена Александровна
В статье дан краткий анализ состояния речевого и когнитивного развития детей с нарушениями речи, представлены результаты экспериментального изучения уровня сформированности грамматики и степени зрелости семантической сферы языка младших школьников с недоразвитием речи. Автором определены условия обучения, содержание, методы и принципы коррекционного воздействия, обеспечивающие эффективность логопедической работы.
Скачать PDF

Общительность и психологические компоненты речевых действий менеджеров и педагогов

Фомина Наталья Александровна, Агапова Анна Юрьевна
В статье представлены результаты исследования проявлений особенностей общительности как системного свойства личности менеджеров и педагогов в их речевой деятельности
Скачать PDF

Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием

Леханова Ольга Леонидовна
В статье анализируется состояние когнитивных предпосылок речи у детей дошкольного возраста (на примере изучения способности к вероятностному прогнозированию). Автор осуществляет теоретический анализ и рассматривает результаты экспериментального исследования, в котором приняли участие дети от 4 до 6 лет с нормальным и нарушенным речевым развитием. На основе сопоставительного анализа определяются типы вероятностных прогнозов и их выраженность в речевой продукции дошкольников, обосновывается необходимость коррекционной работы по формированию вероятностного прогнозирования у детей с ОНР.
Скачать PDF

Способы репрезентации психологических характеристик другого человека в речевых описаниях старших дош

Романов Даниил Константинович
Представлены некоторые психологические особенности межличностного понимания в дошкольном возрасте. Выделены основные способы представления субъекта в психологических характеристиках дошкольников. Доказана гипотеза о роли активности субъекта в межличностном понимании.
Скачать PDF

Особенности динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации (на

Яковистенко А.Д.
The purpose of this research is to find out the ratio of the speech and person characteristics, which are connected with communicative activity of the stammering people in the process of socio rehabilitation (on the example of the family logopsychotherapy groups of people of different ages). In this article dynamics(changes) of the speech and of person changes of the stammering teenagers and adults before and after process of logopsychotherapy are analyzed, the interrelation and interconditionality of the speech and person changes are shown.
Скачать PDF

Латерализация слуха и переработка мозгом речевых звуков при дихотическом прослушивании

Хугдал Кеннет
В статье представлен обзор исследований, проведенных за последние 20 лет в лаборатории Университета Бергена, в Норвегии, посвященных изучению структурной и функциональной асимметрии головного мозга при дихотическом прослушивании простых речевых звуков, таких, как слоги, состоящие из согласного и гласного звуков. Обсуждаются поведенческие и функциональные данные по нейротомографии, показывающие, что при дихотическом прослушивании преобладание правого уха коррелирует с активацией в верхних задних частях левой височной доли, planum temporale и прилегающих областях слуховой коры. Мы использовали метод дихотического прослушивания также для изучения высших когнитивных функций внимания, управляющих функций, показавших различную нейрональную локализацию, включающую префронтальные и теменные области. В заключение статьи обсуждается явление слуховых галлюцинаций при шизофрении, которое интерпретируется как форма ошибочного восприятия речи, вызываемая нейрональной патологией в planum temporale в левой височной доле.
Скачать PDF