Речевосприятие

Найдено 1 определение
Речевосприятие
процесс восприятия акустических характеристик речи организован достаточно сложно. Это определяется необходимостью обеспечить помехоустойчивость процесса речевой коммуникации. Форманты как различительные признаки конкретных фонем воспринимаются только при появлении в строго определенных (эталонных) местах. Кроме того, используются и другие спектральные признаки и характеристики акустических переходов.
Модели восприятия речи развиваются по двум основным направлениям — как прямой анализ слуховой системой акустической структуры речевого сообщения и как анализ сообщения через определение из акустического сигнала соответствующего ему артикуляторного прототипа. В основе всех развиваемых в настоящее время моделей лежит зафиксированное в середине 1960-х гг. отсутствие прямого соответствия между акустической и письменной Р., т. е. между какими бы то ни было единицами фонетического письма и характеристиками акустических сегментов Р.
Квантовая теория Р., предложенная К. Стивенсом, основывается на простом факте, следующем из современной акустической теории речеобразования: при нем небольшие подвижки в способе артикуляции могут приводить к сильному изменению акустической картины. Соответствующие места в речевом сигнале легко обнаруживаются слуховой системой и служат, с одной стороны, некоторыми временными метками (реперами), а с другой — признаками, позволяющими распознавать элементы речевого сообщение. Такое предположение прямо соотносится с тем, что в большинстве языков имеются практически одинаковые фонемы: например, глухие и звонкие взрывные. Промежуточные акустические между указанными реперами элементы описываются слуховой системой по некоторому набору дифференциальных признаков, формируемых в процессе обучения речи ребенком. В результате распознавание слов возможно напрямую на основе сложного набора дифференциальных признаков, а не исходя из предварительного распознавания ограниченного набора временных сегментов — фонем. Последние в такой модели Р. оказываются только возможными идеальными вариантами описания слов в словаре в виде пучка дифференциальных признаков. При этом очевидно, что модель предполагает параллельное развитие продукции и восприятия речи в рамках онтогенеза. Фонема же проявляется только при обучении письменной речи и на стадии, когда уже хорошо освоена структура дифференциальных признаков и полностью сформулирована система входа с их помощью в словарь.
Аналогичны указанной и некоторые другие модели, связанные напрямую только со свойствами слуховой системы, которая способна определять сходство речевых сигналов, не привязывая их к тем или иным сугубо речевым особенностям. Общее для них — прямой переход от описания входного сигнала к словарю и утверждение фонемы как вторичного элемента.
Наоборот, вместо непосредственно слухового анализа речевого сигнала моторная теория речи (в ее развитом варианте) предполагает наличие у человека некоторого врожденного модуля, который переводит речевой акустический сигнал в набор артикуляторных шаблонов, соответствующих фонемной организации речи. Существенным в данной модели является то, что восприятие речевых и неречевых сигналов реализуется разными механизмами. Это позволяет объяснить целый ряд наблюдаемых явлений и экспериментальных данных. Согласно данной модели, развитие артикуляторных и речеслуховых способностей в онтогенезе опять-таки происходит параллельно. При освоении конкретного языка в акустикомоторном фонетическом модуле сохраняются только те из потенциальных врожденных шаблонов, которые характерны именно для этого языка.
Внешне похожа на моторную теорию Р. модель прямого реализма. Согласно ей, воспринимая слуховой системой речевой акустический сигнал, мы по нему восстанавливаем артикуляторные движения, с помощью которых он был создан, и уже после этого определяем, какие лингвистические единицы были произнесены. В отличие от моторной теории переход от акустического сигнала к артикуляциям определяется не наличием врожденного акустико-фонетического модуля, а общим свойством любой перцептивной системы восстанавливать исходные свойства источника соответствующей информации. (Аналогом служит способность зрительной системы восстанавливать цвет наблюдаемого предмета в широком диапазоне колебания частоты электромагнитных колебаний, возникающих в результате изменения освещения.) Очевидно, что комплекс артикуляционных движений организован не проще соответствующих акустических сигналов, но данная модель позволяет объяснить соответствие в развитии моторики и Р.
Все указанные модели позволяют объяснить ряд экспериментальных данных, касающихся Р. И каждая из них, как и ряд не рассмотренных здесь или гибридных моделей, обладает своей научной ценностью. К сожалению, вне поля их внимания остаются спонтанная речь и речь при значительных помехах и искажениях. Соответствующие проблемы сейчас важны не только в науке, но и для развития таких актуальных технических приложений, как автоматическое распознавание и синтез речи.
Принимая во внимание существование таких системообразующих факторов речи, как смысловая продуктивность, сегментность и помехоустойчивость, можно указать на ряд положений, которые необходимо учитывать при построении общей модели восприятия:
Главная задача восприятия — понимание смысла сообщения, которое ограничивается текстовыми и ситуационными рамками.
Говорящий и слушающий активно взаимодействуют в этих рамках.
Для переноса смысловой информации используются все акустические и лингвистические уровни.
При восприятии используется не только перцептивно воспринимаемая информация, но и ряд внутренних источников и источников, связанных с организацией лингвистический структуры и ситуацией общения.
Литература
Венцов А. В., Касевич В. Б. Проблемы восприятия речи. СПб., 1994.
Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007