Речевое развитие

Найдено 1 определение:

Речевое развитие

speech development) До 1960-х гг. большинство изучавших речевое (языковое) развитие специалистов смотрели на ребенка как на относительно пассивного ученика, к-рый слышал и впитывал речевые образцы более старших носителей языка. Два "прозрения" изменили эту т. зр. Первое состояло в осознании того, что дети говорят на своем собственном, "детском" языке, со специфическим набором правил и структур. Детская речь совершенно не похожа на искаженное упрощение языка взрослых. Второе заключалось в признании того, что дети сами по себе должны быть лингвистами, слушающими речь др. и строящими гипотезы о правилах языка. После чего они проверяют эти гипотезы, опираясь на них в попытках понять речь др. и выразить собственные мысли в речевой форме. Быстрота, с какой дети выучиваются говорить и овладевают родным языком, не сопоставима со скоростью приобретения умений и навыков в др. видах когнитивного научения, несмотря на сложность и абстрактность языковой структуры. Согласно Мак-Нейлу, основа богатой и сложной грамматической компетенции, достигаемой во взрослости, должна образоваться в весьма сжатые сроки: за первые 24 месяца жизни. Стадии развития. Развитие речи у маленьких детей строго соответствует последовательной модели. Что варьирует, так это скорость, с к-рой каждый ребенок проходит разные стадии. Подчас дети настолько быстро проходят ту или иную стадию развития речи, что складывается впечатление, будто они вообще ее пропустили. Доязыковая, или предречевая стадия продолжается до конца первого года жизни и охватывает периоды гуления и лепета. Обычно на третьем месяце ребенок переходит со стадии крика на стадию гуления. К 5 месяцам большинство детей переходит на стадию лепета, продуцируя все более разнообразные цепочки звуков. Нет убедительных доказательств, что гуление и лепет сколько-нибудь существенны для последующего Р. р. На поздних месяцах стадии лепета начинает утверждаться лингв. среда ребенка, и потому лепет постепенно приобретает нек-рые интонационные характеристики языка, на к-ром говорят окружающие. Первые слова появляются у ребенка обычно где-то в начале второго года жизни. С этого момента начинается стадия голофраз, когда ребенок употребляет единственное слово с намерением передать значение целого предложения. В возрасте 18-20 месяцев ребенок начинает соединять слова. Новые комбинации появляются с нарастающей частотой, и их состав быстро расширяется. Эти ранние попытки передавать сообщения путем комбинирования слов имеют следствием телеграфную речь, к-рая достаточно эффективна, несмотря на отсутствие артиклей, предлогов, аффиксов и др. формативных аспектов языка. Теоретические взгляды. Теоретики, экспериментаторы и исследователи речевого и языкового развития склонны делиться на 2 осн. лагеря в поисках ответов на нек-рые особо раздражающие фундаментальные вопросы. На одной стороне собираются эмпирики, обычно приверженные понятию языка как приобретенного умения. Противоположную позицию занимают рационалисты, к-рые предполагают наличие врожденного знания базовой структуры языка. Они утверждают, что та легкость и скорость, с к-рой дети проходят стадии языкового развития, м. б. обеспечена только за счет генетического биопрограммирования. Д. Байкертон поддерживает общую рационалистическую позицию, опираясь на выводы своих исслед. креольских языков. См. также Процессы коммуникации, Развитие в раннем детстве О. Джонсон
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Индивидуальный вклад характеристик материнской речи в речевое развитие ребенка первого года жизни

Гайкова Юлия Сергеевна, Ляксо Елена Евгеньевна
Материнская речь (МР) для ребенка на протяжении первого года его жизни является главным источником информации об основах родного языка.
Читать PDF

Речевое развитие детей и Вокально-речевое взаимодействие в триадах «Мать—близнецы»: лонгитюдное иссл

Куражова Анна Вадимовна, Ляксо Елена Евгеньевна
Целью настоящего исследования явилось изучение формирования речи детей-близнецов и характеристик вокально-речевого взаимодействия в триадах «мать—близнецы» на протяжении первых двух лет жизни детей.
Читать PDF

Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества

Королева Наталья Николаевна, Цейтлин Стелла Наумовна, Проект Юлия Львовна
Читать PDF

Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка

Русанова Лилия Сергеевна
Статья посвящена проблемам влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка.
Читать PDF

Речевое развитие детей в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации

Русанова Лилия Сергеевна
В статье описаны особенности речевого развития детей дошкольного возраста из однодетных и двухдетных семей в контексте внутрисемейной межличностной коммуникации.
Читать PDF

Речевое развитие школьников в процессе изучения метафоры: компетентностный подход

Максимова Алла Борисовна
В статье с позиций современного компетентностного подхода к обучению родному языку обосновывается эффективность формирования у учащихся ключевых компетентностей в процессе изучения ими метафоры как по
Читать PDF

Психологические особенности речевого развития дошкольников, обучаемых по авторской программе «Читайк

Ломбина Тамара Николаевна, Ратанова Тамара Анатольевна
В статье приведены данные об особенностях речевого развития дошкольников, обучаемых по программе «Читайка» в соответствии с закономерностями когнитивного развития в свете дифференционной теории и псих
Читать PDF

К вопросу об особенностях психического развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развит

Шемякина Ольга Владимировна
Статья посвящена описанию психологических особенностей детей раннего возраста с задержкой речевого развития, автором рассматриваются два уровня речевого развития детей данной категории.
Читать PDF

Современные подходы к анализу вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой

Гаранина Л. А., Российская Е. Н.
В статье обращается внимание на проблему систематизации проявлений сложного (комплексного) речевого нарушения у детей с различным психоневрологическим статусом, причинной обусловленностью, механизмами
Читать PDF

Изучение особенностей интеллектуального развития у детей с речевой патологией на примере алалии

Барабанов Р.Е.
Читать PDF

Исследование потребностной сферы дошкольников с нарушениями речевого развития

Валявко Светлана Михайловна
В современном образовательном пространстве всё более актуальной становится ориентация на индивидуальность ребенка и специфику его развития.
Читать PDF

Гендерные особенности речевого развития и сформиро-ванность навыков письма и чтения у детей 9-10 лет

Крещенко О.Ю., Хромова С.К.
Проведен сравнительный анализ речевого развития, навыков чтения и письма у детей 9-10 лет разного пола. Обнаружены особенности формирования этих сторон речи у мальчиков и девочек.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!