Речевое развитие
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
от рождения до взрослости разделяют на несколько периодов. Первый - подготовка словесной речи. Голосовые реакции в форме хныкания наблюдаются уже у новорожденных. На 3-4 неделе реакции превращаются в редкие отрывистые звуки - зачатки лепета, но до этого уже в 2-3 недели дети начинают прислушиваться к звукам, издаваемыми родителями, а в 2-3 месяца начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок ищет глазами взрослого - это зачатки речевого общения. Во второй половине первого года жизни у младенца появляются элементы речевого общения. Первоначально они выражаются в специфических реакциях на жесты взрослого, сопровождаемые словами. В 6-7 мес. ребенок начинает связывать воспринимаемый объект с определенным словом - именем или названием предмета. В 7-8 мес. значительно увеличивается количество слов, которые младенец связывает с определенными действиями или впечатлениями. В 8-9 мес. ребенок начинает активно подражать звукам, произносимыми родителями. До 11 мес. ежемесячный прирост словаря составляет от 5 до 12 слов, а в 12-13 мес. он увеличивается до 20-45 новых слов. Во втором периоде по признаку средней длины высказывания ребенка психологи (Р. Браун) различают стадии Р.р. 12-18 мес. - первоначальное овладение языком в форме слов-предложений; старше 18 мес. наблюдается морфологическая расчлененность речи - «телеграфная речь» из двух-трехслов- ных предложений. В раннем детстве Р.р. ребенка сопровождается словоизменениями, а за ними следуют видоизменения простых предложений. В дошкольном детстве Р.р. протекает особенно бурно: к шести годам ребенок уже оперирует развернутыми речевыми конструкциями, состоящими из сложноподчиненных предложений с практическими обобщениями и неологизмами. В этом возрасте начинается инте- риоризация речи, способствующая развитию операционального мышления. К началу обучения в школе ребенок осваивает фонетику, а активный словарь увеличивается до 2-3 тыс. слов. В 6-11 лет изучение и освоение письменной речи преобразуется в целенаправленную деятельность. Этот возраст сензитивен к овладению иностранными языками. В 12-18 лет под воздействием целенаправленного обучения овладение монологической и письменной речью достигает уровня самостоятельного сочинения на заданную тему. В 18-40 лет Р.р. претерпевает качественные преобразования: изменяется ее структура, лексический и грамматический состав, она становится контекстуальной, развернутые предложения содержат переносный смысл. В период акме речь субъекта выступает индикатором его интеллекта и характеризует преобладающий у него вид мышления.
Речевое развитие
speech development) До 1960-х гг. большинство изучавших речевое (языковое) развитие специалистов смотрели на ребенка как на относительно пассивного ученика, к-рый слышал и впитывал речевые образцы более старших носителей языка. Два "прозрения" изменили эту т. зр. Первое состояло в осознании того, что дети говорят на своем собственном, "детском" языке, со специфическим набором правил и структур. Детская речь совершенно не похожа на искаженное упрощение языка взрослых. Второе заключалось в признании того, что дети сами по себе должны быть лингвистами, слушающими речь др. и строящими гипотезы о правилах языка. После чего они проверяют эти гипотезы, опираясь на них в попытках понять речь др. и выразить собственные мысли в речевой форме. Быстрота, с какой дети выучиваются говорить и овладевают родным языком, не сопоставима со скоростью приобретения умений и навыков в др. видах когнитивного научения, несмотря на сложность и абстрактность языковой структуры. Согласно Мак-Нейлу, основа богатой и сложной грамматической компетенции, достигаемой во взрослости, должна образоваться в весьма сжатые сроки: за первые 24 месяца жизни. Стадии развития. Развитие речи у маленьких детей строго соответствует последовательной модели. Что варьирует, так это скорость, с к-рой каждый ребенок проходит разные стадии. Подчас дети настолько быстро проходят ту или иную стадию развития речи, что складывается впечатление, будто они вообще ее пропустили. Доязыковая, или предречевая стадия продолжается до конца первого года жизни и охватывает периоды гуления и лепета. Обычно на третьем месяце ребенок переходит со стадии крика на стадию гуления. К 5 месяцам большинство детей переходит на стадию лепета, продуцируя все более разнообразные цепочки звуков. Нет убедительных доказательств, что гуление и лепет сколько-нибудь существенны для последующего Р. р. На поздних месяцах стадии лепета начинает утверждаться лингв. среда ребенка, и потому лепет постепенно приобретает нек-рые интонационные характеристики языка, на к-ром говорят окружающие. Первые слова появляются у ребенка обычно где-то в начале второго года жизни. С этого момента начинается стадия голофраз, когда ребенок употребляет единственное слово с намерением передать значение целого предложения. В возрасте 18-20 месяцев ребенок начинает соединять слова. Новые комбинации появляются с нарастающей частотой, и их состав быстро расширяется. Эти ранние попытки передавать сообщения путем комбинирования слов имеют следствием телеграфную речь, к-рая достаточно эффективна, несмотря на отсутствие артиклей, предлогов, аффиксов и др. формативных аспектов языка. Теоретические взгляды. Теоретики, экспериментаторы и исследователи речевого и языкового развития склонны делиться на 2 осн. лагеря в поисках ответов на нек-рые особо раздражающие фундаментальные вопросы. На одной стороне собираются эмпирики, обычно приверженные понятию языка как приобретенного умения. Противоположную позицию занимают рационалисты, к-рые предполагают наличие врожденного знания базовой структуры языка. Они утверждают, что та легкость и скорость, с к-рой дети проходят стадии языкового развития, м. б. обеспечена только за счет генетического биопрограммирования. Д. Байкертон поддерживает общую рационалистическую позицию, опираясь на выводы своих исслед. креольских языков. См. также Процессы коммуникации, Развитие в раннем детстве О. Джонсон
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006