Речевое развитие это что такое Речевое развитие: определение — Психология.НЭС
РЕЧЕВОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО, ВРОЖДЕННОЕ

Речевое развитие

Найдено 1 определение:

Речевое развитие

speech development) До 1960-х гг. большинство изучавших речевое (языковое) развитие специалистов смотрели на ребенка как на относительно пассивного ученика, к-рый слышал и впитывал речевые образцы более старших носителей языка. Два "прозрения" изменили эту т. зр. Первое состояло в осознании того, что дети говорят на своем собственном, "детском" языке, со специфическим набором правил и структур. Детская речь совершенно не похожа на искаженное упрощение языка взрослых. Второе заключалось в признании того, что дети сами по себе должны быть лингвистами, слушающими речь др. и строящими гипотезы о правилах языка. После чего они проверяют эти гипотезы, опираясь на них в попытках понять речь др. и выразить собственные мысли в речевой форме. Быстрота, с какой дети выучиваются говорить и овладевают родным языком, не сопоставима со скоростью приобретения умений и навыков в др. видах когнитивного научения, несмотря на сложность и абстрактность языковой структуры. Согласно Мак-Нейлу, основа богатой и сложной грамматической компетенции, достигаемой во взрослости, должна образоваться в весьма сжатые сроки: за первые 24 месяца жизни. Стадии развития. Развитие речи у маленьких детей строго соответствует последовательной модели. Что варьирует, так это скорость, с к-рой каждый ребенок проходит разные стадии. Подчас дети настолько быстро проходят ту или иную стадию развития речи, что складывается впечатление, будто они вообще ее пропустили. Доязыковая, или предречевая стадия продолжается до конца первого года жизни и охватывает периоды гуления и лепета. Обычно на третьем месяце ребенок переходит со стадии крика на стадию гуления. К 5 месяцам большинство детей переходит на стадию лепета, продуцируя все более разнообразные цепочки звуков. Нет убедительных доказательств, что гуление и лепет сколько-нибудь существенны для последующего Р. р. На поздних месяцах стадии лепета начинает утверждаться лингв. среда ребенка, и потому лепет постепенно приобретает нек-рые интонационные характеристики языка, на к-ром говорят окружающие. Первые слова появляются у ребенка обычно где-то в начале второго года жизни. С этого момента начинается стадия голофраз, когда ребенок употребляет единственное слово с намерением передать значение целого предложения. В возрасте 18-20 месяцев ребенок начинает соединять слова. Новые комбинации появляются с нарастающей частотой, и их состав быстро расширяется. Эти ранние попытки передавать сообщения путем комбинирования слов имеют следствием телеграфную речь, к-рая достаточно эффективна, несмотря на отсутствие артиклей, предлогов, аффиксов и др. формативных аспектов языка. Теоретические взгляды. Теоретики, экспериментаторы и исследователи речевого и языкового развития склонны делиться на 2 осн. лагеря в поисках ответов на нек-рые особо раздражающие фундаментальные вопросы. На одной стороне собираются эмпирики, обычно приверженные понятию языка как приобретенного умения. Противоположную позицию занимают рационалисты, к-рые предполагают наличие врожденного знания базовой структуры языка. Они утверждают, что та легкость и скорость, с к-рой дети проходят стадии языкового развития, м. б. обеспечена только за счет генетического биопрограммирования. Д. Байкертон поддерживает общую рационалистическую позицию, опираясь на выводы своих исслед. креольских языков. См. также Процессы коммуникации, Развитие в раннем детстве О. Джонсон
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Речевое развитие — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Индивидуальный вклад характеристик материнской речи в речевое развитие ребенка первого года жизни

Гайкова Юлия Сергеевна, Ляксо Елена Евгеньевна
Материнская речь (МР) для ребенка на протяжении первого года его жизни является главным источником информации об основах родного языка. Целью данной работы было определение тех характеристик МР, которые вносят наибольший вклад в развитие речи ребенка на первом году жизни. Объектом исследования послужили 10 диад мать дитя, для которых проведен акустический инструментальный анализ МР и звуков ребенка в возрастные срезы 3, 6, 9, 12 месяцев. Выявлены характеристики материнской речи, значения которых изменяются с возрастом ребенка индивидуально для каждой диады. Результаты настоящего исследования подтвердили ранее имеющиеся поведенческие данные о значимости взаимодействия матери с ребенком на протяжении первого года жизни для его когнитивного развития и показали характеристики вокально-речевого поведения матери в процессе взаимодействия с ребенком, обеспечивающие прогресс в его речевом развитии.
Скачать PDF

Речевое развитие детей и Вокально-речевое взаимодействие в триадах «Мать—близнецы»: лонгитюдное иссл

Куражова Анна Вадимовна, Ляксо Елена Евгеньевна
Целью настоящего исследования явилось изучение формирования речи детей-близнецов и характеристик вокально-речевого взаимодействия в триадах «мать—близнецы» на протяжении первых двух лет жизни детей. Объектом исследования стали 5 триад «мать—близнецы». На основе методов инструментального спектрографического, перцептивного, фонетического анализа получены данные об особенностях раннего речевого развития детей близнецов и специфике материнской речи, обращенной к детям. Выявлены индивидуальные стили освоения речи у первого и второго ребенка в триадах, у детей из различных триад установлены разные уровни речевого развития, заключающиеся в разных сроках появления слоговых конструкций, первых слов, усложнении слоговой структуры слова, разнообразии согласных звуков. Речь матерей близнецов из разных триад отличается по значениям временных и спектральных характеристик. На основании полученных данных можно сделать заключение о большой вариативности в становлении речи близнецов.
Скачать PDF

Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества

Королева Наталья Николаевна, Цейтлин Стелла Наумовна, Проект Юлия Львовна
Скачать PDF

Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка

Русанова Лилия Сергеевна
Статья посвящена проблемам влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка. В статье описаны особенности речевого развития детей дошкольного возраста из городских и сельских семей, изложены результаты исследования показателей речевого развития и параметров семейных взаимоотношений в зависимости от места проживания ребенка. Показано, что уровень семейной гипопротекции, воспитательная неуверенность родителя, недостаточность и чрезмерность требований к ребенку со стороны родителей влияют на формирование лексикограмматического строя и связности детской речи.
Скачать PDF

Психологические особенности речевого развития дошкольников, обучаемых по авторской программе «Читайк

Ломбина Тамара Николаевна, Ратанова Тамара Анатольевна
В статье приведены данные об особенностях речевого развития дошкольников, обучаемых по программе «Читайка» в соответствии с закономерностями когнитивного развития в свете дифференционной теории и психофизиологии дошкольного возраста, а также результаты исследования когнитивного и речевого развития дошкольников в ходе формирующего эксперимента.
Скачать PDF

К вопросу об особенностях психического развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развит

Шемякина Ольга Владимировна
Статья посвящена описанию психологических особенностей детей раннего возраста с задержкой речевого развития, автором рассматриваются два уровня речевого развития детей данной категории.
Скачать PDF

Современные подходы к анализу вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой

Гаранина Л. А., Российская Е. Н.
В статье обращается внимание на проблему систематизации проявлений сложного (комплексного) речевого нарушения у детей с различным психоневрологическим статусом, причинной обусловленностью, механизмами развития, проявлениями речевых и неречевых нарушений. Проводится анализ клинико-психологической картины дизонтогении у детей с первичной и вторичной речевой патологией, рассматривается вариант речевого дефекта как составляющего (рядоположенного) компонента в структуре сложного (комплексного) нарушения развития.
Скачать PDF

Изучение особенностей интеллектуального развития у детей с речевой патологией на примере алалии

Барабанов Р.Е.
Скачать PDF

Исследование потребностной сферы дошкольников с нарушениями речевого развития

Валявко Светлана Михайловна
В современном образовательном пространстве всё более актуальной становится ориентация на индивидуальность ребенка и специфику его развития. Несмотря на признание психолого-педагогическим сообществом ведущей роли мотивационно-потребностной сферы исследований этого базиса личностного развития проводится недостаточно. Рассматриваются результаты сравнительного исследования потребностной сферы дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием и анализируется связь потребностей с другими личностными характеристиками.
Скачать PDF

Гендерные особенности речевого развития и сформиро-ванность навыков письма и чтения у детей 9-10 лет

Крещенко О.Ю., Хромова С.К.
Проведен сравнительный анализ речевого развития, навыков чтения и письма у детей 9-10 лет разного пола. Обнаружены особенности формирования этих сторон речи у мальчиков и девочек. К моменту окончания начальной школы грамотное оформление письменной речи, а также сформированность различных компонентов устной речи у мальчиков сформировано хуже, чем у девочек. Лучшая успеваемость девочек в этом возрасте объясняется большим количеством взаимосвязей между всеми исследуемыми компонентами речевого развития.The comparative analysis of speech development, reading and writing skills in 9-10-year-old children was held. Sex differences were found out. By the moment they finish primary school literacy of oral written speech and the development of different components of oral speech is less developed in boys than in girls. Better academic success that girls show at this age is explained by various interconnections among all the components of speech development.
Скачать PDF

Динамика развития внешней структуры речевого опыта личности

Орап Марина Олеговна
Представлены результаты эмпирического изучения динамических характеристик речевого опыта личности. В разрабатываемой нами теоретической концепции речевого опыта личности последний рассматривается как система, суть которой процесс, продукт обработки и представления в речевой форме результатов взаимодействия субъекта с окружающим, которое делает возможным и упорядочивает речевое освоение мира личностью. В статье проанализированы результаты исследования внешней структуры речевого опыта в двух возрастных группах детей младшего школьного возраста (194 респондента) и периода «ранняя взрослость» (386 респондентов) с помощью метода факторного анализа. Изложены основное содержание и интерпретация полученных факторов. Результаты сравнения содержания факторов в двух возрастных группах позволяют обозначить динамику развития внешней структуры: развитие осуществляется путем интеграции объединения отдельных частей в единое целое, при этом части не механически сливаются друг с другом, а диалектически изменяются, приобретая новые качества. Генерализация отдельных частей приводит к появлению трех факторов во взрослом возрасте, которые обнаруживают четкую направленность на опосредование речевого освоения мира личностью.
Скачать PDF

Задержка речевого развития у детей раннего возраста (психологический и логопедический аспекты)

Шипицына О. С., Гирилюк Т. Н.
Скачать PDF