РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
речь с точки зрения деятельностного подхода в психологии, т.е. речь, выступающая в виде самостоятельной деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-л. неречевую деятельность; структура Р. д. включает этапы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации речевых действий и контроля. Внешняя реализации Р. д. обеспечивается работой органов речевого аппарата

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Речевая деятельность
специфическая форма поведения человека, обслуживающая две неразрывно связанные стороны его деятельности — коммуникативную и интеллектуально-мыслительную.
Как средство коммуникации Р. реализуется в основном в акустико-звуковом виде через процессы речеобразования и речевосприятия, но может существовать также в жестовой форме (см. Жесты). Специфический культурный вариант Р. как коммуникативной системы — письменная Р. (см. Речь письменная).
Р. реализует ряд следующих основных коммуникативных функций, среди них:
информативная — передача сведений о внешнем мире или его внутреннем отображении; реализуется на вербальном (словесном) уровне (см. Речь устная);
эмотивная — передача информации о внутреннем психофизиологическом состоянии говорящего; происходит как на вербальном уровне, так и за счет тембральных и просодических (интонация, ритмика, громкость) характеристик;
императивная — управление поведением воспринимающего; реализуется на вербальном и просодическом уровнях;
фатическая — установление дружественного контакта; на вербальном уровне принимает вид информационной: разговоры о погоде, о политике, сплетничание и т. п.; осуществляется в ряде невербальных проявлений;
оценочная — отношение к предмету говорения; обеспечивается всеми уровнями речевого сигнала: от звукового (фоностилистика) до типа построения фраз, просодических характеристик и т. д.;
индикативная — указания на индивидуальность (имя, фамилия), социальный статус и другие подобные характеристики;
металингвистическая — объяснения речевых терминов через другие. Можно указать и другие функции, в той
или иной степени реализуемые в различных вариантах речевого поведения: например, Р. поэтическая, ритуально-магическая. В реальной разговорной Р. все перечисленные функции могут проявляться в тех или иных комплексных вариантах.
При этом следует указать прежде всего на три особенности Р., которые отличают ее от коммуникационных систем животных и которые принципиально влияют на механизмы речепорождения и речевосприятия. Это продуктивность, сегментная структура и помехоустойчивость.
Под продуктивностью Р. понимается возможность создавать сколь угодно большое количество речевых сообщений, что достигается целым рядом способов. Прежде всего благодаря механизмам синтагматики и парадигматики, т. е. через наращивание цепочек речевых элементов и изменение элементов в них. При этом соответствующие механизмы действуют на всех уровнях речевой системы: акустико-фонетическом, лексико-синтаксическом, семантическом. Конечно, продуктивность возможна не только благодаря таким механизмам. Используется и целый ряд других: семантическая размазанность речевых единиц, метафоричность, оценочноконнотативный сдвиг смысла высказывания и т. д. Однако наиболее очевидные и активно задействованные синтагматичность и парадигматичность требуют появления второй особенности Р. — сегментной структуры речевого сообщения, морфемо-лексической, фонетической и акустико-сегментной.
Следующее существенное отличительное качество речевой системы — помехоустойчивость. Она необходима не только для обеспечения различимости практически неограниченного числа речевых сообщений, но и сама по себе выступает системообразующим фактором Р., т. е. тем свойством, которое обеспечивает существенное отличие функционирования целого (т. е. речевой системы) от суммы его составляющих.
Под помехоустойчивостью понимается не только обеспечение работы коммуникационной системы при наличии внешних мешающих факторов: шумов, искажений и т. п. Следует учитывать и субъективные факторы: психологическое состояние субъектов, принимающих участие в коммуникативном акте, возможность отвлечения внимания и т. д.
Еще одна из составляющих функционирования речевой системы, которую следует отнести к помехоустойчивости, — это возможность быстрого обучения Р. в онтогенезе: на малом и неполном материале (см. Развитие речи).
Есть целый ряд свойств слуховой системы, которые обеспечивают ее защищенность от помех. Однако экспериментальные данные свидетельствуют, что речеслуховая система обладает рядом специфических свойств, не связанных с общеслуховым восприятием. При этом речеслуховая система не становится надстройкой над общеслуховой, а в некоторой степени даже блокирует общеслуховое восприятие в пользу восприятия Р.
Кроме того, защищенность от помех обеспечивается многопараметрическим формированием акустического облика речевых звуков. Передача лингвистической информации обеспечивается рядом параллельно действующих систем различительных признаков. Это свойство позволяет обеспечить устойчивость системы коммуникации как к внешним помехам, так и к некоторым отклонениям работы речеобразующего аппарата и канала связи.
Очень высокая помехоустойчивость системы речевой акустической коммуникации определяет еще одно свойство Р. — необязательность стандартного воспроизведения одного и того же речевого сообщения как на сегментно-звуковом, так и на грамматическом уровне.
Роль Р. как инструментальной базы интеллекта плохо поддается определению и классификации. Созданный внутренний мир дает возможность аутокоммуникации и служит базой сознания, т. е. отделения себя от внешнего мира и тем самым осознания продленности своего существования. Можно перечислить ряд задействованных в интеллектуальной деятельности функций, где использование речеязыковой базы необходимо:
конструирование абстрактных идей;
овладение опытом и его аккумулирование;
хранение больших объемов информации;
организация (планирование) долговременного поведения;
контроль социального и индивидуального поведения.
Этот список может быть продолжен. См. также Мозговые структуры речи, Развитие речи, Речевосприятие, Речеобразование.
Литература
Вартанян И. А. и др. Восприятие речи. Л., 1988.
Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001.
Фланаган Дж. Л. Анализ, синтез и восприятие речи. М., 1968.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
582.08 кб

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Забусова Е.И., Лазарева А.Ю., Колодченко В.В.
Речевая деятельность осуществляется в течение всей жизни человека. Она объединяет людей. Общение невозможно представить, не осуществить вне речевой деятельности
Читать PDF
736.14 кб

Текстовая деятельность vs речевая деятельность

Карих Татьяна Владимировна
Описана проблема сходств и различий между речевой и текстовой деятельностью. Особое внимание обращено на диалог, контакт и сотрудничество в процессе межкультурной коммуникации.
Читать PDF
1,003.65 кб

Детское речевое развитие в деятельности стихосложения

Грехова Ирина Петровна
В статье рассматривается одна из важнейших проблем психологии развития проблема развития речи как одной из высших психических функций.
Читать PDF
526.29 кб

Речевая деятельность и системно-деятельностный подход

Сычёв Роман Владимирович
Обосновывается необходимость преодоления классического понимания системы и деятельности, рассматривается проблема методологического отрыва человека от его собственной деятельности, предлагаются возможные пути преодоления такого ра
Читать PDF
1.03 мб

Развитие речевой деятельности детей с нарушениями речи

Сунагатуллина И.И.
Целью статьи является привлечь внимание учителей начальных классов к нарушениям устной и письменной речи у младших школьников, раскрыть влияние этих нарушений на успеваемость, в первую очередь по родному языку, и организовать их у
Читать PDF
433.95 кб

Методы, приёмы и принципы обучения речевой деятельности

Негматова М.М.
В статье автор рассматривает одну из самых актуальных проблем современной лингводидактики методы и приёмы совершенствования речевой деятельности учащихся.
Читать PDF
254.00 кб

Обучение видам речевой деятельности в национальной школе

Магомед-Касумов Грозбек Магомедрасулович
Статья посвящена обучению нерусских учащихся различным видам речевой деятельности, между которыми существует неразрывная связь: умения говорить и слушать представляют устную форму речи, а читать и писать письменную.
Читать PDF
3.37 мб

Нейропсихологический подход к анализу речевой деятельности

Карпенко Диана Алексеевна
В статье автором предпринята попытка анализа строения и развития речевой деятельности с позиции различных психологических подходов и взглядов видных ученых-психологов.
Читать PDF
770.36 кб

УЧЁТ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Исроилова Ёкутой Баходыровна
в статье показана роль информационно-коммуникационных технологий. Раскрыт учёт когнитивных процессов в речевой деятельности студентов, изучающих английский язык.
Читать PDF
228.16 кб

Взаимосвязь видов речевой деятельности при обучении слушанию

Паклина А.В.
В статье анализируется проблема обучения дошкольников слушанию, выделены особенности слушания как вида речевой и учебной деятельностиThe article analyzes the problem of teaching listening to pre-school children.
Читать PDF
217.76 кб

О ресурсе речевой коммуникации в педагогической деятельности

Ворожцова Ирина Борисовна
В статье рассматриваются проблемы речевой коммуникации как одного из основных аспектов деятельности педагога.
Читать PDF
476.77 кб

Проявление типа характера человека в его речевой деятельности

Валиулина В. Р., Чеботарева Е. Ю.
В статье анализируется связь между типом характера человека и особенностями его письменной речевой деятельности, а также описываются речевые проявления основных типов характера.
Читать PDF
38.20 кб

Взаимосвязанное обучение нескольким видам речевой деятельности

Соболева Инесса Николаевна
Даются рекомендации о необходимости учета темперамента студентов при работе над иностранным языком и целесообразности обучения студентов технических вузов разговорному языку. Библиогр. 2 назв.
Читать PDF
173.85 кб

Дидактическая игра как технология развития речевой деятельности

Валеева Р. З.
The article deals with the problem of language education of correspondent students. The author represents the theoretical positions of bilingualism in Russian and foreign pedagogics.
Читать PDF
4.15 мб

Сочетание видов речевой деятельности в концепции А. Г. Баранова

Никитина Екатерина Евгеньевна
В статье представлены факты из биографии крупного специалиста в области методики обучения чтению Алексея Григорьевича Баранова, которые оказали существенное влияние на формирование его взглядов как исследователя.

Похожие термины: