Речеобразование

Найдено 1 определение
Речеобразование
процесс Р. состоит из следующих уровней:
замысел высказывания;
формирование высказывания на глубинных уровнях, т. е. не связанных со структурой конкретного языка (см. Развитие речи);
поверхностный уровень (конкретный язык);
программа артикуляторного синтеза;
формирование речевого акустического сигнала.
Процесс Р., в принципе, может начинаться с любого из указанных уровней. Этап перехода от формы артикуляторного тракта к акустическому сигналу — предмет рассмотрения акустической теории Р. Она представляет собой основу всех методов анализа речи.
Процесс Р. акустически состоит из двух относительно независимых этапов:
Возникновение звука в артикуляторном тракте. Может реализоваться тремя способами: путем периодической модуляции голосовыми складками воздушного потока, подаваемого из легких (голосовой источник); генерацией шума турбулентными завихрениями воздушного потока в сужениях речеобразующего аппарата (шумовой источник); возбуждением звука путем скачкообразного изменения давления воздуха при резком раскрытии смычки в артикуляторном тракте (импульсный, или взрывной, источник).
Формирование частотного состава возбужденного звука в акустическом фильтре, образованном активными и пассивными артикуляторными органами, и излучение сформированного звука в пространство через рот и нос.
В зависимости от типа источника возбуждения речевые звуки могут относиться к следующим классам:
голосовой источник — гласные и сонорные;
шумовой — глухие щелевые;
импульсный — глухие взрывные;
голосовой совместно с шумовым — звонкие щелевые и аффрикаты (согласные, состоящие из взрывного и щелевого элементов);
голосовой с импульсным — звонкие взрывные.
При работе голосового источника спектр (частотный состав) звука имеет дискретный (гармонический) характер. Самая низкая составляющая, соответствующая частоте смыкания — размыкания голосовых складок, называется основным тоном (Fo). Частоты остальных дискретных составляющих голосовых звуков получаются умножением величины основного тона на целые числа и называются гармониками основного тона, их интенсивность падает с увеличением частоты. Шумовой и импульсный источники дают спектр сплошного вида.
Речеобразующий тракт рассматривается как система акустических резонаторов или как акустический фильтр, в котором могут усиливаться или подавляться отдельные составляющие возбужденного звука. При этом формируется акустическое различие отдельных речевых сегментов, фонем. Классическая теория предполагает независимость работы механизмов возбуждения звука и резонансно-фильтрового формирования его фонемо-различительного облика. Резонансы, служащие для усиления спектральных составляющих излучаемого звука, называются формантами, служащие же для подавления (что характерно для носовых и назализованных звуков) — антиформантами. Обычно при аппаратурном анализе речевых сигналов за форманты принимаются выраженные максимумы в амплитудночастотном спектре.
Гласные звуки отличаются от сонорных, имеющих тот же гармонический характер спектра, большей интенсивностью (благодаря более широкому раскрытию артикуляторного тракта). Как для гласных, так и для согласных характерно также противопоставление компактных и диффузных звуков по признаку большей или меньшей концентрации энергии в каком-либо участке спектра. Более тонкие различия звуков определяются конкретным положением формант или полос шумовых составляющих спектра, а также соотношением интенсивностей спектральных составляющих звука.
В слитной речи реализуется непрерывный переход от одного артикуляторного уклада к другому, что приводит к непрерывному изменению акустической картины. С относительной достоверностью могут быть выделены стационарные и переходные участки. Последние характеризуют взаимодействие артикуляторных укладов и служат источником дополнительной информации о фонемах, взаимодействующих в потоке речи. В ряде случаев «стационарные» участки, характерные для изолированного произношения речевых звуков, могут вырождаться вплоть до полного исчезновения.
Высказывание в целом характеризуется также просодической структурой, которая акустически проявляется как изменение частоты основного тона во времени, изменение длительности и интенсивности сегментов.
Литература
Фланаган Дж. Л. Анализ, синтез и восприятие речи. М., 1968.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007