РЕЧЬ СВЯЗЬ С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Найдено 1 определение
РЕЧЬ СВЯЗЬ С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
связь Р. с познавательными процессами человека имеет исторический характер, и это надо понимать так, что данная связь не является изначально существующей, что она возникла на определенном этапе истории развития речи и познавательных процессов человека. Когда эти процессы достигли высшего уровня своего развития и превратились в высшие психические функции, эта связь стала настолько естественной, что стало казаться, что она будто бы существовала всегда и свойственна познавательным процессам от природы. На ранних этапах развития внимание ребенка не связано с Р., и это объясняется тем, что внимание как познавательный процесс в онтогенезе начинает функционировать намного раньше того, как ребенок практически овладевает Р. Однако дальнейший процесс развития внимания оказывается самым тесным образом связанным с развитием Р. Сначала вниманием ребенка с помощью Р. сознательно начинает управлять взрослый человек; затем, подражая ему, ребенок сам начинает пользоваться Р. для управления вниманием взрослого человека; наконец, ребенок научается пользоваться собственной внешней и внутренней Р. для управления своим вниманием. Аналогичный процесс происходит и по мере развития памяти. Она, как и внимание, включается в работу намного раньше того периода времени, когда дети овладевают Р. Вначале память детей выступает исключительно как непроизвольная и непосредственная. Затем, используя слова, обращенные к ребенку, взрослый человек начинает напоминать ребенку о тех или иных вещах. Р. взрослого человека становится для ребенка фактором, извне управляющим его памятью. Вскоре после этого наступает период, когда сам ребенок, овладев Р., начинает использовать ее для управления собственной памятью через взрослого человека и делает он это поначалу с помощью внешней Р. Например, встретившись с каким-либо интересным для него предметом и забыв его название, ребенок обращается к взрослому человеку с вопросами: «Что это?» или «Как это называется?» На заключительном этапе развития памяти ее внутренним регулятором становится собственная внутренняя Р. ребенка. Для того чтобы что-то вспомнить, он вслух или про себя повторяет слова, связанные с содержанием припоминаемого материала. То же самое он делает и тогда, когда необходимо что-либо запомнить. В этом, последнем случае Р. также становится средством управления процессом запоминания. На высших уровнях развития памяти человека вся основная информация, которая необходима ему для жизни, хранится в памяти в речевой форме.
То же самое касается и двух других познавательных процессов: воображения и мышления. Выражение «интеллектуальная функция речи» понимается как прямое указание на ту роль, которую Р. человека играет в организации и управлении его мышлением. Мышление представляет собой процесс решения задач, и большую часть своих жизненных задач, особенно тогда, когда они решаются человеком совместно с другими людьми, он решает, пользуясь Р. Результатом решения задачи нередко выступает какая-либо мысль или идея. Она также выражается в слове. Когда мы говорим о высшем уровне развития мышления-о словесно-логическом, то в нем интеллектуальная функция Р. проявляется в том, что Р. выступает как внутреннее средство организации процесса мышления и его регуляции.
Практически все слова, входящие в состав языка и используемые в Р. человека в форме понятий, несут в себе какие-либо знания, добытые людьми. Появление новых слов в языке обычно связано с тем, что старых слов, существующих в нем, уже недостаточно для того, чтобы полно и точно выразить вновь полученные знания. Интеллектуальное развитие отдельно взятого человека выражается не только в освоении им новых слов, но и в том, что известные ему слова постепенно наполняются для него все более глубоким интеллектуальным содержанием. Речь является не только выразителем уже готовой, сложившейся мысли. Любая мысль сразу в наиболее совершенной форме не появляется, она постепенно рождается в слове. При превращении мысли в слово мысль постепенно совершенствуется и становится более точной. Следовательно, Р. в ее интеллектуальной функции выступает и как средство совершенствования мышления.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007