РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ Речь прокурора

РЕЧЬ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ

Найдено 1 определение:

РЕЧЬ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ

Как известно, основные синдромы речевых расстройств возникают при локальных поражениях левой гемисферы (у праворуких). Однако доминирование левого полушария в отношении речи и речевых функций (письма, чтения, счета, слухоречевой памяти, мышления и др.) является относительным. Не следует забывать о возможности двухстороннего представительства речевой функции и о скрытом левшестве. Речевая патология у леворуких (левшей) является самостоятельной проблемой нейропсихологии.

Клинические исследования показывают, что при поражениях правого полушария (у праворуких) могут возникать слабо выраженные речевые расстройства, названные Пенфилдом дисфазиями. Например, у больных, страдающих эпилепсией, описаны речевые автоматизмы (пароксизмально возникающие) при поражении правого полушария (так же часто, как и при левосторонних очагах). Опыт нейрохирургии показывает, что при левосторонней гемисфе-рэктомии в некоторых случаях речь целиком не разрушается: больные понимают отдельные простые вопросы, дают на них краткие ответы, выполняют простые речевые инструкции, требующие ответа в невербальной форме. При правосторонних поражениях (чаще всего височной и лобно-центральной локализации) наблюдаются нарушения речи в виде снижения речевой инициативы, монотонности высказывания, изменения тональности голоса, силы звучания, изменения темпа речи, нарушения эмоциональных компонентов речи (как в речевой экспрессии, так и в понимании эмоционально окрашенной речи собеседника.

Таким образом, важной специализированной функцией правого полушария является обеспечение нелингвистических компонентов речи. Анализ этих характеристик при нейропсихологическом исследовании позволяет выделять критерии для топической диагностики поражения правого полушария (преимущественно его височных и лобно-центральных отделов), в особенности при малой выраженности других клинических или нейропсихологических симптомов.

Оцените определение:

Источник: А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы, 2004 г.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей. Показано, что функции правого полушария в обеспечении речи эволюционируют от активации речевой деятельности через обеспечение сенсорных эталонов и двигательной основы речи к личностно-смысловому базису всей речевой и мыслительной деятельности.
Скачать PDF

Влияние фактора пола на психические процессы в онтогенезе при локальных поражениях головного мозга

Лассан Людмила Павловна
Проанализированы результаты нейропсихологического исследования 808 детей и подростков 7-18 лет, из них 689 больные с локальными поражениями головного мозга (опухолями, кистами, сосудистой патологией, гидроцефалией), 119 здоровые. Выявлены половые различия психической деятельности и их зависимость от характера патологического процесса головного мозга и возраста.
Скачать PDF

Патопсихологическое исследование когнитивных процессов при органических поражениях головного мозга c

Саковская Вера Геннадьевна
В статье представлен анализ состояния когнитивных психических процессов у больных с органическими поражениями головного мозга. Патопсихологическими методиками было обследовано 124 больных с психоорганическим синдромом, развившимся вследствие травмы, нейроинфекции, интоксикации и сосудистой патологии головного мозга. Полученные данные указывают на снижение когнитивных процессов с преобладанием нарушений мышления по органическому типу и памяти, но коэффициент интеллекта (IQ) оставался на уровне нормы. Это повышает значимость экспериментально-психологического обследования когнитивных процессов для оценки структуры и степени выраженности когнитивных нарушений, а также вариантов психоорганического синдрома у таких больных в практике медико-социальной экспертизы.
Скачать PDF

Ситуативная речь как показатель эмоционального и физиологического состояния человека

Куцырева М. А.
Статья освещает результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи эмоциональности и ее проявлении в речи и физиологических параметрах испытуемого. Проведенное исследование подтвердило наличие этой взаимосвязи, а также выявило несколько новых интересных данных. The article reports the results of the investigation covering the correlation of emotionality, its manifestation in speech and test subjects' physiological characteristics. The research confirms that the above-mentioned correlation exists and also elicits new interesting facts.
Скачать PDF

Ранняя помощь детям с перинатальным поражением нервной системы, воспитывающимся в условиях дома ребе

Устинова Елена Ивановна, Матютина Зинаида Сергеевна
Рассматривается одно из самых актуальных направлений специальной педагогики и психологии ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Представлены результаты комплексного изучения детей 1-го и 2-го годов жизни с перинатальным поражением нервной системы, находящихся в доме ребенка. Описана специфика коррекции коммуникативной, эмоционально-поведенческой, когнитивной, двигательной сфер и психики в целом в ходе развивающего взаимодействия взрослого и ребенка.
Скачать PDF

Движения правого и левого глаза во время фиксации при эмметропии и миопии

Кошелев Дмитрий Иванович
Рассмотрены особенности движений правого и левого глаза во время монокулярной фиксации у детей и взрослых с эмметропией и миопией. Обнаружено более высокое качество движений правого глаза. При миопии различия в качестве движений правого и левого глаза достигают статистически значимых величин.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая организация учебно-тренировочного процесса паралимпийцев с поражением опорн

Шуба Виктория Викторовна
Представлена коррекционная работа с паралимпийцами с поражением опорно-двигательного аппарата. Проанализировано нынешнее состояние существующих методик и методов. Рассмотрены вопросы разработки новых подходов, связанных с дифференцированным программированием в учебно-тренировочном процессе паралимпийцев. В эксперименте принимали участие 46 спортсменов (мужского пола) с поражением опорно-двигательного аппарата. В работе использовались данные исследований тревожности на разных этапах психокоррекционной программы. Проведена и детально описана оценка эффективности тренинговой программы. Результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания новыми представлениями о возможности использования дифференцированного подхода к разработке методики учебно-тренировочного процесса паралимпийцев. Установлены закономерности проявления тревожности и психокоррекционных мероприятия, которые характерны для паралимпийцев с поражением опорно-двигательного аппарата.
Скачать PDF

Влияние перинатального поражения ЦНС и социальных факторов на формирование синдрома дефицита внимани

Гомбалевская Мария Сергеевна
Наибольший вклад в формирование последствий перинатального поражения центральной нервной системы в виде малой мозговой дисфункции с синдромом дефицита внимания и гиперактивности вносят биологические факторы (особенности течения беременности, родов, постнатального периода). Социальные факторы, воздействующие на ребенка в постнатальный период, оказывают влияние на формирование личности и поведение ребенка.
Скачать PDF

Размышления над книгой: Т. Н. Ушакова. Речь: Истоки и принципы развития. М. : per se, 2004

Соколов Евгений Николаевич
Скачать PDF

Профессиональная речь психологов разных специализаций

Каменева Татьяна Витальевна
Автор рассматривает особенности профессиональной речи психологов, которые работают в разных секторах. Проведены теоретический анализ, психолог-ученый, психолог-практик, психолог-педагог, психолог-консультант. Выделенны интегративные качества, которые важны для психологов всех специальностей и специализаций.
Скачать PDF

Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 1

Дорфман Леонид Яковлевич
Представлен краткий библиографический обзор исследований поражения и деструкции, выполненных в зарубежной психологии в последние десятилетия в теоретическом и эмпирическом ключе. Обозначены основные вехи ее предыстории и выделения в самостоятельный предмет психологического исследования. Человек терпит поражение или поражает себя в силу преднамеренных или непреднамеренных действий, отношений, восприятия, приводящих в той или иной степени к изменению (повреждению или разрушению) его психических структур. В результате поражения человек начинает враждебно относиться к себе, другим людям, предметам, вещам, животным, событиям и т. п. Деструкция может быть психическим расстройством и в то же время быть присущей психически здоровым людям. Выделяются три направления и, соответственно, три области исследований поражения и деструкции. Первая область самопоражение и самодеструкция, вторая область социально обусловленные поражения, третья область ментальные поражения. Одним из первых идею деструкции в духе психоанализа разрабатывал З. Фрейд. В академической психологии внимание обращается на деструктивных действия и деструктивные паттерны личности. Главный критерий анализа деструктивных действий степень их осознания. По этому критерию выделяются три возможные модели нанесения человеком вреда себе: первичная самодеструкция, обмены и контрпродуктивные стратегии. Феноменология (и соответствующие эмпирические конструкты) деструктивных тенденций личности не устоялась и несколько варьирует от одних исследований к другим.
Скачать PDF

Взаимосвязь образа физического «я» и механизмов психологической защиты личности инвалидов с поражени

Гольцов Александр Викторович
В статье содержатся результаты эмпирического исследования, ориентированного на выявление особенностей взаимосвязи механизмов психологической защиты личности и образа физического «Я» инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Инвалидность, связанная с поражением опорно-двигательного аппарата и наступившая вследствие разнообразных травм, по своей психологической сути является серьезным и тяжело переживаемым кризисом развития личности. Автор обосновывает актуальность исследования, определяет степень ее научной разработанности, формулирует гипотезу и проверяет ее в процессе эмпирического исследования. В процессе исследования было выявлено, что жалость к себе, эгоцентризм обусловливают преувеличение привлекательности анатомических и социальных характеристик образа физического «Я», равно как и обидчивость, уязвимость, честолюбие, ревнивость, враждебность. Стремление же преодолеть травмирующие обстоятельства, исправить свои недостатки детерминирует увеличение искажения функциональных особенностей образа физического «Я». Рационализация, как механизм психологической защиты, обусловливает адекватность восприятия своей телесности и стремление к самоконтролю развития своего физического «Я».
Скачать PDF