РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Письменная речь
особый вид речи, использующей графические символы для передачи речевых звуков.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Письменная речь
Категория. Вид речи.
Специфика. Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ
общение вербальное (словесное) посредством текстов письменных; речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде всего в виде письменного текста.
Бывает непосредственной (обмен записками во время заседания) и отсроченной (письмо) - причем оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.
Отличается от речи устной не только использованием графики, но и грамматически (прежде всего синтактически) и стилистически - типичными для нее синтактическими конструкциями и специфичными стилями функциональными. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, коей нужно специально овладевать; отсюда - особая задача обучения речи письменной в школе.
Поскольку текст речи письменной может восприниматься единовременно или хотя бы большими "кусками", восприятие речи письменной и речи устной сильно отличаются.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Речь письменная
вид речи, заключающийся в вербальном (словесном) общении людей с использованием письменных текстов. Р. п. отличается от устной (см. Речь устная) прежде всего тем, что она изображается графически — с помощью письменных знаков. Другое, весьма существенное в психологическом плане отличие — то, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно, предшествующее ему слово уже больше не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В Р. п. дело обстоит иначе: как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, человек может вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. В определенном смысле это создает преимущества Р. п. перед устной. Она может строиться более произвольно, написанное всегда остается перед нашими глазами. По той же причине Р. п. легче понимать. Вместе с тем Р. п. — более сложная форма. Она требует более продуманного построения фраз и точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать Р. п. эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Кроме того, она состоит в несколько ином отношении к мысли, чем устная. Иными словами, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и Р. п. по-разному. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим — устно.
Литература
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т. 3.
Лирия А. Р. Язык и мышление. М., 1979.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Речь письменная
Маўленне пісьмовае / Written speech– передача языковой информации посредством буквенных обозначений звуков, слов, фраз. Представляет собой разновидность монологической речи, которая обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Письменная Р. как вид общения наиболее трудна. Для передачи психического состояния, эмоций, мыслей необходимо наиболее полно, последовательно и понятно излагать сведения, факты. Отсутствие интонации и непосредственно воспринимаемого невербального поведения надо восполнить использованием образных выражений, умелым подбором размеров предложений, знаками препинания и т. д. Письменная Р. в психологическом плане обладает большим числом степеней свободы (для воспринимающего), чем сообщение в устном или жестово-мимическом виде Р., что может приводить к неточному пониманию. То же касается и порождения письменной Р.: в отличие от устной, особенно диалогической Р., она допускает сознательный перебор и оценку вариантов содержания и языкового оформления сообщения. Письменную Р. человек начинает осваивать в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, обычно в результате целенаправленного обучения. Полностью же письменная Р. формируется не раньше старшего школьного возраста. Обучение письменной Р. является сложной педагогической задачей, успех которой зависит от многих факторов, в том числе от наличия разнообразных дефектов психического развития. Значительную трансформацию письменная Р. приобретает в связи с цифровизацией, что также обусловливает сложности в ее формировании.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Письменная речь
письменная речь состоит из системы знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи, которые, в свою очередь, являются знаками для реальных предметов и отношений. Постепенно эта срединная или промежуточная связь отмирает, и письменная речь превращается в систему знаков, непосредственно символизирующих обозначаемые предметы и отношения между ними. овладение этой сложной системой знаков не может совершаться исключительно механически, извне овладение письменной речью является на самом деле продуктом длительного развития сложных функций поведения ребенка. (5.3, 155) письменная речь есть совершенно иной (с точки зрения психологической природы образующих ее процессов) процесс, чем устная, изменяется и ее физическая и семическая сторона по сравнению с устной. Главное отличие: письменная речь есть алгебра речи и наиболее трудная форма сложной волевой деятельности. (18.1, 61) замедление письменной речи вызывает не только количественные, но и качественные изменения, так как в результате этого замедления получаются уже новый стиль и новый психологический характер детского творчества. Активность, стоявшая на первом месте в устной речи, отходит на задний план и сменяется более детальным вглядыванием в описываемый предмет, перечислением его качеств, признаков и т.д. (11.1, 54) Трудности письменной речи: она безынтонационная, без собеседника. Она представляет собой символизацию символов, в ней труднее мотивация. Письменная речь стоит в ином отношении к внутренней речи, она возникает позже внутренней речи, она самая грамматичная. Но она стоит ближе к внутренней речи, чем внешняя речь: она ассоциируется со значениями, минуя внешнюю речь. (1.1.9, 163) Ситуация письменной речи есть ситуация, требующая от ребенка двойной абстракции: от звучащей стороны речи и от собеседника. (1.2.1, 237) Письменная речь более произвольна, чем устная Ребенок должен осознать звуковую сторону слова, расчленить его и произвольно воссоздать в письменных знаках. (1.2.1, 238 – 239, 240) самая многословная, точная и развернутая форма речи (1.2.1, 339) Если принять во внимание перечисленные моменты: речь без реального звучания, речь, оторванную от той речевой деятельности, которая у нас есть, и речь, проходящую в молчании, то увидим, что имеем дело не с речью в прямом смысле, а с символизацией звуковых символов, т.е. с двойной абстракцией. Мы увидим, что письменная речь так относится к устной речи, как алгебра к арифметике. Письменная речь отличается от устной также и со стороны мотивации... в письменной речи ребенок должен в большей степени осознавать процессы говорения. Устной речью ребенок овладевает без такого полного осознания. Ребенок раннего возраста говорит, но не знает – как он это делает. В письменной речи он должен осознавать самый процесс выражения мысли в словах. (3.5, 439 – 440) См. Внутренняя речь, Знак, Мотивация, Мысль, Речь, Слово, Функция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
338.52 кб

Письменная речь: обучение или освоение

Месеняшина Людмила Александровна
В статье анализируются результаты эксперимента, направленного на поиск подхода к формированию письменной речи по образцу освоения ребенком родного языка. Рассматривается вопрос о том, что в таком случае может сыграть роль инпута
Читать PDF
200.52 кб

Письменная речь как форма речетворческой деятельности

Махмудов Ахмедович Махмудов, Никулина Татьяна Геннадьевна
В статье проанализирована сущность понятий «письменная речь», «речевая деятельность», «речетворческая деятельность».
Читать PDF
121.59 кб

Разговорная и письменная речь: проблемы взаимодействия

Мухин Николай Юрьевич
Статья посвящена рассмотрению положительных и отрицательных результатов взаимовлияния разговорной и письменной речи, а также особому положению разговорного стиля в отношении установления литературных норм и его функционирования.
Читать PDF
3.97 мб

Психологические особенности овладения письменной речью на иностранном языке

Адельшина Наталья Александровна
Освещаются психологические особенности eq овладения письменной речью на eq иностранном языке. Рассматривается eq взаимосвязь внутренней и внешней речи, eq объясняется термин eq «вторичный текст».
Читать PDF
217.72 кб

Мотивационный аспект подготовки старших дошкольников к овладению письменной речью

Васьковская Юлия Витальевна
Статья посвящена обоснованию актуальности проблемы формирования у дошкольников мотивации к письменной речи как нового пути в овладении письменной речью не с позиции «обучения», а самостоятельного «освоения».
Читать PDF
922.82 кб

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью

Санникова Наталья Геннадьевна
Статья посвящена вопросам развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью.
Читать PDF
220.90 кб

Письменная речь школьника как педагогическая проблема(синергетический закон «Возвращения» технологий

Ахметова Мария Николаевна
В данной статье раскрывается проблема потребности ребенка в самовыражении, желании самому организовать свои действия. Реализуется такая потребность в письменной речи школьника.
Читать PDF
273.79 кб

Письменная речь в системе работы по развитию русской связной речи учащихся начальных классов национа

Тлехурай Марзият Касеевна
Статья посвящена актуальной проблеме развития связной русской речи учащихся начальных классов национальной школы. Особое внимание уделяется развитию письменной речи, как наиболее сложной форме речевой деятельности.
Читать PDF
67.66 кб

Использование интегрированных заданий на чтение и письменную речь для развития профессионально-комму

Ершова Татьяна Андреевна, Коренев Алексей Александрович
Настоящее исследование рассматривает умение проверять и оценивать письменные работы студентов, а также предоставлять обратную связь в виде исправлений и комментариев как важную составляющую профессионально-коммуникативной компетен
Читать PDF
149.21 кб

Письмо как «Рецептивная ступень » процесса овладения письменной речью младшими школьниками исследова

Иншакова О.Б.
В статье обосновывается необходимость терминологического различения понятий «письмо» и «письменная речь». Письмо рассматривается с позиций начальной ступени в процессе овладения сложной психической деятельностью письменной речью.
Читать PDF
180.30 кб

Из опыта работы над письменной научной речью на практических занятиях курса «Русский язык и культура

М. Н. Лаврова
Статья посвящена методическим проблемам преподавания русского языка и культуры речи в техническом вузе. Очерчен круг вопросов, связанных с поисками наиболее эффективных приемов организации работы по данной дисциплине.
Читать PDF
1.62 мб

Можно ли развивать письменную речь младших школьников с первых дней обучения, или еще раз о методе Д

М. И. Кузнецова
Статья посвящена анализу метода обучения чтению и письму, созданного прекрасным детским психологом, одним из основоположников теории учебной деятельности Даниилом Борисовичем Элькониным.