РЕЧЬ И ВЕРБАЛМОДЕЛИ
РЕЧЬ И ВЕРБАЛМОДЕЛИ
форма коммуникации-контакта, кот. опосредствуется языком, лингвистическими структурами, лингвоязыковыми моделям и мультимодели Р.и.в. включают в свой объем-контекст процессы генерации и восприятия референций-компендиумов-сообщений для тех или иных целей общения-коммуникации, а также для целей-задач контроля-регуляции собственной деятельности, к примеру, индивидуально-имманентная Р. или же индивидуально-эгоцентрическая Р.; в псих. как науке подетально изучаются-интерпретируются мультимодели Р.и.в. в корреляции с психофункциями-психопроцессами субъекта, с его ментальными процессами, актами сознания + подсознания, с механизмами памяти, воли, с чувственно-эмотивными реакциями, что позволяет кардинально-дифференциально исследовать-изучать модельно-структурные компоненты личности субъекта в когеренции с его деятельностью-активностью; речевую деятельность, вербал-активность можно рассматривать как целостно-системный акт деятельности субъекта, когда. например, вербал-модель, речевой акт имеет специфико-мотивационную интенцию подсоединенную-агломерацированную к неречевым аспектам активности; модельно-структурные компоненты рече-вербальной деятельности, несколько адекватны модельно-структурным компонентам действия, если рассматривать вербал-модели с позиций ориентации-программирования-регуляции-контроля-операциональности-результативности; речь может представлять собой набор вербальных стереотипов, с помощью коих субъект оценивает-индексирует ситуацию или же набор-арсенал новых, постоянно меняющихся, речевых моделей-конструктов, сынтенционированных на инкарнацию-метаболизацию коммуникативных факторов, социума-бытия; письменная и устная речь находятся в тесном корреляте между собой и их взаимосвязь-взаимоассимиляция специфичны тем, что одна и другая могут подготавливать-репродуцировать в равной мере феномены самой устной Р. или письменной Р.; достоверно-разговорная Р. может иметь некие грамматико-синтаксические аномалии-деривации, тогда как гармонично-художественная речь более стройна-конгруэнтна кондициям-условиям обстановки-антуража; речевой аппарат (Р.а.) — орган, участвующий в трансформации и тектонизации-конституировании звуков самой речи; феномены Р.а. можно дифференцировать на три блок-системы из расчета их амплуа в звукообразованиях-звукоморфологизациях-акустикоконститутивах: А. дыхательно-энергетическая — тут базальными явл. дыхательные органы, как источники энергетических балансов для репродукции-возникновения звука, звуковых феноменов; В. репродуктивно-генеративная — акустические вибраторы, при флуктуации-лабильности коих конституируются-образуются акустические волны, группы акустических волн (голосовые складки гортани — акустическо-тоновый вибратор; щели и замки, кот. получаются во рту при феноменах артикуляции языка и губ, акустическо-шумовой вибратор); С. базально-резонаторная блок-система, в кот. конституируются-продуцируются-образуются, почти конгруэнтные для данного звука, матрицы-форманты (надставная трубка, кот. состоит из полости носа, рта, глотки и их локусов); грудная клетка, межреберные мышцы, диафрагма и группо-мышечный аппарат репродуцируют-создают воздушную струю-поток, кот. направляется, под феноменами давления, в гортань и далее уже, в надставную трубку; надставная трубка в акустико-конституировании-звукообразовании исполняет две генеральных функции — функцию шумовибратора и резонатора; сам шумовибратор конституирует-образовывает глухие согласные буквы и, в корреляте с тоновым вибратором, конституирует-образовывает звонкие и сонорные согласные, а резонанс продуцируется-инкарнируется в итоге-результате трансформации формы-конфигурации объема надставной трубки: мультиэлементы обертонов, кот. сопровождают базальный тон, усиливаются, другие же элементы—заглушаются, акустически деинтенсифицируются, что и репродуцирует-тектонизирует-воссоздает специфико-акустический речевой тембр мультизвуков, а рот и глотка, как бинарно-ассимилятивный резонатор задействованы в репродукции-произнесении любого мультиречевого звука; сами органы речи контролируются-регуяируются кортикально-базальными функциями коры бол. пол. гол. мозга, а также подкорковыми конститутивами-образованиями, посредством нервно-центробежных волокон, а благодаря такому изоморфно-конгруэнтному феномену и происходит-репродуцируется конгруэнтно-феноменальная работа, функциональность всех речевых органов; за-метим, что от проприоцептивных, тактильных и др. рецепторов, находящихся в речевых органах в локально-мозговые локусы-центры поступает импульсация-информация о результатах репродукции-произнесения речевых звуков, что, т.о., дает возможность корригировать последующую речерепродукцию-речеконститутив-речепроиэнесение; деформации речи (Д.р.) — они могут каузальноизироваться-происходить ввиду нарушения нормальной эволюции у детей, кот. вызваны различными заболеваниями, к примеру, при деформациях нормального восприятия аудиально-звуковой речи из-за аномалий периферических отде-лов слухового анализатора, при деформациях отделов Ц.н.с., кот. продуцируют-программируют анализ и синтез полученных сигналов, их обработку и организацию-тектонизацию индивидуально-речевых высказываний, феномены Д.р. могут наблюдаться-фиксироваться при аберрациях систем, кот. передают нервные кодоимпульсы от самой коры к периферическим органам речи, а также при дифференциально-анатомофизиологических девиантностях-катаклизмах самих органов речи; самые базально-дифференциальные Д.р. наблюдаются-фиксируются при аберрациях-поражениях в речевых зонах-локусах коры бол. пол. гол. мозга (см. афазия); имманентная речь (И.р.) — дифференциальные формы трансформации-апробации языка, языковых моделей, связанных и с процессами коммуникации или же с индивидуально-вербальными процессами; дифференцируют три матрицы И.р.: имманентное проговаривание, т.е. речь «про себя, речь в себе», кот. способствует решению ментальных задач в различных экстремально-онтологических ситуациях; просто имманентная речь, как феномен-средство-прием в мыслительно-ментальных актах с использованием специфико-дифференциальных единиц, мультикодов, мультисхем, мультипарадигм, объект-предметных кодов-сигналов, объект-предметных индексов-значений-ориентиров, а такая форма мышления константно имеет индивидуально-специфические модели, антитезные структурам-моделям экстероиндивидуальной речи; имманентное целепрограммирование, как матрица конституирование-моделирование и обобщение специфико-индивидуальных компонентов идеи, концепции, проекта, цели, или же речевых референций, резюме, аргументаций; жестикуляционная речь (Ж.р.) — это модус коммуникации между индивидами, кот. лишены слуха, с помощью дифференциальных жестов, модальноизирующих-характеризующих специфико-лексические и специфико-грамматические общевербальные закономерности-феномены; базально-семантический компонент Ж.р. — это жесты и их дифференциально-функциональное использование в различных сферах коммуникации-общения, когда сами мультижесты сукцессивно-приемлемо-конгруэнтно используются-репродуцируются для репродукции слов, вербальных моделей; письменная речь (П.р.)—контактирование-общение с помощью, письменных текстов или же в форме письма, обмена эпистолами-записками, записками-референциями во время симпозиума, конгресса; устная речь (У.р.) — вербально-словесная коммуникация с помощью языковых средств, языковых моделей, индивидуально-лингвистических программ, кот. воспринимается субъектом с помощью слуховых анализаторов; процессы, связанные с генерацией-репродукцией У.р., включают-коррелируют-подсоединяют в свою модель индивидуальные ориентиры-индексы субъекта, проблемы, связанные с планированием вербальных актов, с речерезультирующими феноменами, а также с динамическо-артикуляционными аспектами У.р.; эгоцентрическая речь (Э.р.) — термин изобрел Ж. Пиаже, а феномены Э.р. регулируют и контролируют, по его мнению, практическую деятельность-активность ребенка, генезисно-эволюционно восходят к экстерокоммуникативной речи, экстерокоммуникативным вербалмоделям и явл. продуктами парциально-индивидуальной интериоризации, что позволяет рассматривать Э.р. как стадийно-фазовый этап перехода от экстероречи к имманентной речи; речь осуществляет две следующие базально-онтологическо-социальные функции: а) коммуникативно-контактную функцию, с учетом дифференциальных мультифеноменов общения между субъектами и б) речь — это средство-модус отражения-выражения-интерпретации поведенческих паттернов, мыслей, концепций, эмоций-чувств -переживаний; в коммуникативных моделях, связанных с речевыми функциями необходимо дифференцировать, в кардинально-онтологическом порядке, функции референции и функции побуждения к акту, действию, поступку, к совершению поведенческого паттерна-реакции; при факторах референции-сообщения-дайджеста, субъект может фиксированно указывать на какой-либо предмет-объект, их детали, функции, ингредиенты, состояния, свойства, а сама функция может денотатироваться-дефиницироваться как индикаторно-дефинитивная; субъект может также высказывать свои суждения-аргументации-резюме по какому-либо предмету-проблеме, тогда его речевая функция может рассматриваться-интерпретироваться как предикативно-ориентировочно-индексная функция; дискурс-укажем, что речь, речевые модели субъекта, чаще всего в коммуникативно-социальных факторах, сынтенционированы на то, чтобы вызвать у другого субъекта те или иные мысли, чувства, эмоции, переживания, стремления, желания, акты поведения, выгодные, к примеру, одному из субъектов, поэтому такая функция психологическо-речевого воздействия одного индивида на другого может денотатироваться-обозначаться-дефиницироваться, как функция психологическо-вербального воздействия одного субъекта на субъекта-визави; индивидуально-речевые феномены побуждают субъектов размышлять-осмысливать те или иные предметы, эпизоды, события, фрагменты бытия, специфику индивидуально-личностного поведения других субъектов, их замыслы, цели, задачи, чувства, переживания, а интенционально-конститутивная сила речи зависит от ее мультиэкспрессивности, поэтому функции речи часто можно эксплицировать-интерпретировать как феномены чувственно-эмотивно-экспрессивной речи; индивидуальная тектокичность-экспрессивность речи зависит от модельно-структурных конститутивов тектонизации предложений, дифференциально-селективного отбора слов, конституирующих-образующих эйдетику-образность языка, лингвомодели, кот. ясны-доступны для их осмысления другим индивидам, а также экспрессия-гармоничность речи зависят от ритмо-интонационных структур, сопровождающих речь, от тонизации-обертонизации акустическо-темпоральных феноменов, от экспрессивно-симметричных трансформаций аттитюд-арабеск, экспрессивно-пантомимических движений, экспрессивно-метаболических метаархитектонизаций мультимимических моделей лица, от конгруэнтно-выразительных жестов индивида; с помощью речи субъект овладевает дифференциально-дискурслогическими матрицами мышления, апробирует различные вербально-операциональные акты мышления и сама речь становится т.о., модусом анализа-аналогизации-сравнения-синтеза-обобщения того или иного материала, информмоделей, объектов-предметов-феноменов наличной реальности, а речевые функции, задействованные-коррелируемые-конвергенцируемые с другими психическими процессами, с перцептивно-визуализированными актами, способствуют эффективному запоминанию информации-информмоделей, а также эффекто-феноменам репродукции-воспроизведения информмоделей-предметов-объектов и их деталей-ингредиентов-предикатов-свойств-элементов; элементарная лексическая единица языка — это слово, а уже в слове, словоформах-словокоррелятах дифференцируют содержательную семантику и экстероформу — интеграцию звуковых факторов, визуально-оптические воспринимаемые модели, содержательную артикуляцию эйдетических феноменов, а сами слова делятся на слоги и в каждом слове одни слоги могут произноситься более акустично-громко, чем другие, слова же в предложении произносятся неидентично, здесь все зависит от ритмо-речевых тональностей, от ударения, пауз, акустической темпоральности, партитурной мелодики, тембрации и других траснформационных факторов тектонизации-построения речи, а при помощи интонирования репродуцируются-интерпретируются вопросительный характер-модальность высказываний-суждений, императивная модальность оценок-суждений-приказов-инструкций, при помощи кондиций-факторов мультиинтонирования субъектом осмысливаются различные высказывания резюме-выводы, кот. имеют базальное значение в трансформации процессов коммуникации; в самих же ритмоинтонационных вербалголограммах-вербалрисунках, — имеется ввиду их мультиинтонационно-тоническо-акустическая сторона, — отражается-фиксируется-акустикоинтерпретируется отношение субъекта-говорящего к тому, что он сам же сообщает-референцирует-говорит.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.