РЕАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ реальность субьективная

РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 2 определения термина РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Реальность (3), которая зависит от соглашения в группе или фактически определяется им. Этот термин применим ко всему - от очень маленьких групп до целого общества. Таким образом, социальная реальность, разделяемая маленькой группой фанатиков, ожидающих конца света на вершине горы, столь же "реальна", как почти универсальная убежденность в ценности образования.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Реальность социальная

то, что реальным считает или определяет группа людей. Так, социальная реальность, разделяемая небольшой группой фанатиков, ожидающих во время коллективного психоза конец света, для них столь же "реальна", как почти повсеместная убежденность в ценности науки или образования.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Субъективная реальность и принятие решений в социальной реальности

Переверзева Н.Ю.
Скачать PDF

Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность

Батурин Николай Алексеевич, Матвеева Лариса Геннадьевна
Работа посвящена анализу социального и эмоционального интеллекта как видам интеллекта. Выделены основные признаки конструктов, в соответствии с которыми тест может быть назван интеллектуальным, независимо от специфики объектов, на понимание которых он направлен. Проведен анализ феноменов, близких к социальному и эмоциональному интеллекту: уровень эмоциональности и социализированности человека, свойства личности, связанные с эмоциональной и социальной сферами психического функционирования. Выделены виды психических явлений, для измерения которых требуется выделение трех различных видов конструктов и соответствующих им трех видов тестов.
Скачать PDF

Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания

Знаков Виктор Владимирович
В статье анализируются три реальности, в которых живет человек, - эмпирическая, социокультурная и экзистенциальная. Каждой реальности сопоставлены домены социального знания, с помощью которых они описываются, - моральный, конвенциональный и персональный. Обосновано положение о том, что реальности понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понимания-постижения. Показано, что человек одновременно существует в разных реальностях, понимает их на неодинаковых психологических основаниях и использует для описания различные типы социального знания.
Скачать PDF

Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальнос

Зеер Эвальд Фридрихович, Кормильцева Мария Владимировна
В статье говорится об особенностях профессиональной идентичности в контексте социально обусловленных конфликтующих реальностей. Важное значение в становлении данной идентичности имеет социальное положение личности в системе отношений. Поэтому авторами было предпринято исследование профессионального самоопределения студентов в зависимости от их социометрического статуса в учебной группе. При этом межличностные отношения рассматривались в качестве конфлик-тогенов, порождающих конфликтующие реальности профессионального самоопределения студентов. Теоретической основой исследования выступила концепция профессионального становления личности, смыслообразующим фактором этого процесса стало самоопределение человека в ситуациях конфликтующих реальностей. При построении методики исследования использовались диагностика профессиональной идентичности и методы социометрии. Обобщение и анализ полученных эмпирических данных позволили выявить различия в степени выраженности компонентов профессиональной идентичности студентов в зависимости от их статуса в учебной группе. Важным результатом исследования стала установленная закономерность, что межличностные отношения в процессе обучения порождают конфликтующие реальности профессионального самоопределения, которые отражаются в изменениях профессиональной идентичности. Результаты исследования могут быть использованы для организации психологического содействия успешному профессиональному становлению личности.
Скачать PDF

Социокогнитивная транзитивность социальных представлений о жизненной реальности (русскоэтничная моло

Бакшутова Екатерина Валерьевна, Рулина Татьяна Константиновна
В рамках подходов социального конструкционизма (картина мира, внутренний план реальности) и культурно-исторической опосредованности (групповые стереотипы интерпретации реальности) выполнено эмпирическое исследование социокогнитивной транзитивности (различение консервативных, транзитивных и инновационных социальных ориентаций городской и квазигородской молодежи мегаполиса). Опираясь на опыт исследователей, разрабатывавших опросники для изучения социальных представлений о различных феноменах социальной реальности, а также на метод обоснованной теории, авторы представили опросник консерватизма социальных представлений, а также результаты исследования, проведенного на выборке в 300 человек русскоэтничной молодежи, проживающей в Самаре и относящейся к разным поколениям (горожане и квазигорожане). Консерватизм в данной работе рассматривается как феномен личностной и общественной мировоззренческой стагнации, отчуждения и иммобильности, формирующихся на основе использования устаревших социокогнитивных стереотипов в самоидентификационных процессах и выражающихся анахроничными, иммобильными представлениями в процессах социального сравнения, ведущих к обесценению потребностей развития личности и социальной общности. Новаторство социальных представлений возникает (и описано в статье на основе полученных результатов) как интегрированное понимание социальной реальности, в которой субъективная реальность симметрична объективной реальности, а не определенной нормативной модели. Доказано, что квазигородская молодежь трансформирует городскую ментальность (цивилизационную) в традиционалистскую. В исследовании выявлено, что социальные представления региональной молодежи актуализируют феномен консерватизма как фактор бессознательного сопротивления изменениям, хотя развиваются процессы расслоения феномена и его ослабления. В целом антагонизм социального познания модернистского и традиционалистского генеза не выявлен. Обнаружено, что городская молодежь всего лишь характеризуется более ослабленными уровнями консерватизма социальных представлений в отличие от квазигорожан.
Скачать PDF

Формирование субъективных (виртуальных) моделей физической и социальной реальности сознанием человек

Луценко Евгений Вениаминович
С одной стороны, человек является физическим объектом, а с другой - личностью. Поэтому и с реальностью он взаимодействует с одной стороны непосредственно как физический объект, а с другой стороны как личность, т.е. опосредованно через свою психику. На основе информации от органов чувств сознанием человеком создается субъективная модель реальности. Человек ошибочно принимает свою субъективную модель реальности за саму реальность, т.е. неоправданно присваивает ей онтологический статус, осуществляет гипостазирование. Фактически, как реальность человек осознает не саму реальность, а лишь свою субъективную модель этой реальности. В результате, как физический объект человек живет в физическом мире, а как личность он живет в своей субъективной модели физической и социальной реальности, созданной на основе информации, поступающей на его органы чувств непосредственно и из СМИ. В работе рассматривается процесс формирования субъективной 3D-модели реальности на основе большого числа 2D изображений, проводится различие в содержании терминов: «Видеть» и «Воспринимать», анализируется преобразование объективных восприятий в субъективный факт сознания и обратно. В результате гипостазирования субъективной модели реальности, наблюдаются все те же самые эффекты, что и в виртуальной реальности (эффект реальности; эффект присутствия; эффект деперсонализации; эффект виртуализации целей, ценностей и мотиваций). Поэтому, есть все основания считать различные субъективные модели реальности, формируемые при различных формах сознания, виртуальными моделями. Изучаются различные следствия из этих положений
Скачать PDF

Рефлексивные способности как фактор освоения социальной реальности

Гусева Е.А.
В статье рассмотрена роль рефлексии в развитии мышления, личностных структур, поведения и выбора способов деятельности. Представлен исторический анализ исследования рефлексии. Показана необходимость развития рефлексивных способностей, способствующих эффективной деятельности специалистов, руководителей в управленческой практике
Скачать PDF

Феномен бытовой устной коммуникации и конструирование социальной реальности

И. А. Егорова
Скачать PDF

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ДИНАМИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Суворова И.Ю.
Статья посвящена анализу теории динамики идентичности Г. Брейквелл. Описывая формирование идентичности в социальном контексте, данная теория не отвечает на вопрос о структуре идентичности и особенностях конструирования социальной реальности в случае, когда связь с контекстом нарушается. В статье делается предположение о том, что отвержение социальной реальности связано с нарушением структуры идентичности. Гипотеза подтвердилась эмпирически (0,319 < r < 0,424; 0,01 < p < 0,05).
Скачать PDF

Формирование концепта политической реальности в неклассической философии

Штанько М.А.
Статья посвящена анализу процесса формирования концепта политической реальности в неклассической философии. Дается определение базовой категории «реальность» посредством соотнесения ее с тождественными философскими дефинициями. Показано многообразие представлений о политической реальности в философских концепциях XX в. Охарактеризовано соотношение между социальной и политической реальностью человека.
Скачать PDF

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated. Modern cognitive sciences unite set non-comparable before models and the estimations of a reality presented in cognitive psychology, gnoseology, linguistics, neuropsychology, psychosemantics, cybernetics, and the mathematician, concepts of an artificial intellect, informatics and a computer science. The understanding of a reality ambiguously also depends on a method of its knowledge. Модели реальности / models of reality, Когнитивные науки /cognitive sciences
Скачать PDF

Об одном подходе к изучению влияния виртуальной реальности на человека-оператора

Непомнящий В.А.
Скачать PDF