РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ РЕАКТИВНЫЙ

РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЗЫ

Найдено 1 определение:

РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЗЫ

Под реактивными состояниями и психозами понимают психические расстройства, возникающие под влиянием психической травмы. Несмотря на то что психическая травма играет этиологическую роль в возникновении реактивного состояния, большое значение имеют особенности почвы, на которой она возникает. Реактивные состояния легче появляются у психопатической личности, у которой они могут быть следствием декомпенсации психопатии. Но и у здорового человека может возникнуть психогенная реакция. Она развивается тем легче, чем более была снижена выносливость нервной системы к внешним воздействиям. Это может явиться следствием перенесенных инфекционных заболеваний, травмы головы, сосудистых заболеваний, переутомления, длительной бессонницы. Такую же роль может играть и возраст. Например, пубертатный и климактерический периоды оказываются более ранимыми в отношении внешних воздействий. Сам характер психической травмы также имеет значение для возникновения психогенной реакции. Острые потрясения вызывают иные реакции, чем длительные, тяжелые травмирующие переживания.

Выделяют аффективные шоковые реакции. Они чаще наблюдаются при массовых катастрофах (землетрясение, пожар, кораблекрушение). Клинически они проявляются в гиперкинетической и гипокинетической форме.

Гиперкинетическая форма характеризуется тем, что больной дезориентирован, не узнает окру.жающих, мечется, обращается в бегство, совершает бессмысленные поступки. Двигательное возбуждение носит совершенно беспорядочный характер.

При гипокинетической форме больной становится недвижимым, молчаливым. Иногда наблюдается так называемый эмоциональный паралич: человек не испытывает никаких эмоциональных реакций страха, хотя ясно понимает все, что вокруг происходит, и сознает опасность.

Аффективно-шоковые реакции сопровождаются выраженной деятельности.

Патогенетически аффективно-шоковые реакции связаны с возникновением запредельного торможения в нервной системе под влиянием сверхсильного раздражителя. После аффективно-шоковой реакции у больных остается амнезия, иногда бывают отрывочные, неясные воспоминания. Лишь при эмоциональном параличе, при котором не бывает нарушения сознания, не наблюдается и последующей амнезии. Аффективно-шоковые реакции бистре проходят, они являются полностью обратимыми.

Депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия). Клиническая картина характеризуется депрессивным аффектом с оттенком раздражительности, иногда злобности, легким двигательным торможением, вследствие чего больные много времени проводят в постели. Сон и аппетит нарушены. Мышление обычно сосредоточено на травмирующих событиях, вызвавших депрессию. Идей самообвинения не наблюдается. Иногда больные проявляют лабильность аффекта, бывают капризны, внимательно следят за отношением к ним окружающих.

Реактивные депрессии возникают под влиянием психических травм. Они отражают общие закономерности реактивных состояний, а именно: по времени они совпадают с травмирующим переживанием; в клинической картине травмирующие переживания получают выражение, принимая участие в образовании особенностей клинических проявлений. Третьей особенностью является обратимость этого реактивного состояния: депрессия исчезает либо по прошествии некоторого времени, либо после разрешения травмирующей ситуации. Течение реактивной депрессии зависит как от особенностей травмирующей ситуации, так и от характерологических особенностей больного и его состояния- к моменту возникновения реакции. У лиц пожилого возраста с церебральным атеросклерозом реактивная депрессия носит более протрагированный характер. Затяжным течением могут также отличаться реактивные депрессии, возникшие на почве травматической энцефалопатии, на основе выраженных состояний астении после перенесенных соматических заболеваний и наличия реактивно-лабильной психопатии. Депрессия, связанная с тяжелой, не разрешившейся, длительно травмирующей ситуацией, также может носить протрагированный характер.

Лечение. Терапия больных реактивной депрессией проводится по общему принципу лечения депрессивных больных (см. Психофармакология).

Клиническая картина острого реактивного параоида состоит из бредовых идей отношения и преследования, возникающих на фоне резко выраженного страха. Имеются и галлюцинации, как зрительные, так и слуховые. Больным кажется, что о них все говорят, угрожают им. Они слышат голоса близких людей. В содержании параноида отражается травмирующая ситуация, тревога за свою судьбу.

Реактивные галлюцинозы наблюдаются крайне редко. На первый план в клинической картине выступают слуховые галлюцинации. Больной слышит множество голосов, при-надлежащих знакомым или родственникам. Одни голоса бранят больного, другие защищают его. Наблюдаются бредовые идеи отношения, воздействия и преследования. Настроение обычно пониженное, с оттенком страха и тревоги, иногда состояние возбуждения.

Оба этих вида реактивных состояний возникают остро и имеют кратковременное течение. Иногда галлюциноз протекает волнообразно. В ночное время галлюцинаторные расстройства выявляются более остро.

Возникновению этих видов реактивных состояний предшествует обычно не только травмирующая ситуация, но и длительное Переутомление, бессонница, соматическое неблагополучие, а также изменение характера внешней обстановки. Эти состояния наблюдаются в судебнопсихиатрической практике; они описываются как параноиды внешней обстановки (С. А. Суханов), как железнодорожные параноиды (С. Г. Жислин).

Дифференциальная диагностика этих реактивных состояний обычно не вызывает больших затруднений в связи с их быстрой обратимостью при изменении внешней обстановки. Более часто встречаются истерические реакции. Они характеризуются наличием выразительной симптоматики и проявляются небольшим количеством клинических картин, которые могут переходить друг в друга. Они могут протекать в форме истерических нарушений сознания, которые описаны под названием синдрома Ганзера и близкого к нему состояния - псевдодеменции, а также пуэрилизма и реактивного ступора.

Ганзеровский синдром характеризуется истерическим сумеречным расстройством сознания, во время которого больные дают нелепые ответы на самые простые вопросы, обнаруживают неспособность производить самые простые действия, не понимают назначения обыденных предметов. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что нелепые ответы больных обычно находятся в плоскости поставленного вопроса. Больные бесцельно топчутся, со-вершают неправильные поступки. Состояние протекает остро и заканчивается в течение нескольких дней. Псевдодеменция отличается от ганзеровского синдрома меньшей выраженностью нарушений сознания. Больные также дают неправильные ответы на простые вопросы. Делая ошибки при простых действиях, больные неожиданно могут справиться со сложной задачей. Выражение лица глуповатое, больные таращат глаза, иногда смеются, однако аффект чаще депрессивный. Иногда бывают состояния тревоги. Псевдодеменция может протекать остро и заканчиваться в несколько дней, но иногда продолжается месяцами (см, также Неврозы. Истерия).

Пуэрилизм. Клиническая картина его характеризуется выраженными чертами детскости в поведении, мимике и речи, харак-тере суждений и эмоциональных реакций. Больные начинают играть в игрушки, делают кораблики, капризничают, плачут, называют себя детскими именами. При выполнении элементарных заданий делают такие же ошибки, как и больные с псевдодеменцией. По сравнению с псевдодеменцией пуэрилизм имеет тенденцию к более продолжительному течению (см. также Неврозы. Истерия)., Иногда в травмирующей ситуации может развиться психогенный ступор, которому может предшествовать одно из описанных выше реактивных состояний. Психогенный ступор выражается в полной обездвиженности больных и мутизме. На лице больных обычно выражение страха, они отказываются от пищи, бывают неопрятны. Наблюдаются тахикардия, повышенная потливость. Эта форма реактивного состояния развивается постепенно, имеет тенденцию к затяжному течению.

Особенностью всех истерических реакций является их способность переходить из одной формы в другую, а также склонность к полному обратному развитию. при дифференциальном диагнозе реактивных состояний с Другими психическими заболеваниями приходится учитывать возможность психогенного начала ряда психических болезней. Поэтому тщательное наблюдение над динамикой реактивного состояния в этих случаях необходимо; это дает возможность своевременно установить правильный диагноз.

Дифференциальный диагноз реактивных состояний должен проводиться между психогенными психозами и другими нозологическими формами психических заболеваний. Требуется разграничить реактивные, или психогенные, депрессии и депрессивную фазу маниакально-депрессивного психоза. Особенности клиники депрес-сивной фазы маниакально-депрессивного психоза, наличие в ней суточных колебаний настроения, идей самообвинения, витальных расстройств настроения позволяют исключить реактивную депрессию и в тех случаях, когда возникновение фазы совпало с психической травмой.

Иногда трудность диагностики вызывается тем обстоятельством, что развитие эндогенной депрессии, возникшей в связи с психической травмой, происходит медленно, а в этих случаях в первый период заболевания клиническая картина напоминает реактивную депрессию, так как содержание травмирующей ситуации длительное время сохраняется в клинической картине, высказываниях больных. Неглубокий характер депрессии со слезливостью, ипохондрией, без выраженного идеаторного и двигательного торможения также может наблюдаться при реактивной депрессии. Однако постепенное углубление идеаторного и двигательного торможения, возникновение идей самообвинения, присоединение суточных колебаний настроения могут указывать на эндогенную природу заболевания. Эти неглубокие эндогенные депрессии, возникновение которых совпадает с внешними факторами, в последние: годы получили название эндореактивных дистимий. Значительные трудности представляет дифференциальный диагноз психогенных реакций с шизофренией. Реактивные параноиды, галлюцинозы по сравнению с галлюцинаторно-параноидной формой шизофрении характеризуются значительно большей аффективной сохранностью больных. Бредовые высказывания носят несистематизированный, случайный характер, часто зависят от остроты реактивного параноида. Содержание бредовых высказываний обусловлено травмирующей ситуацией.

Разграничение реактивного ступора и кататонии заключается в том, что при реактивном ступоре не наблюдается восковидной. отмечается пониженное настроение. Клиническая картина реактивного ступора длительное время остается однообразной, в то время как при кататонии она нередко может сменяться возбуждением, кратковременным улучшением психического состояния. Судебнопсихиатрическая оценка реактивных состояний (см. также Экспертиза психически больных): поскольку реактивные состояния носят обратимый характер, они, как правило, не являются основанием для признания больного невменяемым. Лишь в очень редких случаях преступление может быть совершено в период реактивного состояния. Вопрос о вменяемости в этих случаях решается в зависимости от характера реактивного состояния и глубины психических нарушений в этот период.

Лечение. Терапия реактивных параноидов, галлюцинозов и истерических реакций включает комплекс мероприятий: госпитализацию больных в психиатрический стационар и применение нейролептических средств (аминазин, пропазин), седативных, антидепрессивных при наличии реактивной депрессии. Показана общеукрепляющая терапия - вливания глюкозы, витамины.

Оцените определение:

Источник: Справочник невропатолога и психиатра Под ред. Гращенкова, Н.И.Снежневского, А.В., 1965 г

Найдено научных статей по теме — 12

Факторная структура функционального состояния подростков с высокой стрессовой реактивностью

Криволапчук И.А.
В настоящей работе представлены результаты факторного анализа физиологических, психологических и поведенческих показателей функционального состояния (ФС) подростков 13-14 лет с высокой стрессовой реактивностью. В процессе исследования идентифицированы семь значимых факторов, определяющих структуру ФС данного контингента школьников: вегетативная регуляция ФС; эффективность-цена умственной работы; емкость системы энергообеспечения мышечной деятельности; гемодинамическое обеспечение умственной работы; личностная тревожность; мощность системы энергообеспечения мышечной деятельности; неспецифическая устойчивость организма. Выделенные инвариативные факторы образуют ядро ФС организма подростков 13-14 лет с высокой стрессовой реактивностью.
Скачать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Эмоциональные состояния консультантов службы «Телефон доверия»

Ямалетдинова Г. Р.
В статье затронута проблема эмоциональных состояний в психологической науке; рассматриваются особенности эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия», а также приводятся результаты исследования. В работе впервые описана динамика развития эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия» с разным стажем работы. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что: 1) консультанты имеют специфические особенности эмоциональных состояний в зависимости от стажа работы; 2) отрицательные эмоциональные состояния наиболее выражены в процессе работы с «постоянными» абонентами.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

Особенности психического состояния лиц, управляющих динамическими объектами

Опачанов Г.И., Рыбникова М.Н.
Скачать PDF

Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом

Горлач Н.А.
В статье представлены результаты исследования психологического состояния детей и подростков, страдающих муковисцидозом.
Скачать PDF

Физиологическая оценка военно-профессиональной адаптации и функционального состояния организма слуша

Кондрашов Василий Викторович, Онищенко Александр Николаевич
Проведён анализ результатов изучения функционального состояния организма слушателей ординатуры военно-медицинских вузов в различных условиях и режимах профессионального обучения (во время учебного дня, суточного дежурства в клинике, наряда и экзамена), в процессе военно-профессиональной адаптации. Разработана технология оптимизации функционального состояния организма военных врачей-ординаторов, учитывающая психофизиологические особенности военно-профессиональной подготовки, выявленные закономерности изменений психофизиологических резервов и военно-профессиональной адаптации, представляющая собой совокупность физиологически обоснованных структурно-функциональных компонентов (совершенствование адаптации, коррекция и восстановление функционального состояния организма)
Скачать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.
Скачать PDF

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Кроме того, для развития ЦНС у человека особенно важны тиреоидные гормоны (Kettyle, Arky, 2001). В условиях естественного эксперимента было обследовано 146 учащихся 16-17 лет общеобразовательных школ и лицеев, расположенных в химически загрязненном и экологически благополучном районах. О состоянии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы старшеклассников судили по содержанию тироксина (Т4) в слюне, определяемом иммуноферментным методом. Уровень невротизации и психопатизации школьников определяли при помощи дифференциально-диагностической шкалы (Е.Ф. Бажин с соавт., 1979). Согласно полученным данным, химическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению возрастной динамики Т4 в слюне у юношей. У девушек возрастная динамика Т4 сохраняется, но абсолютные величины содержания Т4 в 16 лет достоверно превышали таковой показатель у школьниц контрольной группы. Введение инновационных форм обучения в условиях экологического благополучия в 16 лет не вызывало достоверно значимых изменений уровня Т4 в слюне у школьников обоего пола, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. К 17 годам в профильных классах экоблагополучного района у юношей отмечали повышение уровня Т4 в слюне (Р
Скачать PDF

Сравнительная характеристи а изменения функционального состояния работников локомотивных бригад, вып

Пузанкова Н.В., Рыбникова М.Н.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: