Реактивные психозы, характеризующиеся субъективно значимой психической травмой это что такое Реактивные психозы, характеризующиеся субъективно значимой психической травмой: определение — Психология.НЭС
Реактивность РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Реактивные психозы, характеризующиеся субъективно значимой психической травмой

Найдено 1 определение:

Реактивные психозы, характеризующиеся субъективно значимой психической травмой

К этой группе психогенных расстройств относятся различные варианты психогенных депрессий и психогенные бредовые состояния.

Реактивные депрессии. Впервые (в 1910 г.) реактивные депрессии как самостоятельное психогенное заболевание были выделены французским ученым Е. Регли. Выраженность депрессивных переживаний различна, диапазон их колеблется от психологически адекватных переживаний утраты, сопровождающихся грустью и подавленностью, до витальной глубокой тоски с переживанием безысходности, невосполнимости утраты и идеями самообвинения.

Наиболее частой психической травмой, приводящей к депрессии, является ситуация эмоционального лишения, потеря близкого, его смерть, длительный отъезд, переезд в другое место с утратой эмоциональных привязанностей и эмоциональных контактов (охарактеризованы депрессии у пожилых в связи с переездом), переезд в другую страну, вынужденная жизнь далеко от родины и близких.

В зависимости от закономерностей развития депрессивной симптоматики выделяют чистую, или простую, депрессию, истерическую и тревожную.

Депрессивная симптоматика, как правило, возникает через несколько дней после известия о случившемся несчастье. Считается, что в такие дни происходит внутренняя обработка, оценка значимости потери. В момент известия о трагическом событии у части больных может возникнуть истерическая или тревожная депрессия, наблюдаются кратковременные аффективношоковые реакции (гипо– и гиперкинетические). Они являются прогностическим признаком клинического варианта реактивной депрессии и представляют опасность для больного, так как в состоянии психомоторного возбуждения с аффективной суженностью сознания они могут внезапно выпрыгнуть из окна, броситься под машину.

При чистой, или простой, депрессии, как правило, не наблюдается аффективношоковой реакции, вся клиническая картина исчерпывается депрессивными расстройствами, тоскливое настроение обычно сопровождается двигательной заторможенностью, замедлением течения мыслительных процессов. Все переживания сконцентрированы на случившемся событии, отвлечь внимание либо переключить мысли на другие события обычно не удается. Будущее рисуется в мрачных красках, возникают идеи самоуничижения. Тоскливое настроение усиливается к вечеру и при оживлении воспоминаний о психотравмирующей ситуации (беседа, встреча с людьми, посещение тех мест, где произошло несчастье, кладбища).

Депрессия сопровождается вегетативными симптомами – расстройствами сна и аппетита, тахикардией, гипергидрозом, гипертензией. Могут наблюдаться гипнагогические галлюцинации, отражающие содержание психической травмы.

При истерическом варианте депрессии аффект тоски бывает менее глубоким, сочетается с недовольством, раздражительностью и капризностью. Тоска сопровождается демонстративным поведением, театральностью, стремлением вызвать к себе сочувствие окружающих. Идей самообвинения, как правило, не бывает или они носят нарочитый, демонстративный характер. Чаще имеется тенденция обвинять окружающих в своих несчастьях. На фоне депрессии могут наблюдаться истерические стигмы, расстройства походки, блефароспазм, параличи, афония и др. Психогенные галлюцинации обычно ярки и сценоподобны: больные могут видеть целые сцены, связанные с психической травмой, или умершего родственника, разговаривают с ним.

При тревожной депрессии наиболее часто наблюдаются аффективношоковые реакции гиперкинетического типа. Нарастающая депрессия сопровождается двигательным беспокойством, тревогой до ажитированных приступов отчаяния. Эти больные наиболее опасны в отношении совершения самоубийств.

Больные с тревожной реактивной депрессией представляют серьезную опасность изза возможности совершения ими суицидальных действий, особенно в первые недели развития заболевания.

Психотические реактивные депрессии у детей не наблюдаются, у подростков встречаются достаточно редко.

Выделяют два варианта реактивной депрессии: так называемую открытую, при которой имеются все признаки депрессивного состояния с переживанием тоскливого настроения, слезливостью, заторможенностью, фиксацией на несчастьи, и диссимулятивную, при которой отсутствуют активные жалобы на тоску, больные стараются не говорить о травмирующей ситуации, держатся тихо и незаметно. Переживания не раскрывают. Суицидальные мысли скрываются, а суицидальные попытки готовятся и часто оказываются неожиданными для окружающих.

Отмеченные различия депрессивных состояний у взрослых и подростков обусловлены преморбидными особенностями заболевших. Как правило, чистые, либо простые, депрессии наблюдаются у личностей, близких к гармоничным: собранных, активных, целеустремленных, сдержанных, отличающихся четкими эмоциональными привязанностями к своим близким.

Истерические варианты реактивных депрессий обычно проявляются у лиц с чертами психического инфантилизма и истерическими акцентуациями.

Тревожные депрессии зачастую возникают у лиц эмоционально неустойчивых или тревожномнительных, склонных к постоянным сомнениям, неуверенных в себе.

Диссимулируемый вариант психогенной депрессии чаще наблюдается у сенситивных подростков, включение ипохондрических расстройств в структуру депрессии обычно встречается у истероидных и лабильных подростков.

Атипичность депрессий у подростков дала основание выделить эквиваленты депрессий: делинквентный, ипохондрический, астеноапатический.

Делинквентный эквивалент реактивной депрессии встречается в 20 % случаев у мальчиков в младшем и среднем подростковом возрасте и проявляется нарушениями поведения. Подросток становится угрюмым, озлобленным, прогуливает уроки, слоняется без дела по улицам. На всех поступках лежит печать отчаяния. Несмотря на мрачность, подросток обычно отрицает угнетенное настроение. Данный вариант называют психопатоподобным.

Ипохондрический эквивалент обусловлен постоянными жалобами на плохое соматическое состояние. Такие подростки охотно обращаются к врачам, ложатся в больницу, подвергаются обследованиям, выполняют различные процедуры. Уклоняются от учебы, бездельничают, бывают плаксивы и раздражительны, особенно если не верят их «болезни». Плохое настроение обычно связывают с тяжелым заболеванием. Этот эквивалент наблюдается в среднем и старшем подростковом возрасте.

Астеноапатический эквивалент реактивной депрессии характеризуется прежде всего затруднениями в учебе за счет повышенной утомляемости. Подростки становятся вялыми, недостаточно активными, бездеятельными. Утрачивается интерес к развлечениям и компаниям сверстников. Аппетит и сон обычно не нарушены, но едят без удовольствия, сон не освежает и не приносит бодрости. Больные не отмечают тоски, но жалуются на скуку, хандру, испытывают недовольство собой, бывают идеи самообвинения и суицидальные мысли. Такой вариант наблюдается у подростков среднего и старшего возраста.

Реактивные (психогенные) параноиды. Реактивным параноидом называют бредовый психоз, возникающий вследствие психической травмы. Реактивные параноиды были описаны во второй половине XX в. в группе тюремных психозов.

Острым реактивным параноидам, как правило, предшествует период выраженной тревоги, беспокойства, «предчувствия несчастья». Далее остро возникает бред отношения, преследования особого значения, сопровождающийся галлюцинациями. Наблюдается более или менее выраженное изменение сознания по типу аффективносуженного.

В бредовых идеях отражается содержание травмирующей ситуации. Настроение тревожнотоскливое с выраженным аффектом страха. В этом состоянии больные могут быть возбуждены. Мечутся по отделению, прячутся, стремятся кудато бежать, просят пощады, плачут, прощаются с родными или лежат неподвижно, «ждут своей участи», на лице выражение тревоги, страха, обреченности.

На высоте психоза наблюдаются расстройства сна, который становится тревожным и поверхностным, с кошмарными сновидениями. Иногда по ночам возникают устрашающие зрительные галлюцинации. Возможны суицидальные тенденции, «чтобы избежать наказания».

Психотравмирующейможет быть новая, непривычная ситуация, создающая тревогу, беспокойство, вынужденное лишение сна. Такая ситуация имеет место у транзитных пассажиров, которые вынуждены по несколько дней находиться в дороге, плохо спать, тревожиться за вещи, испытывать влияние непривычных ранее воздействий.

Психотическое состояние при острых параноидах продолжается от 1 до 5ти недель и сменяется постреактивной астенией. Выздоровление обычно сопровождается появлением критики, однако наблюдаются случаи, когда бредовая интерпретация окружающего исчезает.

Реактивное паранойяльное бредообразование характеризуется возникновением сверхценных или паранойяльных идей, не выходящих за рамки психотравмирующих обстоятельств. По содержанию могут быть идеи ревности, изобретательства, ипохондрические, которые часто сопровождаются сутяжными и кверулянтскими тенденциями. Больные обычно настороженны, подозрительны, тревожны. Тематика бреда психологически понятна и связана с реальными, конкретными ситуациями, ущемлением интересов, обидой, оскорблением их достоинства. Бред носит интерпретативный характер, в ситуациях, не связанных с бредом, длительное время сохраняется достаточно правильное поведение.

Индуцированный бред – болезненное состояние, при котором бред (чаще преследования) возникает как результат передачи «заражения» от одного лица к другому. Индуктором обычно бывают лица, страдающие психическим заболеванием, например параноидной шизофренией. Индуцированию подвергаются близкие люди, находящиеся под влиянием больного и эмоционально к нему привязанные, интеллектуально ограниченные, пассивные, легко внушаемые, неспособные правильно оценить ситуацию. Изоляция от индуктора ведет к постепенному исчезновению бреда.

Близкими по механизмам формирования являются бредовые расстройства у тугоухих и бред в иноязычной среде (в чужой стране, без знания языка). В ХУШХ1Х в. были описаны психические эпидемии, связанные с широким распространением индуцированного бреда. Большинство психиатров расценивали психические эпидемии как массовые истерические психозы, в основе которых лежит подражание и внушение. Чаще наблюдались истерические судорожные эпидемии и кликушество (массовые припадки с резкими криками, взвизгиваниями, которые обычно проходили в церквях при богослужении).

Реактивный параноид у детей и подростков встречается крайне редко, в детском и подростковом возрасте он может возникнуть в результате длительных травмирующих ситуаций, во время которых длительно переживаются страх и тревога.

Определенную роль в формировании и систематизации бреда у подростков играет индуцирующее влияние окружающей среды и в первую очередь родителей.

Реактивные параноиды у пожилых людей могут проявляться чувственным ипохондрическим бредом. Параноидным переживаниям сопутствуют кратковременные периоды с измененным сознанием, страхами, слуховыми галлюцинациями, тревогой, отражающими содержание психической травмы.

В старости почти не встречаются аффективношоковые реакции. Начало заболевания чаще бывает медленным, клинические проявления отличаются фрагментарностью, монотонностью. Им свойственна меньшая глубина расстройств. Удельный вес психогенных депрессий в старости обычно бывает достаточно высоким. Постоянно ведущими в клинической картине являются различные ипохондрические симптомы.

Реактивные бредовые психозы в старости встречаются реже, чем депрессии, и носят стертый, неочерченный характер.

Оцените определение:

Источник: Полный справочник психотерапевта

Найдено рефератов по теме Реактивные психозы, характеризующиеся субъективно значимой психической травмой — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Субъективные компоненты психического состояния у больных с функциональной и органической церебрально

Хоменко Юлия Геннадьевна
Изучались субъективные компоненты психического состояния у больных с церебральной патологией в процессе лечения. Показано, что характер и динамика субъективных компонентов психического состояния в процессе лечения зависят от эмоционального состояния и личностных особенностей больных и отражают процесс адаптивных перестроек психического состояния.The subjective components of the psychic state of patients with cerebral pathology in the course of treatment are studied in the paper. The author reveals that the character and dynamics of the subjective components of the psychic state in the course of treatment depend on patients' personalities and emotional states and reflect the current adaptational reorganisation of the psychic state.
Скачать PDF

Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (часть 1)

Фам А.Х., Леонтьев Д. А.
В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» (С) и «повседневного» (II) выбора. В каждой из ситуаций выявляется связь качественных параметров деятельности выбора с устойчивыми особенностями личности. Предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Результаты, полученные на выборке из 74 студентов (55 женщин и 19 мужчин) в возрасте 17—25 лет (ср. знач.=18.7 года, ст. отклон.=1.09) с использованием 3 основных (авторских) и 8 вспомогательных методик, позволяют сделать вывод о принципиальных качественных и количественных различиях между ситуациями С и П.
Скачать PDF

Сравнительные характеристики субъективных образов психических состояний: «Прошлое», «Настоящее», «Бу

Артищева Лира Владимировна
В статье рассматриваются различительные особенности целостных картин и отдельных характеристик образов психических состояний во временном континууме «прошлое настоящее будущее». Модель образов содержит объективные оценки и субъективные описания психических состояний. Образ психических состояний характеризуется определенной спецификой в зависимости от модальности, уровня психической активности и временного интервала. Выявлены наиболее значимые показатели, представляющие образы состояний. Показано, что образы каждой группы психических состояний, отличающихся по модальности и уровню психической активности, характеризуются различиями по объективным и субъективным показателям.
Скачать PDF

Проблема оценки субъективного психического состояния детей младшего школьного возраста

Шведько Анастасия Витальевна, Мавлиев Фанис Азгатович
Цель разработанного эксперимента состояла в определении надежности субъективного психического состояния детей младшего школьного возраста. В эксперименте приняли участие 34 человека (15 мальчиков, 11 девочек) (8.91±0.38 лет) из государственной гимназии № 6 г. Казань. Эксперимент состоял в выявлении уровня надежности детского опросника уровня депрессии Бека, детского опросника уровня тревоги Спилбергера и опросника физического самовосприятия для детей и подростков по четырем составляющим субкомпонентам. В результате исследования была выявлена средняя взаимосвязь в значениях физической самооценки (R=0.62, p
Скачать PDF

Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (окончание)

Фам Анна Хунговна, Леонтьев Дмитрий Алексеевич
В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» (С) и «повседневного» (II) выбора. В каждой из ситуаций выявляется связь качественных параметров деятельности выбора с устойчивыми особенностями личности. Предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Результаты, полученные на выборке из 74 студентов (55 женщин и 19 мужчин) в возрасте 17—25 лет (ср. знач.=18.7 года, ст. отклон.=1.09) с использованием 3 основных (авторских) и 8 вспомогательных методик, позволяют сделать вывод о принципиальных качественных и количественных различиях между ситуациями С и П.
Скачать PDF

Взаимосвязь характеристик субъективного благополучия с нервно-психической устойчивостью у казахских

Григорьева М.В.
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи показателей субъективного благополучия личности с ее нервно-психической устойчивостью в зависимости от принадлежности к русскому или казахскому этносу. Показана роль нервно-психической устойчивости личности в социально-психологической адаптации. На основе сравнительного анализа выявлено, что русские склонны переживать субъективное благополучие и состояние адаптированности через процессы напряженных стенических эмоций и функциональной и социальной активности. Казахские студенты переживают субъективное благополучие и состояние адаптированности благодаря сглаживанию сильных эмоциональных проявлений, отсутствию негативных эмоций, внешнему контролю.
Скачать PDF

Субъективная картина жизненного пути у людей с разным статусом психического здоровья

Золотова Мария Александровна, Сапоровская Мария Вячеславовна
В статье приводятся результаты эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути у психически здоровых и больных шизофренией людей, базирующейся на автобиографических воспоминаниях, представлениях о личном настоящем и будущем, а также концептуализации своей судьбы.
Скачать PDF

Гендерные особенности субъективной оценки значимости базисных ценностей и возможности их реализации

Галай Игорь Алексеевич, Айзман Роман Иделевич, Богомаз Сергей Александрович
В статье представлены результаты эмпирического исследования студентов первого курса педагогического университета в районном центре Куйбышев Новосибирской области с использованием методик «Иерархия базисных ценностей» и «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей». Показаны гендерные особенности оценки значимости базисных ценностей: у девушек преобладают в иерархии значимости такие ценности, как «семья», «уважение», «безопасность», «смысл» и «самоутверждение»; у юношей «цель», «полнота жизни», «профессия» и «карьера». Обнаружены также гендерные различия в субъективной оценке реализуемости в социокультурных условиях малого города таких ценностей, как «любовь», «самоутверждение», «материальная обеспеченность».
Скачать PDF

Самораскрытие и психическое здоровье личности

Зинченко Е.В.
Скачать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей. Показано влияние на субъективную оценку боли таких факторов, как пол, возраст больных. Рассмотрено влияние восприятия боли на особенности самоотношения (характеристики «Образа Я»), самооценку больных.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Социальная значимость компьютерных игр в образе жизни студентов-геймеров

Гайнуллина Э. Н.
В статье рассмотрены особенности проявления в студенческой среде такой формы деструктивного поведения, как игровая компьютерная аддикция. Одна из важных проблем современного студенчества, порожденная возрастающей технологизацией жизни, раскрыта с точки зрения ее влияния на социальную жизнь, активность личности и ее негативного влияния на здоровье.
Скачать PDF

Похожие термины: