РЕАКЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Реакции
в психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию. В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности личности, соматическое состояние больного, его возраст. Протекают на невротическом (см. Неврозы) или психотическом (реактивные психозы) уровне. И те, и другие относятся к клинической группе реактивных состояний, однако реактивные психозы, в отличие от неврозов, характеризуются большей остротой развития, дебильностью симптоматики, ее большей тяжестью, выраженными психомоторными и аффективными расстройствами, наличием психопатологической продукции (бред, галлюцинации, расстройства сознания), нарушениями поведения. Реактивным психозам присуща значительная обратимость психопатологических расстройств.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Реакции
1. общее название ответных действий организма на его стимуляцию; 2. общее название групповых или социальных реакций на социальные изменения; 3. в психиатрии - чаще имеются в виду неадекватные, болезненные ответные аффективные реакции и действия индивида на субъективно психотравмирующие события. Нередко в таких случаях говорят о «модели реагирования» с определенным кластером поведенческих актов или о синдроме определенного психического расстройства. В происхождении таких реакций, помимо собственно психогении, значительную роль играют наследственные, конституциональные, личностные факторы, соматическое состояние, возраст, культурная среда. Различают несколько видов патологических реакций, но главными считаются невротические, психопатические и психотические реакции. Невротическими считаются реакции с относительно неглубокими нарушениями, не нарушающими контакт пациента с внешним миром и не содержащими в своей клинической структуре психотических симптомов. Психопатическими являются реакции, в которых наблюдается клинически значимое усиление явных или латентных психопатических качеств личности и поведения. Психотические реакции проявляются более серьезными расстройствами, относящимися к психотическому регистру симптоматики (галлюцинациями, бредом, выраженной аффективной патологией, спутанностью сознания) и утратой смыслового контакта с внешней реальностью.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РЕАКЦИИ
В психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию. В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности личности, соматическое состояние больного, его возраст. Протекают на невротическом (см. Неврозы) или психотическом (реактивные психозы) уровне. И те, и другие относятся к клинической группе реактивных состояний, однако реактивные психозы, в отличие от неврозов, характеризуются большей остротой развития, лабильностью симптоматики, ее большей тяжестью, выраженными психомоторными и аффективными расстройствами, наличием психопатологической продукции (бред, галлюцинации, расстройства сознания), нарушениями поведения. Реактивным психозам присуща значительная обратимость психопатологических расстройств.
Р. АЛКОГОЛЬНАЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ. Истерическая реакция в состоянии алкогольного опьянения. Опьянение, как правило, облегчает проявление истерических форм реагирования даже у лиц без выраженной до того истероидности. Характеризуется нарочито-демонстративным поведением, преувеличенным реагированием на окружающее, суицидальными высказываниями и попытками, совершаемыми обычно в присутствии окружающих и также демонстративно, например, больной наносит себе многочисленные поверхностные кожные порезы ножом или бритвой в области предплечий. Наблюдается обычно уже при наличии алкогольной деградации личности по психопатоподобному типу, во второй стадии алкоголизма.
Р. АНОМАЛЬНЫЕ [Ушаков Г.К., 1978]. Простейшие, элементарные формы расстройств, которые составляют начальный элемент формирования аномалии индивидуальности. Характеризуются изменением форм реакций на стимул, неадекватностью реакции стимулу по силе и содержанию. Клинически различаются невротические, неврозоподобные, психопатические и психопатоподобные реакции. Учащение, сгущение аномальных реакций приводит к так называемым преходящим развитиям и в дальнейшем - к формированию приобретенных психопатий.
Р. АСТЕНИЧЕСКАЯ. Характеризуется острым астеническим состоянием, наступающим в психогенно-травмирующей ситуации. Характерны жалобы на общую слабость, повышенную раздражительность, плохой сон, снижение памяти, утрату трудоспособности, плохое самочувствие. Гипотимия.
Р. АФФЕКТИВНО-ШОКОВАЯ. Характеризуется остро наступающим аффектом страха или ужаса, сужением сознания, двигательными расстройствами. Кратковременное психотическое состояние, возникающее в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни.
Р. АФФЕКТИВНО-ШОКОВАЯ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ. Разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся беспорядочным психомоторным возбуждением.
Р. АФФЕКТИВНО-ШОКОВАЯ ГИПОКИНЕТИЧЕКАЯ. Разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся двигательным оцепенением, ступором.
Р. АФФЕКТИВНЫЕ ОСТРЫЕ У ПОДРОСТКОВ [Личко А.Е., 1985]. Состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психической травмой или кризисной ситуацией. Длятся от нескольких минут до многих часов и даже суток. Психотического уровня аффект не достигает, явления дезориентировки и последующей амнезии отсутствуют.
а) Р. агрессивная (экстрапунитивная) проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев, или в виде вымещения злобы на случайных лицах, в виде разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшихся в поле зрения предметов. Р. направлена на разрядку аффекта, отреагирование.
б) Р. аутоагрессивная (интрапунитивная) - нанесение повреждений себе вплоть до покушений на самоубийство. При нанесении себе повреждений, например, порезов, демонстративные тенденции отсутствуют.
в) Р. импунитивная. Аффект разряжается путем бегства из психотравмирующей ситуации (побеги из дома, из интерната).
г) Р. демонстративная. На фоне крайнего аффективного напряжения проявляются тенденции привлечь к себе внимание, пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще всего наблюдаются демонстративные суицидальные попытки, нарочито делинквентное поведение.
Р. БЕГСТВА. Примитивная реакция бессмысленного, бесцельного. Одна из форм гипобулических механизмов.
Р. ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. Проявляются в стремлении подростков образовывать более или менее спонтанные группы, объединенные неформальными отношениями. Нередки групповые правонарушения. По О.В. Кербикову [1968], Р. такого рода особенно подвержены педагогически запущенные дети.
Р. ДЕПРЕССИВНАЯ. Р. в форме психогенной депрессии - пониженное настроение, тоскливый аффект, в переживаниях звучат психогенно-травмирующие обстоятельства.
Р. ИМИТАЦИИ [Ковалев В.В., 1979]. Одна из форм характерологических реакций у детей и подростков. Характеризуются изменениями поведения, связанными с подражанием поведению окружающих, представляющихся ребенку или подростку авторитетными. В большинстве случаев не имеют патологического характера, то есть являются характерологическими Р., однако при этом не исключена возможность перехода в невротические расстройства и развития социально-отрицательного поведения.
Р. ИПОХОНДРИЧЕСКАЯ проявляется возникшими опасениями за свое здоровье, нередко - убежденность в том, что больной страдает тяжелым соматическим заболеванием. Нередко характеризуется истерическими механизмами "бегства в болезнь".
Р. ИСТЕРИЧЕСКАЯ проявляется истерическими формами реагирования.
Р. КОМПЕНСАЦИИ И ГИПЕРКОМПЕНСАЦИИ [Ковалев В.В., 1979]. Форма преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Происходит усиление личностных проявлений и появляются защитные формы поведения, маскирующие слабые стороны личности. Своеобразная попытка избавиться от переживаний собственной неполноценности. Могут быть как характерологическими, так и патохарактерологическими Р. К этому виду Р. относятся компенсаторные фантазии замещающего характера, проявление показной бравады, нарушения школьной дисциплины, приписывание себе проступков и преступлений и др.
Р. ЛИЧНОСТНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ ПАРААДАПТИВНЫЕ [Заимов К., 1981]. Кратковременные или более продолжительные реакции, вызванные состоянием аффективного напряжения и характеризующиеся отклонением от адекватных форм поведения. Они остаются близкими к нормальным человеческим переживаниям. Мышление приобретает характер сверхценных переживаний и никогда не достигает степени бредообразования. Наблюдаются у психически здоровых и при личностной акцентуации. Интерпретация их природы связана с выделением единой психофизиологической, аффективно-поведенческой системы, объединяющей уровни безусловно-рефлекторной (инстинктивной) и условно-рефлекторной деятельности, подчиняющиеся принципам реципрокной иннервации Введенского-Шерингтона и реципрокной индукции И.П. Павлова. Различаются два основных типа реакций: компенсаторные и инверсионные. При первых характер деятельности остается прежним, меняется лишь объект, при вторых действие переходит в другую подсистему, например аутоагрессия заменяется агрессией. Некоторые варианты аффективных пара-адаптивных реакций личности феноменологически близки к отдельным вариантам проявлений механизмов психологической защиты по S. Freud.
Р. МНИМОЙ СМЕРТИ. Примитивная гипобулическая Р., проявляющаяся внешне состоянием полной обездвиженности.
Р., ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФОРМИРУЮЩИМСЯ СЕКСУАЛЬНЫМ ВЛЕЧЕНИЕМ [Личко А.Е., 1977]. Личностные реакции подросткового периода, связанные с повышенным, но недостаточно дифференцированным сексуальным влечением (мастурбация, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные тенденции и др.).
Р. ОППОЗИЦИИ. См. Р. протеста.
Р. ОТКАЗА. Форма патохарактерологических реакций у детей и подростков. Проявляются потерей инициативы, переживанием отсутствия перспектив, чувством отчаяния, избеганием контактов с окружающими, страхом перед всем новым, пассивностью, "отказом от притязаний". Часто наблюдается у детей, лишившихся родителей и попавших в закрытые детские учреждения в условия неправильного воспитания.
Р. ОТРЫВА. Возникает при длительной изоляции человека от коллектива и привычной окружающей обстановки. Наблюдаются аффективная напряженность, возбуждение, беспокойство, страх, иногда, наоборот, беспричинное веселье.
Р. ПАРАНОИДНАЯ характеризуется бредовыми переживаниями и галлюцинациями, но своему содержанию близкими с породившей Р. психогенно-травмирующей ситуацией.
Р. ПАРАНОИЧЕСКИЕ [Молохов А.Н., 1940]. Психогенные реакции, в основе которых лежат сверхценные идеи, отражающие патологическую целеустремленность. Р.п. служат началом параноическому развитию. Наиболее типичны сутяжничество и бред ревности. Перерастание сверхценных идей в бредовые происходит на высоте аффекта, когда особенно выражена кататимность мышления. В отличие от реактивных параноидов, важную роль играет особая структура психики, без которой невозможно перерастание сверхценной идеи в бредовую - характер жизни влечений, эгоцентризм, особая направленность интересов, склонность к кататимному мышлению. Предпосылка Р.п. - эпилептоидные черты личности. По K. Leonhard [1976], Р.п. особенно часто наблюдаются в случаях сочетания параноически-застревающих и эпилептоидно-возбудимых особенностей личностной акцентуации и психопатии. Разграничение параноических реакций и развитии весьма условно. Очевидно, об окончании Р.п. в тех редких случаях, когда она не перерастает в развитие, можно судить лишь ретроспективно.
Р. ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ [Ковалев В.В., 1973]. Реактивные состояния у детей и подростков, преимущественно проявляющиеся нарушениями поведения, приводящие к социально-психологической дезадаптации и нередко сопровождающиеся невротическими, соматовегетативными расстройствами. Принимают затяжное течение, длятся недели, месяцы и даже годы. Часто приводят к психопатическим развитиям и патохарактерологическим формированиям личности.
Р. ПРИМИТИВНЫЕ. Р., обусловленные гипобулическими, по E. Kretschmer [1922], механизмами. Включают Р. бегства, паники, мнимой смерти и др., в том числе и эксплозивную - импульсивные реакции паники, крики, аффективный ступор.
Р. ПРИМИТИВНАЯ БРЕДОВАЯ. Проявляется в бредовой трактовке происходящего вокруг. Связана в своем генезе с аффектом страха. События окружающей действительности интерпретируются бредовым образом в плане переживаний, обусловленных психогенными переживаниями, например, страх ареста приводит к появлению психогенных бредовых идей отношения, преследования (мнимая слежка).
Р. ПРОТЕСТА [Ковалев В.В., 1979]. Формы преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Могут быть характерологическими и патохарактеролсгическими.
Первые проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, иногда - агрессивного, поведения. Наблюдаются в психогенно-травматической ситуации, имеют четкую направленность, отличаются непродолжительностью. Чаще наблюдаются у эмоционально возбудимых детей.
Вторые отличаются большей интенсивностью проявлений, обязательно агрессивным, вплоть до жестокости, поведением, выраженным вегетативным компонентом. Склонны к повторению и фиксации, нарушенное поведением при этом приобретает привычный характер.
Возможны Р. пассивного протеста - элективный мутизм, уходы, суицидальное поведение.
Син.: Р. оппозиции.
Р. СИТУАЦИОННАЯ [Homburger A.]. P., сохраняющаяся, пока длится неблагоприятная ситуация.
Р. ПСИХИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНАЯ. Вид психогенной Р., в формировании симптоматики которой значительную роль играют преморбидные особенности личности, например, Р. истерическая у истероидной личности.
Р. СУТЯЖНАЯ. См. Р. параноические.
Р. ТИМОПСИХИЧЕСКАЯ [Bleuler E.]. Примитивная Р., протекающая со страхом, депрессией, реактивными характерологическими изменениями.
Р. УВЛЕЧЕНИЯ [Личко А.Е., 1973]. Личностные реакции преимущественно подросткового периода. Характеризуются чрезмерно выраженными увлечениями (азартные игры, спорт, самодеятельность и др.), которые приводят к нарушениям поведения и социальной дезадаптации - запускается учеба, устанавливаются контакты с асоциальными лицами, проявляется делинквентное поведение. Нередко протекает на уровне сверхценных образований.
Син.: хобби-реакции.
Р. ФИКСИРОВАННАЯ. Р., принимающая протрагированное течение, несмотря на завершение неблагоприятной ситуации, исчезновение психической травмы. При этом возникают сверхценные идеи и нередко наблюдается патологическое (параноическое) развитие личности.
Р. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ [Ковалев В.В., 1973]. Непатологические нарушения поведения у детей, проявляющиеся только в определенной ситуации, не приводящие к дезадаптации в разных сферах личностных отношений и не сопровождающиеся соматовегетативными нарушениями.
Р. ШИЗОИДНОГО ТИПА [Фрумкин Я.П., 1928]. Остро и реактивно возникающие изменения личности по шизоидному типу, характерологическая реакция типа "шизоидизации" личности. Реактивно обусловленный характерологический сдвиг проявляется в усилении присущих больному конституционально-личностных особенностей.
Син.: острое шизоидное состояние.
Ср.: Ганнушкина эиилептоидный тип реакции.
Р. ШИЗОФРЕННЫЕ, ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ. Обобщающее понятие, охватывающее ряд непроцессуальных, реактивно возникающих и протекающих с шизоформной симптоматикой, состояний:
1. Шизофренный тип реакции [Popper Е., 1920]. Соматогенно и психогенно обусловленные реакции, протекающие с шизофреноподобной симптоматикой. Процессуально-дефектные изменения отсутствуют.
2. Шизоидный тип реакции [Kahn Е., 1921]. Соматогенные и психогенные реакции у шизоидов. Конституциональная предрасположенность является обязательным фактором, что, по мнению автора, сближает их с истинной шизофренией.
3. Шизомания [Claude H., 1923]. Острые психотические шизоформные состояния, возникающие у шизоидных психопатов и обнаруживающие тенденцию к обратному развитию.
4. Психогенно-невротические реакции, протекающие с шизофренной симптоматикой [Speer E., 1933]. Автор, стоявший на позициях E. Kretschmer, видел разницу между нормой, шизоидией и шизофренией только в количественном отношении и с такими критериями подходил и к оценке Р.ш.
5. По номенклатуре заболеваний 1952 г. в США в соответствии с концепцией А. Meyer - острая шизофрения.
6. По G. Langfeldt [1939], начинающиеся по типу острой шизофрении психотические состояния, развивающиеся у лиц, преморбидно без проявлений шизоидии и с хорошей социальной адаптацией, манифестирующие всегда в связи с психогенией, экзогенными факторами. Протекают прогностически благоприятно.
Р. ЭКЗОГЕННОГО ТИПА ОСТРЫЕ [Bonhoeffer К., 1908, 1910]. Психические расстройства, возникающие экзогенно и носящие характер, главным образом, состояний нарушенного сознания. Количество форм острых экзогенного типа реакций в ответ на различные внешние вредности относительно ограничено. Современными исследователями острые экзогенного типа реакции объединяются в понятие острого психосиндрома, сменяющегося переходными синдромами, за которыми следует либо выздоровление, либо формирование хронического психосиндрома, вариантами которого являются органический психосиндром и церебрально-очаговый психосиндром.
Р. ЭМАНСИПАЦИИ [Иванов Н.Я., 1973]. Личностные реакции преимущественно пубертатного возраста, характеризующиеся повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, иногда начинают бродяжничать.
Р. ЭПИЛЕПТОИДНОГО ТИПА [Ганнушкин П.Б., 1927]. Длительные, нередко повторно возникающие и обусловленные влиянием психогенных факторов, неблагоприятной жизненной ситуации реакции. Проявляются направленной против окружающих дисфорической симптоматикой, озлобленностью, гневливостью, тоской. Эти состояния косят преходящий характер, иногда длятся месяцами. После них остается готовность к дальнейшему патологическому развитию личности. Возникают обычно у лиц с различной степенью выраженности эпилептоидных свойств, у которых, по выражению П.Б. Ганнушкина, "эпилептоидный круг... если не ясно выражен, то хотя бы намечен".
В качестве психотического эпизода могут отмечаться при ряде патологических процессов (эпидемический энцефалит, травматическое поражение головного мозга, церебральный атеросклероз).
Син.: острое эпилептическое состояние, эпилептическая реакция.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
298.51 кб

Личностные детерминанты реакции на стресс

Урываев Владимир Анатольевич, Тарасова Алина Александровна
Изложены результаты исследования субъективного благополучия в группе студентов-медиков (n=104) с использованием комплекса личностных психодиагностических методик: Шкала субъективного благополучия, NEO-PI-R (опросник, отражающий ко
Читать PDF
137.77 кб

Динамика реакции самостимуляции мозга у крыс после форсированного введения психоактивных веществ

Шабанов Петр Дмитриевич, Лебедев Андрей Андреевич, Любимов Андрей Владимирович, Корнилов Владимир Александрович
Крысы самцы Wistar с имплантированными в латеральный гипоталамус электродами в течение 4 дней подряд внутрибрюшинно получали в возрастающих дозах: 1) физиологический раствор (контроль 0,1-0,2-0,4-0,8 мл/крысу), 2) психомоторный ст
Читать PDF
300.79 кб

Сенсомоторные реакции у детей 8-9 лет с высоким уровнем тревожности

Грибанов А. В., Нехорошкова А. Н.
В статье представлены результаты исследования зрительно-моторных реакций у 118 детей 8-9 лет с нормальным (68 человек) и высоким (50 человек) уровнем тревожности.
Читать PDF
658.75 кб

Об измерении черт личности посредством времени реакции (часть II: результаты исследования)

Щебетенко Сергей Александрович, Вайнштейн Сергей Викторович
В статье представлены основные результаты эмпирического исследования взаимосвязей эксплицитных, имплицитных, экспертных и поведенческих оценок личности.
Читать PDF
214.24 кб

Зависимость стресс-реакции иммунной системы от особенностей личности

Нененко Н. Д., Кучина Н. В.
Читать PDF
213.93 кб

Уровень сенсомоторной реакции и выбор когнитивной стратегии

Дроздова Л. Н., Селезнева Н. Т.
Читать PDF
457.68 кб

Об измерении черт личности посредством времени реакции (часть 1: постановка проблемы)

Щебетенко Сергей Александрович, Вайнштейн Сергей Викторович
Рассматриваются методы исследования имплицитного социального познания. Демонстрируется концептуальная неоднородность подходов к эмпирической разработке проблемы.
Читать PDF
318.66 кб

Вегетативные реакции у участников скрининговых проверок с различными особенностями межполушарной аси

Дикий Игорь Сергеевич
Представлены результаты исследования вегетативных реакций у участников скрининговых проверок с различными особенностями сенсомоторной и когнитивной межполушарной асимметрии мозга.
Читать PDF
354.08 кб

Индуцированные тревожно-депрессивные реакции в системе детско-родительских отношений (опыт совместно

Банников Геннадий Сергеевич, Коньков С. А.
Целью статьи являлось обобщение опыта совместного консультирования психолога и психиатра в условиях детской поликлиники. В 56 наблюдениях было установлено наличие первичного депрессивного расстройства у одного из родителей.
Читать PDF
359.59 кб

О частотных характеристиках воздействия с развитием в организме антистрессорной реакции активации

Гаркави Л. Х.
Читать PDF
362.58 кб

Метод оценки системной воспалительной реакции

Кожевников B. C., Киселев С. В., Коненкова Л. П., Крючкова И. В.
Читать PDF
39.78 кб

Р-селектин как маркёр ранней прижизненной реакции в поврежденных мягких тканей

Хромова А. М.
Читать PDF
417.33 кб

Поведенческий тип реакции (ПТР) и темперамент подростков 11-17-летнего возраста

Русинова С. И., Тихомирова М. А.
Исследованы индивидуальные проявления темперамента и поведенческого типа реакции учащихся 11-17 лет.
Читать PDF
313.89 кб

Психофизиологические реакции студентов-пловцов высокой квалификации на умственную нагрузку

Зиннатуллина Ирина Раилевна, Попова Татьяна Владимировна
Изучены реакции сердца и центральной нервной системы пловцов высокой квалификации на умственную и локальную мышечную деятельность.
Читать PDF
1.82 мб

Изменчивость времени реакции и академическая успешность учащихся в разных школах Екатеринбурга

Гилева Ольга Борисовна
Изучалось время простой зрительномоторной реакции в связи с академической успешностью учащихся 11 лет двух школ г. Екатеринбурга.

Похожие термины:

  • Неадекватные аффективные реакции

    эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как несоответствующие ситуации).
  • Аффективношоковые реакции

    Это кратковременные психотические состояния, возникающие в ситуациях, остро угрожающих жизни. Они характеризуются переживанием ужаса, отчаяния, глубоким аффективно-суженным состоянием сознания
  • ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ

    Возможность наблюдать за тем, как другие реагируют на различные ситуации и чем эти реакции отличаются от наших собственных, - преимущество групповой терапии.
  • Психогенные аномальные реакции

    Термин «психогенная реакция» - общее название патологических изменений психической деятельности, возникающих в ответ на психическую травму или психическое напряжение и находящихся с ними в псих
  • РЕАКЦИИ, ВРЕМЯ, АССОЦИАТИВНОЕ

    В экспериментах со словесными ассоциациями - время между представлением слова-стимула и вербальной реакцией субъекта.
  • ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ТИП

    См. реакции, тип (2).
  • РЕАКЦИИ, ЛАТЕНТНОЕ ВРЕМЯ

    См. латентное время, реакция.
  • АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

    см. астено- + фр. neurotigue - вызываемый неврозом] - реакции, возникающие под влиянием длительного умственного или эмоционального перенапряжения, а также под влиянием психических травм; выражаются в раз
  • ОБРАТНОЙ РЕАКЦИИ, БЕССОННИЦА

    См. бессонница, обратной реакции.
  • Бонгеффера экзогенный тип реакции

    см. Реакция экзогенная острая.
  • БОНГЕФФЕРА РЕАКЦИИ

    экзогенного типа (описаны немецким психиатром K. Bonhoeffer, 1868–1948) – психические расстройства, проявляющиеся главным образом нарушениями сознания (сонливость, сопор, вплоть до комы), а также эмоций (ап
  • Эффект цепной реакции

    Chain-reaction effect) — Ситуация, когда перемена (или другой фактор), непосредственно относящаяся к индивиду или небольшой группе людей, приводит к прямым или косвенным реакциям многих (сотен и тысяч челов
  • НОРМА РЕАКЦИИ

    свойственный данному генотипу характер реакции на изменение условий среды.
  • СЕНСОРНОЙ РЕАКЦИИ, ТИП

    См. тип реакции (2).
  • РЕАКЦИИ, ВРЕМЯ, СЛОЖНОЕ

    См время реакции, сложное.
  • Частота реакции

    rate of response). Зависимая переменная, часто изучаемая исследователями школы Скиннера. Означает частоту появления некоторого поведения в единицу времени.
  • СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА

    время, в течение которого человек успевает отреагировать на то или иное событие или внешнее воздействие, если старается отреагировать на него как можно быстрее. С.р. - одно из важных, врожденных сво
  • ЦИРКУЛЯРНЫЕ РЕАКЦИИ

    Словообразование. Происходит от лат. circularis - круговой + греч. grapho - пишу. Категория. Понятие генетической теории интеллекта Ж.Пиаже. Специфика. Повторение таких реакций, которые случайно привели к по
  • Диапазон реакции генотипа

    разница между значениями данного генотипа в обедненной и обогащенной средах.
  • РЕАКЦИИ, ДИАПАЗОН

    В поведенческой генетике — пределы проявлений фенотипа, определяемые генотипом. Ср. с нормой реакции.