процесс, получивший объяснение в теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», и практика обучения, при которой цели, содержание и методы ориентированы на потенциальные возможности ученика, актуализируемые с помощью взрослых. Именно Л. С. Выготскому принадлежит заслуга в создании принципиально новой базы для практики обучения, которую он обосновал в 1930-е гг.
Ее основные положения:
Обучение ребенка начинается задолго до прихода в школу; это значит, что он приобретает опыт спонтанного научения и достигает определенного (актуального) уровня психического развития.
«Актуальный уровень развития не определяет с достаточной полнотой состояние детского развития на сегодняшний день...», поскольку с помощью взрослых он может измениться.
«Расхождение между уровнем решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых, и уровнем решения задач, доступных в самостоятельной деятельности, определяет зону ближайшего развития ребенка.» Центральным для всей психологии обучения моментом является возможность в сотрудничестве подниматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей, возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, чего он не умеет, с помощью подражания (см. Имитация).
С 1940-х гг. и по настоящее время идет поиск такой организации обучения, которая обеспечивала бы развитие учащихся в этой деятельности. Известны различные модели, каждая из которых, используя свои средства, учитывает зону ближайшего развития ученика в обучении. Это познавательная (проблемное обучение), кибернетическая (программированное обучение), коммуникативная (диалогическое обучение и др.) модели. В отечественной психологии обобщен опыт реализации Р. о., построенного на определенных дидактических принципах и получивших экспериментальные доказательства успешности их реализации (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.).
Литература
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Занков Л. В. Обучение и развитие. М., 1975.
Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.
Развивающее обучение
Развивающее обучение
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
РАЗВІВАЮЧАЕ НАВУЧАННЕ / DEVELOPMENTAL TEACHING– это теория обучения, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. Она опирается на идеи Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, зонах ближайшего и актуального развития. Практическая реализация Р. о. началась в 60-е гг. XX в. Самое общее отличие Р. о. состоит в том, что оно основано на учебной деятельности. В контексте Р. о. учебная деятельность– это собственная мыслительная деятельность учащихся по получению и усвоению научных знаний (Д. Б. Эльконин).
Р. о. Д. Б. Эльконина– В. В. Давыдова как система состоит из определенного набора взаимосвязанных элементов, к которым относятся:
– определенное содержание обучения, нацеленное на развитие у учащихся теоретического мышления и творческих способностей;
– собственные активные действия учащихся по решению учебных задач в составе учебной деятельности;
– формирование у учащихся умения учиться;
– использование новых методик, основанных на способе восхождения от абстрактного к конкретному.
Они ориентированы на то, чтобы учащийся получал знания, которых еще нет в «зоне актуального развития», но которые уже находятся в «зоне ближайшего развития» ребенка. Для теоретического мышления характерен дедуктивный тип умозаключений (восхождение от абстрактного к конкретному). Оно основано на содержательном обобщении. Формирование теоретического мышления осуществляется с помощью знаковой системы: знаков, символов, моделей. К компонентам теоретического мышления также относят рефлексию и внутренний план действий. Рефлексия в интеллектуальном процессе предполагает осмысление собственных действий, размышление о них. Внутренний план действий обеспечивает планирование действий и выполнение их в умственном плане. Система Р. о. дает ответ на вопрос, как научить детей учиться. Данная педагогическая задача решается в совместных с учителем коллективных учебных действиях (Р. Я. Гузман, Г. Г. Кравцов, А. Ю. Коростылев, Т. А. Матис, Ю. А. Полуянов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман). Р. о. по системе Д. Б. Эльконина– В. В. Давыдова получило освещение в работах Л. И. Айдаровой, Г. Г. Граник, В. А. Гуружапова, А. З. Зака, В. В. Рубцова, В. В. Репкина, Н. В. Репкиной, Т. М. Савельевой. Н. Ю. Клышевич
Р. о. Д. Б. Эльконина– В. В. Давыдова как система состоит из определенного набора взаимосвязанных элементов, к которым относятся:
– определенное содержание обучения, нацеленное на развитие у учащихся теоретического мышления и творческих способностей;
– собственные активные действия учащихся по решению учебных задач в составе учебной деятельности;
– формирование у учащихся умения учиться;
– использование новых методик, основанных на способе восхождения от абстрактного к конкретному.
Они ориентированы на то, чтобы учащийся получал знания, которых еще нет в «зоне актуального развития», но которые уже находятся в «зоне ближайшего развития» ребенка. Для теоретического мышления характерен дедуктивный тип умозаключений (восхождение от абстрактного к конкретному). Оно основано на содержательном обобщении. Формирование теоретического мышления осуществляется с помощью знаковой системы: знаков, символов, моделей. К компонентам теоретического мышления также относят рефлексию и внутренний план действий. Рефлексия в интеллектуальном процессе предполагает осмысление собственных действий, размышление о них. Внутренний план действий обеспечивает планирование действий и выполнение их в умственном плане. Система Р. о. дает ответ на вопрос, как научить детей учиться. Данная педагогическая задача решается в совместных с учителем коллективных учебных действиях (Р. Я. Гузман, Г. Г. Кравцов, А. Ю. Коростылев, Т. А. Матис, Ю. А. Полуянов, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман). Р. о. по системе Д. Б. Эльконина– В. В. Давыдова получило освещение в работах Л. И. Айдаровой, Г. Г. Граник, В. А. Гуружапова, А. З. Зака, В. В. Рубцова, В. В. Репкина, Н. В. Репкиной, Т. М. Савельевой. Н. Ю. Клышевич