РАЗВИТИЯ НОРМА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАЗВИТИЯ НОРМА
среднийуровеньвыполнения какой-либо деятельности или средний уровень развития какого-либо психологического свойства, характерный для нормальных, обычных людей определенного возраста или определенного уровня психологического развития. См. норма, развития уровень.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Норма развития
интеграл взаимодействия генотипа организма и средовых условий развития организма, которое, в свою очередь, осуществляется благодаря реализации генетической программы, обеспечивающей различную степень приспособления генотипа к неодинаковым средовым условиям. Развитие организма проходит определенные стадии, характеризующиеся постепенными количественными изменениями важнейших функций организма, которые сменяются резкими изменениями признаков — так называемыми кризисами (см. Кризис возрастной). Содержание кризисных периодов и чередующихся с ними стабильных, когда происходят количественные постепенные изменения, — относительно постоянно для всех представителей одного и того же вида, в том числе и для человека. Смене этапов развития, имеющих конкретное психофизиологическое и психологическое содержание, соответствует Н. р. Нарушение реализации генетической программы или резкое несоответствие условий среды адаптивным возможностям организма могут стать причинами отклонения от Н. р.
Известно, что на функционирование гена, степень его проявленности в фенотипических признаках (его экспрессию) влияют характеристики среды. Кроме этого, гены «включаются» и «выключаются» на разных стадиях онтогенеза. Вероятно, что существенные для генотипа условия среды способны управлять реализацией генома через экспрессию определенных генов. Процесс регуляции разворачивается в соответствии с заданной генетической программой, а также в ответ на некоторые изменения как во внутренней, так и во внешней среде организма.
Наибольшее значение экспрессия генов имеет для морфофункционального созревания центральной нервной системы человека и животных, а также для формирования гормональной системы, чему отведена большая роль в нормальном и патологическом созревании ребенка.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007