Развитие в раннем детстве РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЕ

Развитие взрослых

Найдено 1 определение:

Развитие взрослых

adult development) Подход к Р. в. в перспективе времени жизни включает: а) изучение фазы жизни от окончания формального обучения до наступления пенсионного возраста; б) исслед. воздействий предшествующей жизни на развитие взрослых и последующего воздействия событий взрослой жизни на наступление старости и смерти; в) изучение развития в период взрослости как такового; г) междисциплинарное исслед. развития в разных культурах и в разные ист. эпохи; д) поиск целей и средств оптимизации развития во взрослости, равно как предшествующего ему развития в детстве и его последующего влияния на последующую жизнь. Определение развития взрослых В технологически развитых об-вах нет четких признаков вступления во взрослость, таких как обряды посвящения в примитивных об-вах. Согласно Ф. Арьесу, на протяжении мн. веков считалось, что младенцы, дети и взрослые различаются только в количественном или физ. отношении; в младенцах видели всего лишь пропорционально уменьшенных взрослых, к-рым нужно было просто достичь своих нормальных размеров. Лишь в XVII- XVIII вв., с возникновением совр. понятий детства, семейного воспитания и школьного обучения, началось разграничение детства и взрослости. Взрослость чаще всего делят на 3 части - раннюю, среднюю и зрелую (или позднюю) взрослость, - причем растущее признание получает новая "подстадия", выделяемая на основе анализа Уайта и Кенистона и характеризующая тех (обычно студентов колледжей), кто находится на пороге полной взрослости. Критерии для определения возрастных границ каждой подстадии выбираются в зависимости от того, что интересует исследователей: хронологический возраст или возраст, с к-рого человек несет юридич. ответственность за преступления (определяемый количеством лет с момента рождения), функциональный возраст (как объем и уровень знаний и навыков), экзистенциальный возраст (на сколько лет чувствует себя человек) или др. меры, такие как скелетный возраст, гормональный возраст, эмоциональный возраст, соц. возраст, моральный возраст и т. д. Типичный возрастной диапазон, отводимый для юности, охватывает промежуток от 16 лет до 21 года, хотя его верхняя граница может составлять ок. 25-ти лет. Юношескую субкультуру характеризуют следующие особенности: 1. Углубление интересов. Начав с широкого круга интересов, увлечений и исканий, молодые люди должны теперь сосредоточиться на выборе профессии и образа жизни и начать приобретать необходимые знания, умения и навыки, развивать устойчивые интересы и принимать обусловленные выбором долгосрочные обязательства. 2. Гуманизация ценностей. Приходит постепенное понимание, что для присоединения к миру взрослых нужно будет покончить с исключительной сопричастностью к юношеской культуре и признать единство всех людей, независимо от возраста, происхождения и местонахождения. Молодые люди ощущают потребность заботиться о других как расширение заботы о себе. Озабоченность совершенствованием общественных условий жизни - составная часть юношеского идеализма и романтизма. 3. Стабилизация Я-концепции. Молодые люди нуждаются в испытании своего "настоящего Я" в сфере близких и относительно устойчивых челов. отношений. Чем более уверены юноши и девушки в своих достоинствах, тем меньше они рискуют потерять себя в результате взаимных уступок, предполагаемых соц. интеракциями. В конечном счете, молодые люди должны начать смотреть на себя как на автономных индивидуумов, способных, сохраняя свою индивидуальность, вступать в союз с другими. Возраст, в к-ром происходят важные жизненные события, служит значащим показателем для определения Р. в. Хронологический перечень событий жизни по праву называется линией жизни и может служить "соц. и биолог. часами". Развитие взрослых в перспективе времени жизни Несмотря на то что взрослость занимает две трети челов. жизни, - это наименее изученный возрастной период. Поиски устойчивости идентичности на основе профессии и образа жизни: опробование взрослых ролей и все большее связывание себя этими ролями. Стремление к большей независимости от родителей и учителей: принятие самостоятельных решений, даже если это связано с риском отсрочить достижение самообеспечения. Поиск близости с партнером: осознание того, что близость требует взаимного доверия, поддержки друг друга и разделения положительных и отрицательных чувств; возможное начало цикла семейной или одинокой жизни. Критическое оценивание жизни и принятие решения о верности избранному пути или поисках новой идентичности. Распространение заботы и ответственности на об-во в целом, наставничество и помощь молодым людям за пределами семьи. Достижение положения, позволяющего все больше распоряжаться собой на работе и в семье, реализовывать свои дарования и мечты. Наступление климакса, свидетельством к-рого для женщин становится менопауза, а для мужчин - климактерический период. Усилившееся сознание того, что жизнь конечна и что мечты нужно осуществить либо сейчас, либо забыть о них навсегда. Общее физ. снижение с соотв. телесными заботами; снижение быстроты движений, скорости научения и мышления, ослабление кратковременной памяти (ок. 30 с). Умение рассуждать и размышлять продолжает совершенствоваться. Подход к Р. в. в перспективе времени жизни осн. на наблюдении, что на всем протяжении челов. жизни имеет место единство стабильности и изменений. В противоположность этому, традиционный подход заключается в том, что значимое развитие, измеряемое "положительными приращениями", заканчивается примерно к 20 годам; наступившая взрослость представляет собой длинное плато, а развитие, характеризуемое "отрицательными приращениями", типично для остатка жизни. Характерные особенности развития взрослых На длительный период взрослости большее влияние оказывает разновременность хода "соц. часов", чем единое время "универсальных биолог. часов", придававших стремительность раннему развитию. В общем, хотя связанные с развитием изменения в период взрослости носят более постепенный и менее последовательный и закономерный характер, чем изменения, происходящие на начальном и заключительном этапах челов. жизни, они столь же важны для непрерывно продолжающегося роста, независимо от того, приносят ли они радость и удовлетворение или одно расстройство. По-видимому, изменение является естественным состоянием души, тела и Я человека. Биологическое развитие. Мышцы, скелет и внутренние органы достигают максимума своих возможностей в середине третьего десятилетия жизни, за исключением вилочковой железы и головного мозга. Вилочковая железа и др. ткани лимфоидного типа - важнейшие компоненты системы борьбы организма с болезнями и стрессом - достигают макс. роста перед наступлением отрочества и непрерывно уменьшаются на протяжении всей остальной жизни. Вероятно, существует экстренная потребность в развитии способности иммунной системы противостоять стрессу на ранних этапах жизни. Др. жизненно важные органы начинают стареть примерно в 40 лет. Образование клеток головного мозга завершается на 90-95% к концу первого года жизни и практически полностью - к 3 годам, вместе с миелинезацией, к-рая влияет на скорость проведения нервных импульсов. Непрерывное развитие мозга в течение еще 10-15 лет состоит в увеличении взаимосвязей между нейронами, росте дендритов и поддерживающих глиальных клеток. Начиная с ранней взрослости, происходят медленные, почти незаметные возрастные изменения. Эти постепенные ухудшения становятся более заметными после 30 лет в таких функциях, как время реакции, физ. сила и работа сердечно-сосудистой системы, тогда как ослабление др. физиолог. функций, таких как зрение и слух, не дает о себе знать практически до 50-летнего возраста. В течение взрослости и старости происходит почти линейное снижение большинства физиолог. функций со скоростью около 1% в год. Однако, регулярные физ. упражнения и правильное питание, по-видимому, все же способствуют долголетию, благополучию (happiness) и сексуальной активности, о чем свидетельствует жизнь народности вилкабамба (Vilcabamba) в Эквадоре и кавказских абхазов. Социальное развитие. Понятие социализации взрослых постепенно складывалось в течение 50-х гг., по мере того как исслед. предоставляли все больше доказательств, что процесс социализации продолжается за пределами юности. Социализацию взрослых можно рассматривать как последовательность соц. ролей, усваиваемых на основе важных событий жизни. На данный момент, в перспективе времени жизни выявлены две главные характеристики социализации взрослых. Б. Л. Ньюгартен высказывает предположение, что имеет место предсказуемое продвижение от жизненной ориентации на внешний мир, в значительной степени определяемой извне, к внутренней жизни (interiority) - более пассивному, интровертированному, самостоятельно определяемому существованию, при к-ром стареющий человек все больше и больше полагается на формирующуюся внутреннюю систему убеждений. Т. о., со временем люди склонны становиться более своеобразными и самоактуализирующимися. Вторая тенденция, на к-рую указывают и Ньюгартен, и Юнг в своей работе "Стадии жизни" (Stages of life), заключается в постепенной инверсии половых ролей после достижения середины жизни. Мужчины склонны становиться более пассивными и заботливыми, а женщины - более властными и деятельными. Психологическое развитие. Исслед. обнаруживают существенные позитивные изменения личности взрослых, продвигающихся с возрастом к более высоким уровням компетентности, наличие к-рых доказали Инельдер и Пиаже в "Развитии логического мышления" (The growth of logical thinking), более высоким стадиям морального развития по Колбергу, мотивационным побуждениям высшего порядка в том виде, как их описал Кулен, и, как предполагает Вейлант, даже к иным видам защитных механизмов, используемых в трудных ситуациях. В условиях стресса люди зрелого возраста не теряют бодрого расположения духа, оказывают помощь другим, думают о будущем и не спешат реагировать на текущие неизбежные конфликты. См. также Развитие на протяжении жизни, Средний возраст Дж. О. Лаго
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса)

Ананьев Борис Герасимович
Статья впервые опубликована в журнале "Советская педагогика" в 1969 г.,
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости

Скачать PDF

Развитие психологической культуры взрослых

Скорова Лариса Владимировна
Раскрывается значимость психологической культуры взрослых в их профессиональной деятельности и семейной жизни и обосновывается необходимость ее развития. Рассматриваются основные стратегии и технологии работы со взрослыми, направленные на развитие у них психологической культуры.
Скачать PDF

Дефицитарность отношений взаимодействия «Ребенок-взрослый» как условие личностного развития подростк

Терещенко Владимир Валерьевич
Рассматриваются особенности взросления подростков с нарушенными отношениями взаимодействия. Комплексное исследование подростков от 12 до 16 лет показало, что в 14 лет дефицитарность отношений сопровождается перестройкой структуры индидвидально-личностных свойств.
Скачать PDF

Психологические проблемы оценки профессионально-личностного развития в образовании взрослых

Канатов Александр Иванович
В статье анализируются достижения петербургской психологической школы в связи с актуальными задачами выявления степени развития ключевых компетенций взрослого как профессионала в процессах непрерывного образования. Предлагается возможное направление сближения научно-исследовательских разработок и практической деятельности
Скачать PDF

Взаимодействие с взрослыми как пространство развития психологического здоровья старших дошкольников

Ниманихина Ольга Ивановна
В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми в условиях образовательного учреждения. Описаны изменения в психологическом здоровье детей, а также их матерей после внедрения авторской комплексной программы развития психологического здоровья детей «Росточек».
Скачать PDF

Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых

Грибкова Ольга Витальевна
В исследовании на примере студентов первого курса было проверено предположение о том, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта, низкие показатели способности управлять своими эмоциями и самомотивации являются характерными особенностями для молодежи в возрасте 17-18 лет. Выявлены половые различия в управлении своими эмоциями межлу юношами и девушками в возрасте 17-18 лет и между мужчинами и женщинами возрастного диапазона от 24 ло 43 лет. В группе работающих взрослых были получены результаты, свидетельствующие о существовании неоднозначной связи между календарным возрастом и уровнем развития эмоционального интеллекта и его компонентов.
Скачать PDF

Субъективное благополучие и развитие адаптационных способностей взрослых людей в условиях социально-

Виноградова Г.А.
Статья посвящена проблеме выявления взаимосвязи снижения удовлетворенности жизнью и развития скрытых возможностей, определяющих успех процесса адаптации взрослых людей к условиям социально-экономического кризиса.
Скачать PDF

Развитие консультирования в процессе непрерывного образования взрослых

Украинцева Ирина Ивановна, Мушкина Ирина Анатольевна, Бородина Наталия Валерьевна
В статье рассматривается процесс консультирования современного взрослого человека с образовательным запросом. Дается аргументация необходимости специальной консультативной работы с образовательными запросами взрослых людей. Описываются основные характеристики образовательной потребности и образовательного запроса взрослого человека. Рассматриваются различные виды консультирования и структурные элементы модели консультирования по образовательному запросу.
Скачать PDF

Профессиональное развитие личности без барьеров: роль непрерывного образования взрослых

Девятовская Ирина Владимировна
Статья посвящена анализу психологических барьеров профессионального развития личности и роли технологий непрерывного образования в конструктивном преодолении этих барьеров. В статье описывается возникновение психологических барьеров в процессе профессионального развития личности и их сущность. Автором анализируются возможности преодоления возникающих барьеров с помощью непрерывного образования и обучения взрослых. Представлен обзор методов обучения взрослых и проанализированы возможности этих методов для преодоления психологических барьеров профессионального развития личности.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Похожие термины: