РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
(человека) - качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

Развитие психическое
Закономерное изменение во времени количественных, качественных и структурных психических показателей индивида.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Психическое развитие
процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; П. р. протекает по определенным стадиям (этапам), соответствующим определенному возрастному периоду

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в форме филогенеза онтогенеза.
В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие:
1) усложнение форм поведения - форм двигательной активности;
2) совершенствование способности к индивидуальному научению;
3) усложнение форм отражения психического - как следствие и фактор предыдущих тенденций.
При рассмотрении развития психики важны два общих положения.
1. Утверждается примат деятельности в развитии отражения психического. Каждая новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с внешним миром. Новая форма отражения психического возникает вслед за этим усложнением и делает возможным ее дальнейшее развитие. Так, в период зарождения психики деятельность животных складывалась в вещно-оформленной среде и подчинялась связям между различными свойствами вещей. Но предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные свойства. На следующей ступени деятельность определялась уже отношениями между предметами - целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.
2. Утверждается, что имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных. Животное на более высокой ступени биологического развития (по биологической систематике) не обязательно обладает более развитой психикой. Так, высшие представители простейших превосходят сложностью поведения некоих примитивных многоклеточных животных. Это несовпадение можно объяснить неоднозначным соотношением между морфологией животных, на коей основана биологическая систематика, и образом их жизни.
В эволюционном развитии психики выделяются три стадии:
1) стадия психики сенсорной элементарной;
2) стадия психики перцептивной;
3) стадия интеллекта. В каждой стадии возможно разделение по крайней мере на два уровня - высший и низший.
В современной психологии западной преобладает эклектический подход к развитию психики. Общепризнанные теория и методология отсутствуют. Можно указать лишь два общих положения, характерных для большинства концепций:
1) выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение; иногда выделяется в особую группу факторов личностная активность, отличная от природных задатков (-> психология гуманистическая); во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращается внимание на присвоение норм социальных и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах; отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики;
2) признается наличие некоих универсальных законов развития психики, в частности - объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики; особенно отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно коей развитие онтогенетическое психики ребенка воспроизводит филогенез человечества.
В отечественной психологии развитие психики выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Но вычленения отдельных его компонент и выяснения их соотношений еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий развития психики. Для этого требуется рассмотреть развитие психики как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
224.37 кб

Роль отца в психическом развитии ребенка

Старостина Л. Д.
Отцовство как институт родительства давно привлекает внимание исследователей из числа этнографов, социологов, психологов. В одной только психологии феномен отцовства изучается в рамках различных научных подходов и направлений.
Читать PDF
370.21 кб

О роли деятельности в психическом развитии

Жукова О. Г.
Читать PDF
97.15 кб

Основные линии психического развития ребенка

Зимняя Ирина Алексеевна
Читать PDF
239.47 кб

Жест как фактор психического развития ребенка

Галактионова Евгения Николаевна
В статье представлен анализ существующих направлений исследования жестов в психологии. Рассмотрены различные концепции, имеющие особую значимость для выявления роли жестов в психическом развитии ребенка.
Читать PDF
175.86 кб

Роль искусства в психическом развитии ребенка

Веракса Александр Николаевич
Достаточно распространенным является мнение, что искусство связано с деятельностью воображения, что оно не выражает объективных отношений, а лишь представляет субъективный опыт человека.
Читать PDF
83.63 кб

Психосоматическое обеспечение психического развития

Коновалов Вячеслав Юрьевич
Автор рассматривает психосоматические отношения как основание нормативного психического развития. Описаны этапы становления психосоматических отношений.
Читать PDF
167.01 кб

Социализация детей с задержкой психического развития

Омарова Патимат Омаровна
Выявлена специфика в социальном развитии детей с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, установлена иерархия значимости социальных отношений и параметры выбора предпочитаемого партн
Читать PDF
466.03 кб

Особенности психического развития старших школьников

Маклаков Анатолий Геннадьевич, Сидорова Александра Александровна
В статье представлены результаты психологического обследования учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Читать PDF
798.11 кб

Синдром Дауна: особенности психического развития детей

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей психического развития детей с синдромом Дауна.
Читать PDF
217.11 кб

Система помощи детям с задержкой психического развития

Беткер Л. М.
Читать PDF
2.09 мб

Динамическая модель духовности как психического развития

Коваль Нина Александровна, Мильруд Радислав Петрович
Spitirituality is seen as a dynamic formation. It is formed in heterochronism. The process of spiritual development depends on the intensiveness of the individual`s spiritual search. It has special age regularity.
Читать PDF
267.03 кб

К оценке нервно-психического развития новорожденных детей

Рахимова Д. А., Ташбаев О. С., Абдуллаева М. Э.
Читать PDF
362.42 кб

Восприятие пола у детей с задержкой психического развития

Верещагина Т.В., Гавриш А.Д., Бочарова Е.А.
Читать PDF
419.99 кб

Социальное развитие общества и психическое здоровье семьи

Жигинас Наталья Владимировна
Рассматриваются актуальные проблемы мультифакторного воздействия патогенных факторов на психическое здоровье семьи, обусловливающих психическую травматизацию личности.
Читать PDF
242.69 кб

Особенности психического развития детей с синдромом Дауна

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей психического развития детей с синдромом Дауна.

Похожие термины:

  • ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    законы, к–рые описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходах из одного возраста в другой, а также причины таких изменений.
  • Психическое развитие человека

    Процесс расширения психических возможностей человека в онтогенезе. Биологическими предпосылками П. р. ч. являются процессы созревания, сопровождающиеся определенной последовательностью возрас
  • Условия психического развития

    Комплекс объективных предпосылок, от которых зависят существование и развитие психики. Условия детерминируют психическое развитие только опосредствованно, они достигают своей значимости посре
  • Область психического развития

    психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ЗАДЕРЖКА

    парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подрост
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в за медленном созревании эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности и др. (см. Задержки психического развит
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ, ФИЛОГЕНЕЗ

    развитие психики в филогенезе) - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут п
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ, ОНТОГЕНЕЗ

    развитие психики в онтогенезе) - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развития. Появление психики связывается с формированием - на опре
  • Асинхронии психического развития

    греч. а — не, без + synchronos — одновременный) — понятие, введенное известным немецким психиатром и психологом Э. Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созрева
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ОТКЛОНЕНИЕ

    неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умс
  • ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Установление уровня развития и индивидуальных особенностей психики человека. Проводится либо путем разностороннего однократного обследования с использованием ряда психодиагностических прием
  • Амплификация психического развития

    лат. amplificatio — увеличение, распространение] — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов в
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ

    выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней - стадий развития психического. В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Напр
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Словообразование. Происходит от греч. рeriоdоs - круговращение. Категория. Выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. Исследования. В разных моделях задействов