РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ОТКЛОНЕНИЕ

Найдено 1 определение:

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ОТКЛОНЕНИЕ

неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического, нарушения двигательные, нарушения речевые, и пр.). Возникают как результат перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция).

Здесь различаются:

1) нарушения первичные (снижение слуха, зрения, интеллекта) - имеют органический характер и требуют медицинской коррекции;

2) нарушения вторичные, основанные на первичных - как правило, носят системный характер и поддаются педагогической коррекции.

При нарушении первичном происходит отставание в сроках формирования функций психических и качественные отклонения в их развитии. Нарушается развитие всех процессов познавательных (восприятия, наглядного и словесно-логического мышления), развитие навыков общения и формирование самоконтроля; затормаживается ход смены деятельности ведущей. В частности, деятельность предметная у глухих и слабослышащих детей становится ведущей лишь к пяти годам, у детей умственно отсталых - вообще к концу возраста дошкольного.

У всех аномальных детей наблюдаются дефекты развития речевого. При этом отклонения развития психического могут обусловливаться незначительными первичными нарушениями. Например, при снижении слуха до невосприятия речи шепотом уже возможны существенные нарушения развития речевого. При своевременном корректирующем воздействии может достигаться полное восстановление или же замещение нарушенной вторичной функции; но спонтанной компенсации дефекта, как правило, не бывает.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности психологической коррекции личности осужденных с отклонениями психического развития

Харченко Т.Г.
Рассматриваются личностные особенности осужденных с отклонениями психического развития, особенности применения в работе с ними методов когнитивной, поведенческой психологической коррекции, позитивной психотерапии, арт-терапии. Обосновывается необходимость специального психологического сопровождения данной категории осужденных в процессе ресоциализации их личности.The article deals with the personal characteristics of convicted abnormalities of mental development, especially the use of the methods of cognitive, behavioral, psychological adjustment, positive psychotherapy, and art therapy in the work with convicts. The article also explains the necessity of special psychological support for this category of convicts in the process of re-socialization of their identity.
Скачать PDF

Особенности психологического изучения детей с отклонениями в развитии

Матанцева Татьяна Николаевна
В статье дается анализ специфики применения общепсихологических методов при изучении детей и подростков с отклонениями в развитии, раскрываются особенности, проблемы и ограничения исследовательской деятельности. Даются рекомендации по изучению детей с отклонениями в развитии
Скачать PDF

Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специальной п

Смирнова Светлана Игоревна
В статье представлены теоретические подходы к изучению самооценки у детей и подростков с разными формами дизонтогенеза.
Скачать PDF

Особенности самосознания родителей, воспитывающих детейс отклонениями в развитии

Будаева Мария Дашиевна
В статье рассматриваются особенности самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Изучены особенности самооценки, Я-образа и самоотношения родителей детей-инвалидов.
Скачать PDF

Содержание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Скачать PDF

Содержание и динамика реакций родителей на факт рождения ребенка с отклонениями в развитии

Сорокин Виктор Михайлович
В статье рассмотрены факторы, обусловливающие определенный тип реакции и динамику отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
Скачать PDF

Закономерности социально-психологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии

Королева Юлия Александровна
В статье приводятся результаты как теоретического, так и эмпирического исследования, реализующего задачу изучения закономерностей социально-психологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии.
Скачать PDF

Природа структурных отклонений в развитии индивидуальности

Ведешкин Никита Андреевич
В статье изложены теоретические положения структурных отклонений с точки зрения развития индивидуальности. Описаны периоды развития индивидуальности, диагностируемые показателями согласно концепции первичных отклонений при нарушении коммуникаций.
Скачать PDF

Возможности нейропсихологической диагностики риска формирования отклонений в развитии в дошкольном в

Борисова Елена Юрьевна
В статье рассмотрены возможности применения нейропсихологического подхода в решении вопросов своевременного выявления детей группы риска формирования отклонений в развитии в дошкольном возрасте. Данный подход признается наиболее системным в диагностике и коррекции психического развития ребенка, поскольку комплексная нейропсихологическая диагностика уровня сформированности высших психических функций позволяет выявить слабые когнитивные механизмы, обусловливающие большинство трудностей, и соответственно планировать эффективную псхокоррекционную работу. Представлен краткий обзор наиболее распространенных технологий организации процесса психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и нейропсихологических диагностических комплексов, адаптированных к детскому возрасту. На основании анализа результатов обследования детей 3-7 лет, реализованного в рамках научного проекта № 14-16-12004 а(р) при финансовой поддержке РГНФ, предложена модель нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста. Диагностическая программа основана на оценке статистически достоверных различий результатов в группах детей, отличающихся по возрастному и клинико-психологическому статусу. Модель состоит из нескольких блоков и включает этапы скрининговой диагностики и углубленной диагностики, предполагающей как применение нейропсихологических проб, так и традиционных методов сбора анамнестической информации об особенностях психического развития ребенка. Апробированные в рамках реализации проекта диагностические комплексы обеспечивают возможность раннего выявления специфики формирования высших психических функций при помощи нейропсихологического подхода.
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный

Королева Юлия Александровна
Предметом исследования в данной работе является феномен социально-психологической компетентности и его взаимосвязь с жизнеспособностью личности. Известно, что ресурсы личности с отклонениями в развитии психологически ослаблены, что не позволяет данной группе лиц своевременно и полноценно овладевать и социально-психологической компетентностью, и жизнеспособностью. В статье приводятся результаты экспериментального исследования следующих факторов социально-психологической компетентности лиц с отклонениями в развитии: способности к социальной адаптации и способности к саморегуляции. В ходе экспериментального исследования были выявлены факторы, влияющие на способности к межличностному взаимодействию младших подростков: коммуникативная направленность, поведение по отношению к ближайшему окружению, детерминанты характеристик общения, реакция на фрустрацию и др. Анализ отдельных качеств, представляющих шкалы двух ведущих факторов (способность к социальной адаптации и саморегуляции), позволяет выделить те составляющие социально-педагогической компетентности, которые у младших подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития нарушены в большей степени: понимание эмоциональных состояний и адекватные ответы на просьбы, контроль невербальных реакций в трудных ситуациях взаимодействия, ригидность, предупреждение и направленность агрессивных реакций в конфликтных ситуациях.
Скачать PDF

Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии

Королёва Юлия Александровна, Матасов Юрий Тимофеевич
В статье представлены результаты исследования самооценки и уровня притязаний подростков с отклонениями в развитии, внутренние ресурсы которых психологически ослаблены. Непосредственное или опосредованное влияние исходного нарушения на развитие личности создает уникальную комбинацию условий социального становления подростка с отклонением в развитии. Экспериментальное исследование, построенное на основе сравнительного подхода, позволило выделить общие и специфические особенности в развитии самооценки и притязаний у подростков с отклонениями в развитии и подростков с условно нормативным развитием, определить специфику динамики этих личностных характеристик от среднего к старшему подростковому возрасту.
Скачать PDF

Самооценка в структуре социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии

Королева Юлия Александровна, Сардарова Жаннат Исмагуловна
Социально-психологическая компетентность (СПК) является сложным многокомпонентным личностным образованием, позволяющим человеку быстро адаптироваться, гибко менять свое поведение, быть успешным в межличностном взаимодействии, реализовывая себя в обществе. Несмотря на значительный интерес исследователей к данному феномену, остается неоднозначно решенным вопрос системообразующих факторов в условиях онтои дизонтогенеза. В ходе исследования было установлено, что самооценка как единица личностно-ресурсного компонента социально-психологической компетентности имеет развернутую систему корреляций с другими личностными характеристиками как у подростков с отклонениями в развитии, так и у подростков с условно нормативным развитием.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: