Развитие на протяжении жизни

Найдено 1 определение:

Развитие на протяжении жизни

life-span development) Точка жизненного цикла, в к-рой происходит изменение, является критической. В традиционных подходах к развитию чел. подчеркивались изменения от рождения до отрочества юности, стабильность во взрослости и упадок в старости. Сирс и Фельдман собрали данные о некоторых наиболее важных изменениях у взрослых людей. Изменения, происходящие в течение этих более поздних десятилетий жизни в организме, личности и способностях, могут быть весьма значительными. Трудные задачи возрастного развития ставятся перед взрослыми людьми браком и родительством, подъемом и упадком физ. сил и некоторых интеллектуальных способностей, уходом из родительской семьи повзрослевших детей, достижением профессионального плато, удалением от дел (уходом на пенсию) и перспективой смерти. Для объяснения претерпеваемых взрослыми людьми изменений был создан ряд теорий стадий-кризисов: наибольшую известность получила теория Эриксона, а самой популярной среди широкой публики стала книга Гейл Шихи Passages ("Переходы"). Однако многих теоретиков и исследователей не удовлетворяют подходы к развитию взрослых как последовательности стадий-кризисов. Мн. специалисты считают, что изучение жизненных событий дает ценную дополнительную информ., существенно уточняющую картину развития взрослых. Халч и Дойч обращают внимание на то, что наша жизнь перемежается переходами, определяемыми разнообразными событиями. Особо подчеркивается стрессовый характер этих событий. Причем, потенциально стрессогенными являются не только события, воспринимаемые обычно негативно (смерть супруга, увольнение с работы), но и события, расцениваемые большинством как позитивные (вступление в брак, продвижение по службе). Факторы, к-рые могут смягчать вызываемый такими событиями стресс, включают внутренние ресурсы (физ. здоровье, интеллектуальные способности) и внешние ресурсы (доход, соц. поддержка). Адаптация связана с использованием стратегий совладания (coping strategies), приводящих к изменению поведения. Вообще говоря, существует два теоретических подхода к изучению развития личности: один сосредоточен на выявлении сходств, а другой - на выявлении различий. Все теории стадий нацелены на описание универсалий в развитии и не касаются индивидуальной вариации. Фаррелл и Розенберг предлагают более сложную модель, в основу к-рой положена идея о том, что каждый чел. играет активную роль в интерпретации, формировании и изменении окружающей его действительности. В недавней дискуссии о стрессе жизни (life stress) Сарасон привлек внимание к широкому множеству индивидуальных различий в частоте и направленности связанных со стрессом когниций. Хотя наилучшей адаптивной реакцией на стресс яв-ся ориентация на задачу, направляющая внимание конкретного чел. на неотложные дела, а не на эмоциональные реакции, одни люди обнаруживают такую ориентацию, а другие нет. Сарасон подчеркивает, что способность отбрасывать непродуктивные тревоги и занятия яв-ся решающей для функционирования в условиях стресса. Согласно Сарасону, особенности реакции конкретного чел. на стресс жизни определяются действием, по меньшей мере, пяти факторов. Это: 1) характер задачи или стресса; 2) навыки, позволяющие выполнить задачу или справиться со стрессом; 3) особенности личности; 4) системы соц. поддержки, доступные для чел., испытывающего стресс; 5) история стрессогенных событий и переживаний в жизни конкретного чел. Однако несмотря на то, что взрослые, вероятно, переживают на протяжении своей жизни хотя бы одно, а то и несколько чрезвычайно стрессовых событий, в настоящее время все большее число людей достигает поздней взрослости с лучшим состоянием здоровья, чем в прошлом. См. также Развитие взрослых, Изменение поведения в процессе взросления и старения, Развитие человека Дж. Сэнтрок
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности психического развития детей-сирот в возрасте от 1 до 18 месяцев жизни, рожденных от ВИЧ-

Носов Е. В.
Работа посвящена анализу развития детей с диагнозом «перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции». Показано, что этот диагноз у многих детей снимается, а развитие при соответствующей работе психолога может соответствовать норме.The article is devoted to development of children with a diagnosis "Perinatal contact with AIDS". The author shows that in many cases this diagnosis is cancelled and children's development can become normal under special efforts of a psychologist.
Скачать PDF

Тенденции социально-экономической жизни российского общества и развитие исследований отечественной э

Журавлев Анатолий Лактионович, Купрейченко Алла Борисовна
В статье рассматриваются тенденции социально-экономической жизни российского общества, в том числе смена общественной формации, состоявшаяся за сравнительно небольшой исторический промежуток времени и включающая, естественно, радикальное изменение системы социальных и экономических отношений. Все отмеченное выше закономерно вызывает изменения в экономической психологии, которые необходимо выделять, анализировать и оценивать.
Скачать PDF

Нереалистический смысл жизни как детерминанта кризиса в развитии личности

Карпинский Константин Викторович
На теоретическом и эмпирическом уровне анализируются закономерности возникновения и протекания смысложизненного кризиса, обусловленного принятием и попытками практической реализации личностью нереалистического смысла жизни
Скачать PDF

Влияние занятий с беременными женщинами по методу «Сонатал» на развитие детей первого года жизни

Лазарев М.Л., Гурова О.А.
Обследованы 34 ребенка первого года жизни, матери которых в период беременности занимались по методу «Сонатал», и 37 детей контрольной группы. Анализ полученных данных свидетельствует о положительном влиянии занятий на протекание беременности, роды, а также рост и развитие детей первого года жизни. По основным показателям психоэмоциональной и психомоторной зрелости уровень развития детей из группы «Сонатал» выше, чем у детей контрольной группы.
Скачать PDF

Онтогенез сознания на ранних этапах жизни: фундаментальные характеристики, типология и развитие дове

Баранова Мария Михайловна
В статье обобщаются опубликованные за последние несколько десятилетий результаты теоретико-экспериментальных данных, посвященных развитию сознания на ранних этапах речевого онтогенеза. Изложены основные этапы, условия, основные закономерности функционирования значений и способы их фиксации в развивающемся сознании ребенка на ранних этапах жизни.
Скачать PDF

Темпоральные свойства смысла жизни и смысложизненный кризис в развитии личности

Карпинский К.В.
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования темпоральных свойств смысла жизни и их роли в детерминации смысложизненного кризиса в развитии личности.
Скачать PDF

Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни

Гладких Л.П.
В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками. Например, для первого года жизни ребенка потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой социальной и нравственной потребностью. Л.П. Гладких указывает, что госпитальный синдром в развитии детей первого года жизни, описанный в исследованиях многих детских психиатров и психологов, показал, что недостаток эмоционального общения в первые годы жизни в домах ребенка являлся причиной и результатом психической аномальности детей раннего возраста, так как в конце третьего года жизни приобретениями личности ребенка должны являться доверие, милосердие и послушание.
Скачать PDF

Социально-психологический аспект образа жизни семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями развития р

Калинникова Лия Владимировна, Магнуссон Магнус
В статье описываются эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты образа жизни семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями развития раннего возраста, которые описываются в моделях переживания горя, нарушенного детско-родительского взаимодействия, когнитивных искажений, а также копинг стратегий (совладающего переживания и поведения). Основные компоненты образа жизни семей анализируются на междисциплинарной основе.
Скачать PDF

«Образ жизни» семей, имеющих детей с нарушениями развития, в теориях семейного стресса

Калинникова Лия Владимировна
Статья фокусируется на исследованиях, выполненных в позитивном контексте теории семейного стресса, с целью обогащения научных интерпретаций и понимания «образа жизни» семей, имеющих детей с нарушениями развития. «Образ жизни» семьи в научных моделях данной теории имеет адаптивный жизненный контекст и понимается в аспекте самоуправляемости и приобретения нового опыта, что позволяет исследователям адекватно актуализировать задачи психологической помощи семьям.
Скачать PDF

Индивидуальный вклад характеристик материнской речи в речевое развитие ребенка первого года жизни

Гайкова Юлия Сергеевна, Ляксо Елена Евгеньевна
Материнская речь (МР) для ребенка на протяжении первого года его жизни является главным источником информации об основах родного языка. Целью данной работы было определение тех характеристик МР, которые вносят наибольший вклад в развитие речи ребенка на первом году жизни. Объектом исследования послужили 10 диад мать дитя, для которых проведен акустический инструментальный анализ МР и звуков ребенка в возрастные срезы 3, 6, 9, 12 месяцев. Выявлены характеристики материнской речи, значения которых изменяются с возрастом ребенка индивидуально для каждой диады. Результаты настоящего исследования подтвердили ранее имеющиеся поведенческие данные о значимости взаимодействия матери с ребенком на протяжении первого года жизни для его когнитивного развития и показали характеристики вокально-речевого поведения матери в процессе взаимодействия с ребенком, обеспечивающие прогресс в его речевом развитии.
Скачать PDF

Субъект заботы о своем здоровье: механизм развития в здоровом образе жизни

Садовников Евгений Степанович, Андрющенко Ольга Евгеньевна
В статье делается попытка представить механизм высвоения и роста субъекта активности в оздоровительной деятельности, где основным условием развития является его бытие на границе здоровья – нездоровья, патологии – нормы, которая выступает как катализатор роста заботы. В работе представлен анализ теоретико-методологических подходов к пониманию категории субъектности. Авторами исследуется вопрос о наиболее эффективном типе реакции на границу, и в качестве такой выделяется реакция по типу центрации. В заключении делается вывод о структурно-динамических элементах механизма высвоения и развития субъекта заботы о своем здоровье (когнитивно-объективное тело человека, репрессивный характер общества, целенаправленная деятельность по формированию здорового образа жизни, влияние значимого другого).
Скачать PDF

Психическое развитие недоношенных детей первого года жизни, воспитывающихся в семьях и домах ребенка

Васильева Марина Юрьевна, Чернего Дарья Ивановна, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович
В работе представлены результаты эмпирического исследования психического развития недоношенных детей первого года жизни, проживающих в различных условиях социального окружения: в домах ребенка и семьях. Проанализировано влияние условий социального окружения на различные сферы развития недоношенных детей на протяжении разных возрастных периодов первого года жизни.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!