Развитие младенца Развитие на протяжении жизни

Развитие мышления в персоногенезе

Найдено 1 определение:

Развитие мышления в персоногенезе

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление -последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей -единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления. На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах. Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению. Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Использование методики сформированности стратегии творческого мышления (СТМ) для изучения развития т

Бухлина Л. Ю.
В статье рассматривается применение авторской методики диагностики уровня сформированности стратегии творческого мышления (СТМ), которая измеряет креативность путем анализа отдельных актов творчества. Также рассматривается данный инструмент как коррекционный метод, позволяющий проследить ближайшее развитие у учащихся операций СТМ и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов формирования.
Скачать PDF

К вопросу о творческом компоненте профессионального мышления и его развитии у студентов

Валиуллина Гульнара Гайсаевна
Рост всевозможных технологий влечет за собой краткосрочность, устаревание и стремительную сменяемость современных условий жизни и деятельности человека, тем самым лишь повышая потребность общества в творческих людях и конкурентоспособных специалистах. Становление профессионального творчества происходит еще на этапе профессиональной подготовки человека, тесно связано с особенностями его мышления, в частности мышления профессионального. Развитие профессионального мышления, состоящее в трансформации основных видов мыслительной деятельности человека, получении новых их сочетаний в зависимости от предмета, средств, условий, результата труда, включает в себя и развитие творческого мышления студентов. Творческий компонент профессионального мышления определяет способность человека к свободной ориентации и продуктивной самореализации в условиях рынка и стремительных социальных изменений; а также к воплощению новаторских идей и реформ. Библиогр. 3.
Скачать PDF

Принципы развития творческого мышления школьников на основе его интегральной концепции

Чернецкая Надежда Игоревна
Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления школьников с позиций интегральной концепции, трактующей его как высший уровень мышления. Предполагается, что творческое мышление может быть развито благодаря специально организованной интеграции отдельных видов мышления.
Скачать PDF

Компоненты сложной системы сенсорно-действенного, сенсорно-образного мышления и этапы их развития у

Рогова С. А.
В данной статье сделана попытка рассмотреть наглядно действенное и наглядно образное мышление как компоненты сложных систем сенсорно деятельностного и сенсорно образного мышления соответственно ребёнка 4-5 лет ; выделить этапы развития компонентов сложных систем мышления и обосновать значение данного понимания для организации педагогического процесса, направленного на развитие мышления ребёнка дошкольного возраста.
Скачать PDF

Возможности социально-психологического тренинга в развитии диагностического мышления студентов-психо

Пучкова Елена Борисовна
В статье рассматривается проблема развития диагностического мышления психологов. Обосновано понимание диагностического мышления в структуре профессиональных качеств психолога. В качестве средства развития диагностического мышления предлагается рассмотреть психологический тренинг.
Скачать PDF

Эволюция психологического мышления: этапы развития и закономерности усложнения

Клочко Виталий Евгеньевич
Рассматривается проблема развития психологической науки с точки зрения присущей ей парадигмальной динамики, проявляющейся в закономерном усложнении профессионально-психологического мышления. Трансспективный анализ показан как методологическое средство изучения открытых саморазвивающихся систем. Опираясь на трансспективный анализ, автор выявляет закономерности развития науки, которые проявляют себя ростом сложности используемых познавательных средств и процедур. Рассматриваются основания прогрессивного развития психологической науки как открытой самоорганизующейся теоретической системы. Выделяются простое мышление (одномерно-бинарное), свойственное классической науке, и сложное мышление (бинарно-тернарное), свойственное неклассической науке. Утверждается, что современная психология движется к постнеклассической парадигме и при этом тернарное мышление сменяется многомерным, в рамках которого психика и сознание получают новое объяснение.
Скачать PDF

Анализ уровня развития креативного мышления у будущих психологов с учетом личностных особенностей

Ледовских И.А.
В статье практические проблемы креативного мышления. Исследуются отечественные и зарубежные подходы к понятию творческого мышления. Рассматриваются современные точки зрения на творчество как процесс.
Скачать PDF

Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности

Джакупов Сатыбалды Мукатаевич
В статье рассмотрены актуальные и потенциальные возможности понятийного аппарата концепции совместно-диалогической познавательной деятельности, разработанной на основе смысловой теории мышления. Приведены результаты использования метода экспериментально-диагностического моделирования виртуальных моноэтнических групп в условиях исследования этнопсихологических явлений.
Скачать PDF

Проектная деятельность как средство развития продуктивного мышления учащихся

Есенжанова Ардак Амангельдовна
Рассмотрено содержание понятий «мышление», «продуктивное мышление», «проектная технология», раскрыты особенности продуктивного мышления как процесса и как деятельности. Выдвинуто предположение о том, что проектная деятельность, характеризующаяся целенаправленными процессом и результатом, является эффективным средством развития продуктивного мышления школьника. Обозначены противоречия между объективной потребностью общества в социально активном компетентном выпускнике школы, ориентированном на принятие решений на основе продуктивного мышления, и недостаточной обращенностью системы образования к данному вопросу; необходимостью научного обоснования процесса развития продуктивного мышления школьника и недостаточно эффективным применением инновационных форм, методов и средств образовательной среды; имеющимся педагогическим потенциалом проектов в учебной деятельности и преобладающими до сих пор вербальными методами организации учебной деятельности в современной школе, затрудняющими процессы развития продуктивного мышления школьников; требованием образовательной практики в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ проектной деятельности как средства развития продуктивного мышления школьников в педагогической науке. Обоснована актуальность и описаны педагогические условия, обеспечивающие реализацию структурно-функциональной модели процесса развития продуктивного мышления учащихся средствами проектной деятельности в современной школе.
Скачать PDF

Аутопсихологические способности как фактор развития творческого мышления преподавателей высшей школы

Денисова А. А., Якушева Л. М.
В статье рассматриваются психологические проблемы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Анализируется соотношение понятий «творчество», «творческая личность», «творческое мышление», «творческая активность», «творческие способности». На эмпирическом материале рассматривается творческое мышление преподавателей высшей школы. Вводятся понятия «самосовершенствование», «саморазвитие». На теоретическом и эмпирическом уровнях анализируется роль аутопсихологических способностей преподавателя высшей школы и их предрасположенности к самосовершенствованию при развитом творческом мышлении.
Скачать PDF

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на примере изучения темы «Системы с

Завилейская Светлана Анатольевна
В статье представлена разработка урока по теме «Системы счисления. Основные понятия». Тема «Системы счисления» изучается на уроках информатики и ИКТ в 9 классе (УМК «Информатика и ИКТ» 8 – 9 класс, автор Семакин И. Г. и др.)
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16