Развитие младенца

Найдено 1 определение
Развитие младенца
infant development) Р. м. - это область изучения младенчества в структуре жизненного пути чел. Такой широкий подход предполагает выявление и исслед. а) пренатальных факторов, б) природы младенческого развития как такового, в) влияний младенчества на последующую жизнь и г) способов оптимизации развития в младенчестве и в остальные периоды жизни чел. Помещение младенчества в перспективу жизненного пути превращает традиционный раздел детской психологии в междисциплинарную область, охватывающую психол., биолог. и социологические аспекты развития в разных культурах и в разные ист. эпохи. Влияние развития в младенчестве на последующую жизнь. Исследователи личности, начиная с Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др., приводят весомые аргументы в пользу целостности челов. жизни, предполагающей важные связи между ранними и более поздними ее этапами. Однако, в общем, опубликованные наблюдения заставили серьезно усомниться в долгосрочных психоаналитических предсказаниях. Тем не менее, совр. психоаналитики, такие как Э. Г. Эриксон и Дж. Боулби, продолжают приводить данные многолетних наблюдений, согласно к-рым некоторые виды младенческого опыта - например, любовь и доверие - обладают воздействием, существенно изменяющим всю последующую жизнь чел. А такие психоисторики, как Ллойд Демоз, приводят исторические, относящиеся к нескольким прошлым столетиям, подтверждения того, что ранний младенческий опыт оказывает мощное воздействие на склад личности взрослого чел. и методы воспитания детей. Главные доказательства, умаляющие важность раннего младенческого опыта для последующей жизни, приходят из научных исслед., в к-рых сравниваются эффекты ранней депривации и более позднего - стимулирующего и обогащающего развитие - жизненного опыта. Эти исслед. показывают, что ранние дефициты оставляют след в виде дефектов только до тех пор, пока недостаточные для нормального развития условия продолжают оказывать вредящее воздействие на растущего индивидуума. Несмотря на то, что влияние раннего младенчества на последующую жизнь поддается коррекции, свидетельствующие об этом данные не умаляют сколько-нибудь существенно важность младенчества для последующего оптимального развития. Напротив, положительное значение таких данных состоит в обнаружении гораздо большей пластичности или открытости младенческого развития изменениям, чем считалось прежде. Поэтому раннее вмешательство в целях оптимизации развития младенца может повышать качество жизни как в младенчестве, так и на последующих ее этапах. Совершенствование исследований развития в перспективе жизненного пути. Принятие перспективы жизненного пути способствовало расширению временных рамок изучения влияний младенчества на последующее развитие. Новые лонгитюдные планы исслед. позволяют более точно прослеживать эти связанные с ростом процессы, предположительно влияющие и на раннее, и на более позднее развитие. Совр. исслед. также оценивают воздействие на развитие младенца культурных и родительских ценностей. После того, как пришло понимание, что значительная часть текущего развития - это дело соц. отбора из гораздо более широкого диапазона челов. опыта, потенциальные возможности оптимизации развития на протяжении всей жизни чел. и необходимые для этого знания существенно повысились. Исслед. развития в перспективе жизненного пути все больше и больше обращаются к изучению разнообразных и взаимодействующих совокупностей связанных переменных, что продиктовано практ. потребностью разобраться в громадной сложности и комплексности челов. поведения. Почти все прежние лонгитюдные исслед. ограничивались изучением эффектов единичных переменных, таких как уровень активности младенца, привязанность младенца к ухаживающему за ним взрослому и индивидуальный график созревания в период младенчества. Хотя такая специфичность имеет свою бесспорную ценность, она не позволяет полностью выявить сложные истоки челов. поведения и меняющийся характер среды, в к-рой оно развертывается. Младенчество в перспективе жизненного пути. В течение младенчества ребенок продвигается от первоначального состояния рефлекторного и предсказуемого существа к состоянию социально организованного, эмоционально экспрессивного и интеллектуально компетентного организма, способного находить решения простых практ. задач в уме, до реального воздействия на проблемную ситуацию. Два пренатальных фактора, по всей вероятности, оказывающих долговременное влияние, - это наследственность и питание матери. По данным Национального института общих медицинских наук (National Institute of General Medical Sciences) доля новорожденных с распознанными наследственными болезнями составляет примерно 5% от общего числа родившихся живыми детей и 7-8% от всего населения США. Кроме того, каждый чел. яв-ся носителем 5-8 рецессивных генов, способных вызывать генетические дефекты, в добавление к возможным носителям поздно проявляющихся доминантных генетических дефектов, таких как хорея Гентингтона, болезнь Вильсона и поздняя форма сахарного диабета. Единственный фактор - правильное питание матери до и после зачатия - яв-ся самой важной гарантией того, что ребенок родится здоровым и, возможно, останется таковым на протяжении всей своей жизни. Более того, растет количество данных, подтверждающих следующий вывод: чем раньше нарушается структура питания матери, тем сильнее результирующая задержка развития головного мозга ребенка и выше вероятность сохранения сниженной интеллектуальной деятельности в течение всей оставшейся жизни. Причину снижения умственных способностей проясняют данные, согласно которым неправильное питание до родов приводит к 15-20% сокращению общего количества мозговых клеток новорожденного, головной мозг к-рого на момент рождения обычно содержит 25% от общего числа клеток взрослого мозга. А если неправильное питание имеет место не только в дородовый период, но и в течение первых шести месяцев после родов, это приводит к 60% сокращению общего числа клеток головного мозга. Поскольку продукция всех видов клеток головного мозга, фактически, прекращается между 12 и 15 месяцами жизни, практически не остается времени, чтобы нормализовать нарушенный процесс развития мозга. Поиски оптимального развития в младенческий период упорно ведутся в биолог., соц. и психол. областях. Оптимальное питание во время беременности и в период младенчества является необходимым, но недостаточным условием для оптимального развития головного мозга (нужна еще оптимальная средовая стимуляция), а оптимальное развитие мозга - необходимое, но недостаточное условие для оптимального соц. и психол. развития (нужны еще оптимальные психосоциальные интеракции). Больше уже никто не сомневается в огромном значении опыта во всех областях развития. Без стимуляции младенец слабеет и умирает; при наличии стимуляции младенец выживает и развивается; при оптимальной же стимуляции (процессе, не имеющем пока еще адекватного определения) младенец буквально расцветает. Психол. развитие младенца, - наиболее изученное во всех областях, - предлагает богатый пласт начальных форм развития, ускоряющих процессы роста и, вероятно, образующих необходимую основу развития на всем протяжении жизни. Одна из таких начальных форм развития, заслуживающая внимания как долговременная, - развитие любви от симбиотической (паразитической) начальной стадии к таким ее видам, как любовь к себе, любовь между родителями и детьми и братская любовь. Другая возможная форма развития, продолжающегося всю жизнь, - развитие интеллекта в том виде, как его анализировал Пиаже на отрезке от младенчества до взрослости. Его работа о развитии способностей чел. остается незавершенной, так как он считал, что существуют более высокие формы челов. интеллекта, помимо тех, к-рые традиционно измеряют в наше время. В качестве третьей долговременной линии развития можно было бы взять развитие перцепции, от готовности новорожденного реагировать на грубые изменения вкуса, температуры, громкости, цветовых тонов, давления, боли, запахов, ритмов, движений и местоположения в пространстве к развитию всех видов чувствительности и, далее, к постепенному ее снижению, начинающемуся во время третьего десятилетия жизни. Наконец, в качестве четвертой долговременной линии развития можно выделить соц. развитие, от первой соц. реакции узнавания (новорожденный, когда его берут на руки и разговаривают с ним, постепенно, затрачивая немалые усилия, налаживает челов. общение со взрослым) к процессу социализации, к-рый дает младенцу возможность узнать, как становятся людьми. См. также Генетика поведения, Развитие в раннем детстве Дж. О. Лаго

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
302.28 кб

Значение грудного вскармливания для роста и развития младенца

Урсова Наталия Игоревна
В обзоре на основании данных литературы показана реальная ценность грудного молока как оптимального варианта вскармливания детей в постнатальном периоде.
Читать PDF
313.71 кб

Истоки психолингвистического развития младенца первого года жизни

Ушакова Татьяна Николаевна, Белова Софья Сергеевна
Проведен сбор систематических видеозаписей поведения 4-х младенцев возраста от 0 до 12 месяцев в естественных условиях (1226 эпизодов).
Читать PDF
920.51 кб

Особенности развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба

Обухова Нина Владимировна
В работе рассмотрены особенности развития младенцев с врожденной расщелиной губы и неба при раннем хирургическом вмешательстве.
Читать PDF
418.44 кб

Влияние материнских стратегий утешения на психическое развитие младенцев

Тишевской Игорь Андреевич
В результате экспериментального исследования установлено, что младенцы, чьи матери были обучены адекватно использовать оральное утешение, качественное общение и игру для поддержания баланса активности ребенка, демонстрировали в го
Читать PDF
1.27 мб

Психическое развитие младенца с позиций аллостатической парадигмы адаптации

Тишевскои Игорь Андреевич
Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте рассмотрено с позиций аллостатической модели адаптации в контексте взаимодействия со значимым взрослым.
Читать PDF
1.22 мб

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА (ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА)

Мельникова Н.В., Едиханова Ю.М.
Статья отражает развитие социально-психического образования взаимосвязи биологического и психического во втором полугодия жизни младенца. Он совершенствуется, детерминируя сам на себя деятельностью социальной общности.
Читать PDF
517.33 кб

Влияние перинатальной патологии на психическое развитие младенцев с нарушениями зрения

Скляднева Веселина Михайловна
В статье представлены результаты сопоставления клинической информации о состоянии здоровья 52 детей с болезнями органов зрения с данными их психолого-педагогического обследования.
Читать PDF
29.09 мб

Внеклеточная пероксидазная активность крови у новорожденных младенцев с риском развития ретинопатии

Зайнутдинова Гузель Халитовна, Азнабаева Лилия Фаритовна, Файзуллина Алия Салаватовна
Проблема ранней диагностики ретинопатии недоношенных (РН) на современном этапе остается весьма актуальной в связи с ростом числа детей с этой патологией.
Читать PDF
82.22 кб

Распространенность и социально-демографические факторы риска развития симптомов экземы у младенцев:

Martin P. E. , Koplin J. J., Eckert J. K.
Читать PDF
384.51 кб

Изучение эффективности программы психологической помощи в развитии контакта матери и младенца 2-4 ме

Симоненко Ирина Алексеевна
В статье представлены результаты изучения эффективности программы психологической помощи матери и младенцу. Обоснованы основные фокусы и приемы психологической помощи в развитии контакта матери и младенца.
Читать PDF
319.40 кб

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЧАТКОВ РЕЧИ У МЛАДЕНЦА В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВЫХ НЕДЕЛЬ И МЕСЯЦЕВ ЕГО ЖИЗНИ (0-12 МЕС

Ушакова Татьяна Николаевна
Представлен научный проект, обозначивший направление пути происхождения осмысленного слова у маленького ребенка, начиная с момента его рождения. Реакции детей рассматривались как элементы их адаптивного поведения.

Похожие термины:

  • Шкалы развития младенца Бейли

    (Bayley Scales of Infant Development) — хорошо известный и широко используемый тест «умственных способностей» младенца; последний пересмотр осуществлялся в 1993 году.
  • БЕЙЛЯ, ШКАЛА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА

    Одна из наиболее часто используемых шкал развития для оценки состояния младенцев и маленьких детей. Пересмотренная версия – рассчитана на детей в возрасте от 1 до 42 месяцев и включает в себя четыр
  • Шкалы развития младенцев Бейли

    Bayley scales of infant development) Ш. р. м. Б. представляют собой критерии для оценки развития младенцев и детей раннего возраста в интервале от 1 до 30 месяцев. Содержание теста организовано в виде двух отдельных ш
  • КАЛИФОРНИЙСКАЯ ШКАЛА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА

    Теперь называется по имени ее создателя – шкала развития младенца Бейля.