РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ
Вариант патологического развития личности (наряду с психогенным), приводящий к формированию краевых психопатий (См. Кербикова-Фелинской генетическая систематика психопатий. Динамика его, по В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикину [1980], представлена тремя этапами: 1. Повседневное хроническое травматизирование, длительное отрицательное социально-психологическое воздействие на ребенка (на этом этапе - значительные динамические отклонения и возможность установления причинной связи между формирующимися патологическими свойствами личности и особенностями микросреды), постепенное возникновение аномальных свойств личности; 2. На фоне продолжающейся хронической микротравматизации характерологические нарушения усиливаются и постепенно начинают структурироваться, развивается выраженная мозаичность, возникают компенсаторные механизмы или псевдокомпенсации, выражающиеся в асоциальных формах поведения; 3. Черты мозаичности нивелируются. Появившаяся на втором этапе аутизация (шизоидность) оформляется в психопатию шизоидного круга. Появляются первые декомпенсации и эпизоды, в понимании П.Б. Ганнушкина.
К Р.Л.П. близко примыкает описанное в детской психиатрии [Ковалев В.В., 1968] психогенное патологическое формирование личности, являющееся одним из его вариантов. Динамические нарушения, приобретенные под влиянием неблагоприятных факторов, обладают у детей и подростков тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом. В отличие от Р.л.п. у взрослых, в основе патологического формирования личности у детей и подростков лежит не патологический сдвиг уже сформированной личности, а изменения формирования незрелой личности в патологическом направлении.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Развитие личности патохарактерологическое
вариант патологического развития личности, ведущего к формированию «краевой» (то есть приобретенной психопатии, в первую очередь шизоидной). Сообщается, что такое развитие совершается по определенному сценарию. Так, данные В.А.Гурьевой и В.Я.Гиндикина (1980) свидетельствуют о том, что оно проходит в следующие три этапа. 1. Повседневное хроническое психотравмирование в условиях длительного отрицательного социально-психологического воздействия на ребенка приводит к значительным динамическим отклонениям в поведении. Это то, что некоторые исследователи (Ковалев, 1979) определяют как патохарактерологические реакции. Помещение ребенка в нормальную среду может оказаться достаточным для того, чтобы полностью устранить формирующиеся паттерны неадекватного поведения; 2. В противном случае наступает следующий, второй этап - характерологические нарушения усиливаются, начинают постепенно структурироваться. При этом их проявлениям свойственна выраженная мозаичность с тенденцией к преобладанию шизоидности и асоциальных форм поведения. 3. Черты мозаичности нивелируются, шизоидность оформляется в психопатию шизоидного круга, появляются первые состояния декомпенсации психопатии в понимании П.Б.Ганнушкина. В.В.Ковалев (1968) описал явление, ныне известное как психогенное патологическое формирование личности. При этом динамические отклонения в реагировании и поведении у детей, возникающие под влиянием неблагоприятных факторов, обнаруживают все более устойчивую тенденцию к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом. При этом имеются в виду не только шизоидная, но и некоторые другие формы психопатии. В отличие от патохарактерологического развития у взрослых, обусловленное патологическим сдвигом уже сформированной личности, такое развитие у детей связано с нарушениями процесса формирования еще незрелой личности в патологическом направлении.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012