Различные техники системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру

Найдено 1 определение
Различные техники системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру

Техники первого этапа семейной психотерапии.
Задача 1: создать и усилить мотивацию у семьи «у инициаторов обращения» (мать и ребенок – последний является «носитель симптома» чаще всего), чтобы пригласить на следующий сеанс всех членов семьи. Это предложение встречает сопротивление, которое может быть ослаблено следующими приемами:
Вопервых, необходимо представить информацию о роли семьи в происхождении нервнопсихических расстройств у детей и подростков и особо подчеркнуть, что в любой семье заключен не столько патогенный фактор, сколько саногенный.
Вовторых, сделать положительное эмоциональное подкрепление – «только очень ответственный человек, как вы, мог проявить инициативу и прийти на прием. Это качество поможет вам повлиять и на остальных членов семьи».
Втретьих, обращение к чувству справедливости у «инициатора обращения» – «Вы с сыном обсуждаете проблемы семьи и свои, а у других членов семьи такой возможности нет».
Вчетвертых, указать на негативные последствия сепаратных переговоров, тогда «как другие придумывают там свое». «Они не помогут нам, а мы им».
Задача 2: присоединение психотерапевта к семье. Психотерапевт стремится проделать путь от «наблюдателя», «вершителя судеб», «мага» (роли, которые стараются приписать ему члены семьи) к роли одного из элементов семейной системы: «того, кто говорит, как мы», того «кто имел такие же проблемы, как мы, и их уже решил». Если в семье есть явный лидер, который жестко приписывает поведение каждого члена семьи, привык говорить и комментировать за других, лишать членов семьи голоса, то все обращения к семье психотерапевт делает через него – «Могу ли я спросить вашу жену?» Членам семьи иногда очень трудно выделить в своем сообщении что важно, что второстепенно. Психотерапевт проясняет, структурирует информацию – «Насколько я вас понял…»
В каждой семье существует определенное качество, такое как язык вербального и невербального поведения – повышенно экспрессивные семьи с быстрой речью, активными жестами и мимикой. Бывают семьи сдержанные в отношении эмоций и слов.
Скрытые указания, эмоциональная поддержка осуществляются приемами «лидерства за спиной» при помощи междометий, указывающих на сопричастность: «надо же», «как интересно» и жестами поощряют участников психотерапии соприкоснуться с чемто очень важным для себя. Словесный «шлак» при этом отбрасывается. Следует показывать всяческими способами свою сопричастность проблемам семьи, не скрывая этого.
На первых сеансах семейной психотерапии не следует тестировать эмоциональные реакции членов семьи, анализировать мотивацию поведения участников на сеансах, пользоваться оценочными суждениями, так как это блокирует личностный рост членов семьи, усиливает механизмы групповой и индивидуальной защиты.
Целесообразнее, по Э. Г. Эйдемиллеру, проводить тактику плавного перехода из ситуации «там и тогда» к ситуации «здесь и теперь», так как в семьях жизнь в прошлом очень актуальна. Для этого следует применять психотерапевтические упражнения, цель которых развить навыки невербальной коммуникации, эмпатии, экспрессии своих переживаний, развития и обогащения когнитивных сценариев. (Можно проводить отдельно, параллельно или на основном курсе).
Цели первого этапа. Присоединение психотерапевта к семейной системе, выявление, дифференциация когнитивных сценариев, их усложнение, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений.
Следует переформировать манипулятивный запрос членов семьи, когда они ответственность перекладывают на врача, в психотерапевтический запрос, где родители осознавали бы себя как неэффективных в этой роли и неэффективных как супругов.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005