Различные техники системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру это что такое Различные техники системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру: определение — Психология.НЭС
Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация Разлука

Различные техники системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру

Найдено 1 определение:

Различные техники системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру

Техники первого этапа семейной психотерапии.

Задача 1: создать и усилить мотивацию у семьи «у инициаторов обращения» (мать и ребенок – последний является «носитель симптома» чаще всего), чтобы пригласить на следующий сеанс всех членов семьи. Это предложение встречает сопротивление, которое может быть ослаблено следующими приемами:

Вопервых, необходимо представить информацию о роли семьи в происхождении нервнопсихических расстройств у детей и подростков и особо подчеркнуть, что в любой семье заключен не столько патогенный фактор, сколько саногенный.

Вовторых, сделать положительное эмоциональное подкрепление – «только очень ответственный человек, как вы, мог проявить инициативу и прийти на прием. Это качество поможет вам повлиять и на остальных членов семьи».

Втретьих, обращение к чувству справедливости у «инициатора обращения» – «Вы с сыном обсуждаете проблемы семьи и свои, а у других членов семьи такой возможности нет».

Вчетвертых, указать на негативные последствия сепаратных переговоров, тогда «как другие придумывают там свое». «Они не помогут нам, а мы им».

Задача 2: присоединение психотерапевта к семье. Психотерапевт стремится проделать путь от «наблюдателя», «вершителя судеб», «мага» (роли, которые стараются приписать ему члены семьи) к роли одного из элементов семейной системы: «того, кто говорит, как мы», того «кто имел такие же проблемы, как мы, и их уже решил». Если в семье есть явный лидер, который жестко приписывает поведение каждого члена семьи, привык говорить и комментировать за других, лишать членов семьи голоса, то все обращения к семье психотерапевт делает через него – «Могу ли я спросить вашу жену?» Членам семьи иногда очень трудно выделить в своем сообщении что важно, что второстепенно. Психотерапевт проясняет, структурирует информацию – «Насколько я вас понял…»

В каждой семье существует определенное качество, такое как язык вербального и невербального поведения – повышенно экспрессивные семьи с быстрой речью, активными жестами и мимикой. Бывают семьи сдержанные в отношении эмоций и слов.

Скрытые указания, эмоциональная поддержка осуществляются приемами «лидерства за спиной» при помощи междометий, указывающих на сопричастность: «надо же», «как интересно» и жестами поощряют участников психотерапии соприкоснуться с чемто очень важным для себя. Словесный «шлак» при этом отбрасывается. Следует показывать всяческими способами свою сопричастность проблемам семьи, не скрывая этого.

На первых сеансах семейной психотерапии не следует тестировать эмоциональные реакции членов семьи, анализировать мотивацию поведения участников на сеансах, пользоваться оценочными суждениями, так как это блокирует личностный рост членов семьи, усиливает механизмы групповой и индивидуальной защиты.

Целесообразнее, по Э. Г. Эйдемиллеру, проводить тактику плавного перехода из ситуации «там и тогда» к ситуации «здесь и теперь», так как в семьях жизнь в прошлом очень актуальна. Для этого следует применять психотерапевтические упражнения, цель которых развить навыки невербальной коммуникации, эмпатии, экспрессии своих переживаний, развития и обогащения когнитивных сценариев. (Можно проводить отдельно, параллельно или на основном курсе).

Цели первого этапа. Присоединение психотерапевта к семейной системе, выявление, дифференциация когнитивных сценариев, их усложнение, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений.

Следует переформировать манипулятивный запрос членов семьи, когда они ответственность перекладывают на врача, в психотерапевтический запрос, где родители осознавали бы себя как неэффективных в этой роли и неэффективных как супругов.

Оцените определение:

Источник: Полный справочник психотерапевта

Найдено рефератов по теме Различные техники системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности структуры ценностей на различных этапах семейной жизни

Шугаева Наталья Александровна
Данная статья посвящена исследованию ценностно-смысловой сферы личности на различных этапах семейной жизни. В ней отражены основные результаты сравнительного анализа особенностей структуры ценностносмысловой сферы личности при прохождении различных этапов семейной жизни. Актуальность исследования связана с изменения, происходящими с институтом брака и семьей в последнее время в нашей стране: меняется представление о смысле семьи, о ее ролевой структуре, меняются детско-родительские отношения. В исследовании были рассмотрены следующие стадий семейной жизни: стадия монады, молодое супружество и супруги со стажем, имеющие детей. Большое внимание уделяется молодому супружеству, как одному из наиболее сложных периодов семейной жизни. Основной вывод: молодые семьи по структуре ценностей и ценностных ориентаций находятся ближе к семьям со стажем, нежели испытуемым, находящимся на более ранней стадии семейной жизни. Также исследование показала, что молодые супруги имеют более противоречивую структуру ценностей, что связано с кризисом, происходящим на этом этапе.
Скачать PDF

Культурно-исторический анализ в психологии, системное понимание психотерапии и методология супервизи

Бурлакова Наталья Семеновна, Олешкевич Валерий Иванович
Статья посвящена изучению супервизии в контексте культурно-исторического анализа психотерапии. Соединение в психологическом образовании культурно-исторического подхода с методологией супервизии (понятой также культурно-исторически) может способствовать повышению качества и эффективности клинико-психологического образования.
Скачать PDF

Взаимовлияние психических процессов в системной танцевальной психотерапии больных шизофренией

Оганесян Наталия Юрьевна, Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич
Статья посвящена актуальной и современной теме танцевальной психотерапии и взаимовлиянию психических процессов в разработанной системной танцевальной психотерапии для больных шизофренией. В статье обозначены факторы воздействия танцевальной психотерапии на разноуровневые психические процессы. Приводятся эмпирические доказательства того, что изменения в личности происходят при условии изменения телесных функций, что приводит к речевой активности и, как следствие, коммуникативности
Скачать PDF

Интеллектуально-личностное развитие подростков в условиях различных форм обучения и семейного взаимо

Головей Л. А., Данилова М. В.
Статься посвящена изучению влияния семейной ситуации на интеллектуально-личностное развитие. Выборку испытуемых составили подростки 14-16 лет. Исследование позволило выделить типологические группы, различающиеся по особенностям развития в определенных семейных ситуациях, а также показало роль семейной депривации в формировании личности и интеллекта подростка.
Скачать PDF

Лечение клиентов с суицидальным поведением в различных психотерапевтических модальностях (обзор лите

Федотов Илья Андреевич, Шитов Евгений Александрович, Куликов Сергей Олегович
В статье приводится обзор литературных данных о понимании суицидального поведения и тактике его лечения в наиболее распространенных модальностях психотерапии: психоанализе, гештальт-терапии, трансактном анализе, а также в экзистенциальной, когнитивно-бихевиоральной и телесной психотерапии. Выделены наиболее общие подходы и принципы данной работы.
Скачать PDF

Супружеская атрибуция как фактор удовлетворённости отношениями в парах с различным стажем семейной ж

Сычев Олег Анатольевич
Проблема психологических факторов удовлетворенности супружескими отношениями и браком является актуальной ввиду необходимости совершенствования психологической поддержки семьи в условиях сложившейся в нашей стране демографической ситуации. Перспективным представляется анализ роли атрибуции в удовлетворенности отношениями, открывающий возможности коррекции супружеских отношений с помощью методов когнитивно-поведенческой терапии. В статье описаны результаты эмпирического исследования, выполненного с помощью методики «Атрибуции в супружеских отношениях» Ф.Д. Финчема и Т.Н. Брэдбери, которые не только подтверждают большой вклад атрибуций в удовлетворенность супругов отношениями и браком, но и свидетельствуют о наличии их кумулятивного эффекта. Такой эффект проявляется в существенном возрастании влияния особенностей атрибуции на удовлетворенность отношениями супругов в парах с большим стажем семейной жизни. Для объяснения полученных результатов предложена гипотеза о том, что влияние атрибуции на удовлетворенность отношениями и браком в супружеских парах опосредовано субъективным образом супруга.
Скачать PDF

Психосоматические расстройства у детей в семьях с различными стилями семейного воспитания

Еремина Н.Ю.
В статье осуществлен теоретический анализ основных подходов изучения психосоматических расстройств у детей, психосоматических заболеваний, стилей семейного воспитания; определены факторы, формирующие психосоматические расстройства у детей; стили семейного воспитания, способствующие формированию у ребенка психосоматических расстройств. Автором показана роль, которую играют в развитии психосоматических заболеваний неоднократные переживания психотравмирующей ситуации, а также затяжные, повторяющиеся негативные эмоции. Выявлена специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного; описаны распространенные негативные факторы семейного воспитания, способствующие развитию психосоматических заболеваний; представлен обзор классических психосоматических болезней (эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит). Сделаны выводы о том, что именно родители обеспечивают чувство безопасности ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов поведения и реагирования на требования жизненных ситуаций.
Скачать PDF

Особенности родительских установок супругов в семьях с различным стажем семейной жизни

Морозова Ирина Станиславовна
Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с протекающими на современном этапе развития общества процессами трансформации родительско-детских отношений, изменениями в содержании и ролевых функциях супругов. В статье рассматриваются особенности родительских установок супругов, имеющих различный стаж семейной жизни. Описаны организация и методы исследования, приведены результаты исследования родительских установок отцов и матерей, имеющих супружеские отношения различной степени длительности. Рассматриваются особенности родительских установок мужчин и женщин, определяющие отношение к ребенку и к воспитательной практике. В родительских установках мужчин выявлен высокий уровень строгости и авторитетности в отношении с ребенком. Особенностями родительских установок женщин выступают стремление к партнерским отношениям с ребенком, стремление ускорить развитие ребенка, низкий уровень зависимости от семьи. Определены особенности родительских установок супругов со стажем семейной жизни менее пяти лет. У мужчин этой группы в большинстве случаев проявлялась такая родительская установка, как гипоопека, в то время как женщины данной группы предпочитали демократические отношения с ребенком. Выявлены особенности родительских установок супругов, стаж семейной жизни которых составляет от пяти до пятнадцати лет, выражающиеся в том, что у женщин доминируют такие родительские установки, как гипоопека и отсутствие демократичности в отношениях с ребенком, у мужчин доминирует установка на демократичность в общении с детьми. Определено, что сочетание характеристик родительских установок у мужчин в группе со стажем семейной жизни от шестнадцати лет и более свидетельствует о выраженности такого типа родительского воспитания, как отказ от авторитарности и гипоопека. Женщины также отказываются от авторитарности и отдают предпочтение демократическому стилю воспитания.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Сущность личностно-профессионального развития педагога на различных этапах жизненного пути

Панова Н. В.
В статье обосновывается сущность личностно-профессионального развития педагога через анализ понимания профессионализма, развития, активности, жизнедеятельности как основы диалектического понимания деятельности педагога. Автором предлагается взгляд на целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни педагога и сохранения его потенциала.
Скачать PDF

Похожие термины: