Различающаяся среда Различение стимула

РАЗЛИЧЕНИЕ

Найдено 3 определения термина РАЗЛИЧЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

РАЗЛИЧЕНИЕ

Здесь имеется два значения, одно специальное и "нейтральное", другое концептуально основывается на специальном значении, но изобилует этическими и моральными коннотациями политики, расы, религии и т.д. 1. в специальной литературе — способность воспринимать различия между двумя или более стимулами. Это также может рассматриваться как класс экспериментальных процедур, обозначаемый общим понятием процедуры научения различению. Например, в экспериментах по оперантному обусловливанию — реакции в присутствии одного стимула (SD) подкрепляются, а реакции в присутствии другого (Sдельта) — нет. В классическом обусловливании — присутствии одного стимула CS (условный стимул) и US (безусловный стимул) соединяются (то есть CS является истинным CS, обычно он обозначается как CS), но в присутствии другого стимула они не соединяются (то есть CS здесь не является истинным CS, так как он не служит сигналом US, он обычно обозначается как CS). В оперантном обусловливании такое научение ведет к продуцированию реакций в присутствии, но не в присутствии Sдельта. В классическом случае это ведет к вызыванию CR в присутствии CS+, но не в присутствии CS. В этих примерах термин явно используется для описания процедуры научения посредством которой организм научается различным образом реагировать на различные стимулы. Обратите внимание, что вопрос о приятии и научении (научении организма обнаруживать физические различия между самими стимулами) является только косвенным. В большинстве процедур по научению различению заложено предположение о том, что организм воспринимает различия между стимулами, но просто не реагирует на них по-разному, потому что никогда не применялось подкрепление с тем, чтобы организм научился относиться к ним по-разному. 2. В восприятии и психофизике — способность различать стимулы. Более подробно см. порог (2). 3. Более широкое значение, в социальной психологии и связанных с ней областях — не одинаковое отношение к индивидам или группам, основанное на произвольных характеристиках, таких как раса, пол, этническая принадлежность, культура и т.д. Если не углубляться в политику использования этого термина, можно просто отметить, что точное понимание специальных значений может привести к хорошему пониманию проблемы. См. предубеждение.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Различение

процесс поиска различий.

Источник: Небольшой Словарик терминов НЛП

Различение

1. способность воспринимать различия между двумя и более стимулами; 2. в восприятии и психофизике – способность различать стимулы разной интенсивности; 2. в социальной психологии – не одинаковое отношение к индивидам или группам, основанное на произвольных характеристиках, таких, как пол, раса, этническая принадлежность, культура и т.п.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Различение стимулов при восприятии их в автостереографическом изображении

Владыкина Наталья Петровна, Карпинская Валерия Юльевна
Исследован процесс различения стимулов при восприятии их в автостереографическом изображении. Восприятие несуществующей глубины в автостереограмме оказывает влияние на оценку размера, предъявленного объекта, и сказывается на способности к различению. Показана возможность перехода из зоны различения в зону неразличения путем изменения не физических параметров объекта, а способа его осознания субъектом.
Скачать PDF

Зрительное различение комбинированных стимулов

Чудина Юлия Александровна, Шляхта Дмитрий Александрович
Статья содержит описание результатов экспериментального исследования различения комбинированных стимулов, характеризующихся изменениями спектрального состава излучения, интенсивности светового потока и угла наклона объекта в видимом поле. Полученные данные интерпретировали в рамках векторного подхода и модулярной концепции, согласно которым восприятие осуществляется однотипными сенсорными модулями зрительной системы, детектирующими разные характеристики стимулов. Результатом объединения сенорных модулей является многоканальная нейронная сеть, представленная в виде многомерного сферического пространства.
Скачать PDF

Особенности различения цветных объектов в условиях изменения характеристик фона

Чудина Юлия Александровна
Настоящая работа посвящена изучению особенностей зрительного распознавания изображений с разными фигуро-фоновыми отношениями. Исследование проводилось в рамках сферической модели Соколова—Измайлова и основывалось на построении моделей различения цветных объектов в зависимости от изменений характеристик фона. В результате исследования выявлено взаимовлияние фигуры и фона. Полученные модели отражают механизмы целостного восприятия видимой сцены.
Скачать PDF

Конфигурационный механизм различения изображений

Чудина Юлия Александровна
В работе рассматривается механизм различения К-образных фигур. Геометрическое пространство, полученное методом многомерного шкалирования субъективных различий между изображениями, анализировали в терминах сферической модели различения стимулов. Анализ показал, что различение К-образных фигур осуществляется четырехканальной нейронной сетью, детектирующей конфигурационные характеристики стимулов.
Скачать PDF

Геометрическая модель различения углов

Чудина Юлия Александровна
В статье описана геометрическая модель различения четырехлинейных фигур, построенная методом многомерного шкалирования субъективных попарных различий между изображениями. Полученная геометрическая модель стимулов, интерпретируемая в терминах сферической модели различения стимулов Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова, представлена сферической поверхностью в четырехмерном евклидовом пространстве и характеризуется тремя сферическими координатами. Различение четырехлинейных фигур определяется особенностями конфигурации изображения.
Скачать PDF

Категориальная модель различения линий, углов и крестообразных фигур

Чудина Юлия Александровна
В статье рассмотрена геометрическая модель различения стимулов, представляющих собой изображения из линий. С помощью многомерного шкалирования усредненных надпороговых оценок субъективных различий между линиями, углами и крестами было получено пространство, которое в рамках концепции Соколова—Измайлова является моделью различения этих стимулов. Особенностью полученной модели является различение изображений путем выявления зрительных категорий.
Скачать PDF

Категориальная модель различения четырехлинейных фигур

Чудина Юлия Александровна, Чудина Наталья Александровна
В работе была построена модель различения изображений, состоящих из четырех линий и характеризующихся разным соотношением элементов. Усредненные надпороговые оценки различий четырехлинейных конфигураций были обработаны методом многомерного шкалирования, построенное пространство интерпретировано в терминах сферической модели различения стимулов Соколова-Измайлова. Характеристики полученной модели отражают механизм различения изображений путем выделения зрительных категорий на основе категориальных признаков.
Скачать PDF

Эпистемологические основания различения количественного и качественного подходов

Скачать PDF

Принятие решения об осознании и неосознании в задачах обнаружения и различения

Карпинская В.Ю., Владыкина Н.П.
Показывается, что даже в простых психофизических задачах осуществляется подпороговое восприятие, более того, возможно существование разных значений порогов для одинаковых стимулов одновременно. Такие результаты позволяют иначе рассмотреть само понятие порога. Утверждается, что в психофизических экспериментах зачастую фиксируется не порог приема сигнала сенсорной системой, значение которого связано c физиологической способностью организма, а порог осознания сигнала. Значение этого порога зависит от гипотез, принятых механизмом сознания и последующего отнесения сигнала к классу осознанных или неосознанных стимулов. Таким образом, любой сигнал при соответствующих условиях может превысить порог и стать осознанным или, наоборот, уйти в подпороговую зону неразличения. Исследование поддержано грантом РФФИ №08-06-00199-а «Закономерности возникновения ошибок в когнитивной деятельности» (Рук. В.М.Аллахвердов).
Скачать PDF

Модели различения цветных геометрических фигур разного размера

Чудина Юлия Александровна
В статье описаны результаты двух экспериментов, в которых в качестве стимулов использовали цветные геометрические фигуры разного размера. На основе полученных экспериментальных данных были построены конфигуративная и категориальная модели различения, отличающиеся формальными и содержательными характеристиками. Они отражают разные способы формирования образа: на основе аддитивного и неаддитивного принципов объединения мозговых механизмов, анализирующих зрительные признаки изображения.
Скачать PDF

Модель различения фигур из линий с разным количеством элементов

Чудина Юлия Александровна
Настоящая работа посвящена моделированию механизмов различения фигур, состоящих из раз­ного количества линий. Экспериментальное исследование зрительного восприятия данных конфигураций осуществлялось в рамках векторного подхода, его результаты интерпретировались в терминах сферической модели различения стимулов Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова. Различение фигур из линий с разным количеством элементов осуществляется интегральной трехканальной нейронной сетью, образованной в результате взаимодействия двухканальных модулей, детектирующих элементы изображения.
Скачать PDF

Эффекты установки в процессе различения объектов

Карпинская Валерия Юльевна, Карпинская Юлия Юльевна, Бурмистров Сергей Петрович
Данное экспериментальное исследование направлено на изучение факторов, оказывающих влияние на решение психофизической задачи по различению двух сигналов. В процессе исследования испытуемым предлагали рассматривать два различных по размеру объекта с фиксированным их положением относительно друг друга. Как результат, у наблюдателя вырабатывалась установка с соответствующим эффектом последействия в виде контрастной или ассимилятивной иллюзии. Обнаружено, что результат процесса различения двух объектов зависит не только от размера объектов, но и того, подвержен ли наблюдатель эффекту установки и какой тип иллюзии (контрастная или ассимилятивная) у него образуется. Кроме того, продемонстрирована возможность появления эффекта установки не только при помощи стимулов различных по размеру, но и на основе одинаковых стимулов, различающихся иллюзорно.
Скачать PDF