Расстройства памяти

Найдено 6 определений термина Расстройства памяти

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Расстройства памяти

memory disorders) Считается, что полученная информ. и пережитые события более или менее постоянно фиксируются в памяти. Для понимания памяти может оказаться полезной аналогия с процессом обработки информ. Информ. поступает по каналам чувственного восприятия, перерабатывается, хранится, вызывается и используется. Применяемые при этом операции имеют функции адекватного кодирования информ., связывания относящихся друг к другу событий, ранжирования по важности и селекции информ. во избежание путаницы. Очевидно, что эффективный поиск и извлечение информ. яв-ся целью любой системы памяти, но достижение этого - не всегда легкое дело. Эта операция может быть затруднена отсутствием информ. Когда поступает слишком много информ., емкость памяти может оказаться перегруженной и информ. теряется. Когда проходит слишком много времени между моментами извлечения информ., старые воспоминания блекнут. Операцию извлечения может также затруднять недоступность информ. Неадекватное присвоение приоритетности информ. может привести к невозможности извлечения наиболее важной информ.; ослабление внимания и высокое сходство кодировок, используемых для обозначения разных содержаний, может вызвать спутанность и интерференцию извлекаемых из памяти сведений. Потеря памяти в результате отсутствия и/или недоступности информ. проявляется в наиболее частой, непатологической форме расстройств памяти: забывании. Забывание вследствие утраты накопленной информ. может произойти в результате слишком редкого обращения к ней или изменения приоритетов (когда недавно полученная информ. становится более важной по сравнению с полученной прежде, что делает невозможным извлечение более ранней информ.). Обычной причиной забывания яв-ся спутанность или интерференция акустически или семантически сходной информ. Амнезия, или потеря памяти, может быть антероградной или ретроградной; она вызывается эмоциональной или церебральной травмой и злоупотреблением алкоголем или барбитуратами. Амнезия может быть: а) локализованной, когда теряется возможность воспоминания непосредственно эпизода травмы; б) избирательной, когда оказывается невозможным вспомнить какие-то определенные события, напр., смерть близких, автокатастрофу или пережитое во время войны; в) генерализованной, проявляющейся неспособностью вспомнить жизненные события до момента травмы (включая его); г) сплошной, при к-рой недоступными оказываются воспоминания событий, начиная с периода травмы до настоящего времени. Генерализованный и сплошной типы встречаются гораздо реже, чем локализованный и селективный. Нарушения памяти старческого периода характеризуются ясными воспоминаниями событий далекого прошлого, неадекватно всплывающими в настоящий момент. Вызываемая при этом информ. часто выглядит для окружающих тривиальной, но имеет эмоциональную и ситуационную важность для индивидуума. Расстройства памяти могут также проявляться в виде конфабуляций - рассказывания историй, заполняющих выпадения памяти, вызванные злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Злоупотребление психоактивными веществами нарушает процессы кодирования и хранения информ., что приводит как к потере информ., так и к потере доступа к ней на периоды, к-рые могут превышать 48 часов. Аналогичные выпадения памяти наблюдаются при судорожных эпилептических приступах и эпизодах кататонического ступора при шизофрении. Специфические мнестические расстройства наблюдаются при задержке умственного развития. При этом, несмотря на повторные двигательные и элементарные интеллектуальные усилия по запоминанию, память оказывается лишь кратковременной, редко сохраняясь свыше последних 24 часов. Другие специфические случаи расстройств памяти проявляются при афазиях. В этом случае ранее автоматизированные и часто использовавшиеся навыки чтения, речи, письма и распознавания образов утрачиваются вследствие неврологических нарушений, вызванных органическим поражением мозга, инсультом и т. д. В некоторых случаях ранее компетентный индивидуум становится алексичным и теряет способность читать. В др. случаях лица, обладавшие тонкими навыками моторики, обнаруживают апраксию, теряя способность к выполнению сложных движений; в ряде др. случаев люди, обладавшие прежде высокой соц. компетенцией, обнаруживают прозопагнозию, теряя способность узнавать знакомые лица. См. также Внимание, Устойчивость внимания, Забывание, Память Д. Ф. Фишер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ

ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия, гипомнезия.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ПАМЯТИ РАССТРОЙСТВА

дисмнезии)-снижение или утрата способности запоминания, сохранения и воспроизведения. Расстройства памяти подразделяют на амнезии -отсутствие памяти и парамнезии -обманы памяти.

Амнезия - утрата способности сохранять и воспроизводить имеющийся запас знаний. Выделяют амнезии: ретроградную, антероградную, антероретроградную, репродукционную, фиксационную и прогрессирующую.

Ретроградная амнезия - выпадение из памяти событий дней, месяцев и даже лет, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию. Ретроградную амнезию делят на локальную, при которой выпадают лишь некоторые события, и системную, при которой выпадают все события полностью.

Антероградная амнезия- выпадение всех событий, следующих непосредственно после заболевания. Продолжительность периода антероградной амнезии может составлять несколько часов, дней и даже недель.

Антероретроградная амнезия- сочетание ретроградной и антероградной амнезий, при которой больной не помнит событий, происходивших как до начала болезни, так и после нее.

Репродукционная амнезия- затруднение или невозможность воспроизведения в нужный момент необходимых сведений, имен, цифр, дат, формулировок и т.д.

Фиксационная амнезия- невозможность запоминания, отсутствие памяти на текущие события. Наряду с нарушением репродукции фиксационная амнезия лежит в основе корсаковского синдрома (см.).

Прогрессирующая амнезия- закономерно-последовательный распад памяти от новых приобретенных в последнее-время знаний к старым. Вначале из памяти выпадает материал последних дней, затем последних месяцев, затем лет. События далекого детства сохраняются в памяти наиболее стойко. Приобретенные в раннем детстве наиболее организованные и автоматизированные знания сохраняются достаточно долго.

Парамнезии делят на конфабуляции (ложные воспоминания) и криптомнезии (искажение памяти). Конфабуляции-расстройства памяти, при которых события, действительно имевшие место, амнезируются, и пробелы памяти восполняются вымыслам или смещением воспоминаний прошлого в настоящее время. В зависимости от содержания конфабуляции могут быть обыденными и фантастическими. Наплыв конфабуляций, сопровождающийся дезориентировкой в окружающем, называют конфабуляторной спутанностью.

Криптомнезии- искажения памяти, при которых увиденное, услышанное кажется больным пережитым ими в действительности, чужие мысли и идеи - их собственными и т. д. К парамнезиям относят также редублицирующие воспоминания или эхомнезии, при которых события, происходящие в настоящий момент, кажутся уже происходившими прежде. Отличие от состояний <уже виденного> заключается в том, что это событие имело место.

Расстройства памяти характерны для симптоматических психозов, эпилепсии, травм головного мозга, органических заболеваний центральной нервной системы.

Лечение. Проводится лечение основного заболевания.

Источник: Справочник невропатолога и психиатра Под ред. Гращенкова, Н.И.Снежневского, А.В., 1965 г

ПАМЯТИ РАССТРОЙСТВА

англ. impaired memory ability) - снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют след. виды П. р.: амнезия - отсутствие памяти, гипомнезия - ослабление памяти, парамнезия - обманы памяти.

Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, антероградную, антероретроградную, ретардированную, фиксационную, прогрессирующую (см. Закон Рибо), по нейропси-хологическому синдрому (см. Синдромы нейропсихологические) - на модально-специфические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов определенной модальности, модально-неспецифические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов любой модальности, расстройства памяти как мнестической деятельности.

Гипомнезия либо возникает после различных заболеваний (склероза мозговых сосудов и др.), либо является врожденной. В ряде случаев гипомнезия сопровождает различные аномалии психического развития (см. Задержка психического развития, Умственная отсталость).

Парамнезии подразделяют на обманы памяти по типу "уже виденного" (см. Псевдопамять, Криптомнезия), на смешения следов памяти (см. Контаминация, Сон), на появление ложных воспоминаний, имеющих повторный характер (эхомнезии). Парамнезии относятся к симптомам нарушения сознания (см. Сознания патология). См. также Конфабуляция, Псевдопамять.

П. р. проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов. В таких случаях П. р. входят в синдром агнозии. В зависимости от характера неузнаваемых объектов такие нарушения узнавания носят название лицевой агнозии (прозопагнозия), буквенной агнозии, пальцевой агнозии и др. (Н. К. Корсакова)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО

ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Особенно распространены такие расстройства памяти, как амнезия и гипомнезия.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Расстройства памяти

Категория. Клиническое нарушение.

Специфика. Ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию.

Виды. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия, гипомнезия.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллически
Читать PDF

Процессы актуализации долговременной памяти при отмеривании интервалов времени у человека

Ходанович Марина Юрьевна, Бушов Юрий Валентинович, Вячистая Ю. В.
Исследованы связанные с событиями потенциалы мозга (ССПМ) при отмеривании интервалов времени. Испытуемым предъявлялись цифры (1, 3, 4, 5) разных цветов на экране монитора.
Читать PDF

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка.
Читать PDF

Психолингвистические модели функционирования памяти при синхронном переводе

Андреева Н.В.
Рассматриваются современные психолингвистические модели функционирования памяти в процессе синхронного перевода.
Читать PDF

Методика изучения и модель информационной структуры памяти человека

Ляховецкий В.А., Потапов А.С., Попечителев Е.П.
Читать PDF

Развитие рабочей памяти с помощью компьютерных тренажеров как средство преодоления объективных трудн

Пигарев А. Ю.
Предлагается методика развития рабочей памяти для студентов, испытывающих объективные трудности в изучении математических дисциплин по причине недостатка рабочей памяти.
Читать PDF

Содержание автобиографической памяти и профессиональное самоопределение студентовюристов

Костенко Ю.Б.
Читать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского.
Читать PDF

Особенности памяти студентов и школьников с разным уровнем специальных химических способностей

Волкова Е.В.
В статье приводятся данные, обосновывающие существование специальной «химической» памяти, психическим носителем которой могут выступать концептуальные структуры химии.
Читать PDF

Объем памяти как фактор креативности дошкольников

Дудорова Екатерина Валерьевна
Особенности кратковременной и долговременной образной памяти дошкольников анализируются в связи c параметрами креативности. В исследовании приняли участие 52 ребенка.
Читать PDF

Теория памяти и ее проблемы (по материалам некоторых работ М. С. Роговина)

Соловьёв А.В.
Подчеркивается, что в центре научных интересов М.С. Роговина была психология познавательной деятельности -проблемы понимания, проблемы теории памяти.
Читать PDF

Концепции памяти: история развития и современные исследования

Савельев Александр Евгеньевич
В статье анализируется развитие представлений о памяти и ее моделей с Античности до настоящего времени.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!