Распределенный термин Распределяемость внимания

Распределительная справедливость

Найдено 1 определение:

Распределительная справедливость

distributive justice) Р. п., или дистрибутивная справедливость, составляет один из аспектов соц. справедливости. Она относится к тому, в какой мере доля благ, получаемая членами соц. группы, отвечает соц. и индивидуальным нормам справедливости (напр., в сфере бизнеса - это доля от прибылей фирмы, к-рую получает каждый ее работник). Она также может относиться к справедливости доли (lot) отдельного чел., без специального соотнесения с распределением благ среди других - напр., расценивается ли заработная плата к.-л. работника как справедливая. Р. с. в этом последнем смысле иногда называют абсолютной справедливостью (absolute justice). Нормы Р. с. яв-ся всеобщими в том смысле, что они могут быть в принципе применены в любой ситуации, вовлекающей любых участников и любые типы благ. В ранних теорет. работах по соц. психологии Р. с. была определена единая общая норма, получившая название нормы справедливости (equity norm). Джордж К. Хоманс, к-рый ввел понятие справедливости в соц. психологию, рассматривал ее как разновидность соц. реципрокности (social reciprocity). Он предполагал, что нормы Р. с. предписывают, чтобы доля желаемых индивидуумом благ была пропорциональна его вкладам в те общественные отношения, к-рые опосредуют эти блага; т. о., заработки работника должны быть пропорциональны его усилиям, умениям и др. характеристикам (напр., возрасту, трудовому стажу, этническому происхождению), ценимым в данном об-ве. Хоманс рассматривал норму Р. с. как интернализуемую (в ее общей форме) большинством членов об-ва и как обладающую самостоятельной ценностью. Частью вознаграждения, предлагаемого в ходе соц. обмена, яв-ся сама справедливость, которую он воплощает. Поэтому, согласно Хомансу, люди активно стремятся создавать и поддерживать справедливость в своих общественных отношениях. Хоманс также предполагал, что люди реагируют на недостаток справедливости - несправедливость - эмоциональным образом, приходя в возмущение или ярость, если они оказываются поставленными партнером в невыгодное положение, и, напротив, испытывая чувство вины, если они оказываются несправедливо наделены какими-либо преимуществами. Идеи Хоманса были широко восприняты в соц. психологии и остаются таковыми до настоящего времени, хотя понятие Р. с. потребовало некоторых уточнений. В частности, ряд авторов указали на то, что если критерием справедливости яв-ся воспринимаемая честность распределения, то, в дополнение к справедливости, здесь будут действовать также два др. общих правила распределения, предполагающие равное распределение и распределение в соответствии с потребностью. Данные многочисленных эксперим. лабораторных исслед. указывают на то, что в группах часто совершаются как равные, так и справедливые распределения благ, при этом и те, и другие рассматриваются как честные при определенных обстоятельствах. В целом, маленькие дети (в возрасте до 8 лет) и люди с продолжительным опытом личных взаимоотношений используют нормы равенства чаще, чем старшие дети (особенно в возрасте после 11 лет) и взрослые в ситуации непродолжительных личных взаимоотношений или формальных взаимоотношений в условиях орг-ции, к-рые чаще используют правила справедливости. Условия действия правила распределения в соответствии с потребностью не были определены столь же четко, как в отношении этих двух правил. Дж. Стейси Адамс развил базовую концепцию справедливости как Р. с. на основе теории когнитивной согласованности (cognitive consistency theory), разработанной Леоном Фестингером. Адаме предположил, что восприятие несправедливости приводит к возникновению у субъекта неприятного состояния психол. напряжения (или диссонанса), что побуждает его предпринимать усилия по его снижению. Адамс предположил, что эти усилия могут выражаться в форме изменения распределения либо благ, либо собственных вкладов. Напр., если работник считает, что оплата его труда ниже той, на к-рую он мог бы рассчитывать со своим уровнем квалификации, он может снизить свои усилия или сократить время, затрачиваемое на данный вид работы, а если работник полагает, что оплата его труда явно превышает уровень его квалификации, он может увеличить собственную производительность. Оба этих эффекта были продемонстрированы в лабораторных экспериментах. В дополнение, Адамс указывал на то, что субъект может подвергать когнитивному искажению собственные вклады или долю благ в процессе попыток снизить состояние напряжения от воспринимаемой несправедливости, если его попытки манипулировать этими факторами оказываются затруднительными или даже невозможными. Напр., работник полагающий что ему недоплатили, может прийти к убеждению что его вклады или уровень квалификации в действительности оказались не столь высокими, как он себе это представлял. В течение первого десятилетия большинство исслед. в рамках этой концепции справедливости проводилось, гл. обр., с использованием формальных заданий или в условиях орг-ции, где вклады и блага (обычно выражавшиеся в денежной форме) было легко идентифицировать и подвергнуть количественному измерению. Элайн Хатфилд Уолстер, Элен Бершайд и Уильям Уолстер расширили рамки концепции справедливости, чтобы охватить близкие и неформальные отношения. Созданная ими теории подчеркивала роль чисто когнитивных операций в попытках восстановить справедливость и факторы, влияющие на выбор человеком объективных или когнитивных ("психологических") стратегий. Напр., феномен обвинения жертвы прямо подпадает под рубрику данной концепции справедливости; там, где компенсация оказывается трудной или невозможной, субъект может начать рассматривать участь жертвы как заслуженную и, следовательно, справедливую. См. также Теория справедливости, Теория обмена, Социальное влияние У. П. Смит
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено научных статей по теме — 12

Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию

Молчанов Сергей Владимирович
В статье проанализированы основные подходы к моральному развитию как в зарубежной (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Э. Туриель), так и в отечественной психологии (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон). Рассмотрены принцип справедливости и принцип заботы как основа для построения подходов к моральному развитию и сформулированы их основные различия. Приведены отдельные результаты исследования зависимости развития ценностно-моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте от особенностей социальной ситуации развития.
Скачать PDF

Представления о принципах дистрибутивной справедливости в различных возрастных и социальных группах

Аникеенок Ольга Александровна
В статье рассматривается проблема выбора принципов справедливого распределения в ситуациях разного типа: в зависимости от происхождения благ (наличие или отсутствие вклада делителя и получателей в их создание) и от положения респондента только как делителя или одновременно как делителя и получателя. Выборка исследования включает представителей пяти различных социально-возрастных групп: работающие взрослые, студенты, ученики средних и младших классов городских школ, сельские старшие школьники. Показано, какие между этими социально-возрастными группами есть сходства и различия в выборе принципов дистрибутивной справедливости, обусловленные параметрами ситуации, возрастными и социальными особенностями групп.
Скачать PDF

Опросник «Организационная справедливость» (русскоязычная адаптация)

Баранская Светлана Сергеевна
В статье анализируются различные варианты диагностики организационной справедливости и ее видов. С целью адаптации и разработки русскоязычного варианта методики рассматриваются опросники «Распределительная и процедурная справедливость» П. Суини и Д. МакФарлина («Distributive and procedural justice» Sweeny P. D., Mc Farlin D. B. ) и «Распределительная, процедурная справедливость и справедливость взаимодействия» Б. Нихоффа и Р. Мурмана («Distributive, Procedural and Interactive Justice» Niehoff B. P., Moorman R. H.). Описывается процедура адаптации опросников на русскоязычной выборке, выполненная по разрешению и с согласия ее авторов. Результаты психометрической проверки разработанного опросника указывают на его соответствие требованиям, предъявляемым к исследовательским методикам, что позволяет использовать данную методику для измерения организационной справедливости.
Скачать PDF

Нормы дистрибутивной справедливости субъекта зависти

Бескова Татьяна Викторовна
В статье анализируются теоретические подходы к проблеме соотношения зависти и представлений о справедливости. Приводятся результаты эмпирического исследования, показывающие особенности взаимосвязей завистливости личности с предпочтениями различных норм дистрибутивной (распределительной) справедливости.In the article theoretical approaches to the problem of the relation of envy and the ideas of justice are analyzed. The results of empirical research showing the features of interrelations of the enviousness of the personality with the preferences of various standards of distributive justice are given.
Скачать PDF

Триада «Справедливость зависть месть» как результат естественной и социальной эволюции

Субботина Надежда Дмитриевна
В статье рассматриваются общественные феномены: справедливость, зависть и месть как совместный результат естественной и социальной эволюции. Показываются их естественные и социальные предпосылки, их взаимосвязь, а также негативная и позитивная роли в обществе. Предлагаются уточнённые определения этих феноменов. Отмечается, что главной функцией феномена справедливости является самосохранение группы. Предлагается классификация субъектов, предметов зависти и её разновидностей. Социальными последствиями зависти могут быть не только конфликты и преступления, но даже революции и войны. В то же время, искоренение зависти уничтожит стремление к соревновательности и лишит тем самым человечество одного из стимулов развития. Показано отличие мести, обусловленной несправедливостью, от мести, основанной на зависти. Анализируется связанное с местью явление рессентимента, выявляются его естественные и социальные предпосылки. Отмечается, что задержка реакции, возникающая при рессентименте продукт эволюции.
Скачать PDF

Представления о справедливой оплате труда менеджеров среднего звена и их влияние на трудовую мотивац

Васина В.В.
В статье рассматриваются влияния представлений о справедливой оплате труда на трудовую мотивацию менеджеров среднего звена, приводится методика самооценки учебно-профессиональной мотивации, структура мотива и модель формирования специалиста с учетом трудовой мотивации.The article deals with the influence of ideas of fair wages for labor motivation of middle managers, the technique of self-education and professional motivation, structure, motif and pattern formation specialist with the motivation to work.
Скачать PDF

Фактор справедливости

Скачать PDF

Обзор проблемы справедливости в психолого-педагогическом измерении

Власюк Жанна Ивановна
В статье рассматривается проблемы справедливости в психолого-педагогических науках, а также механизмы воспитания чувства справедливости у учителей и школьников.
Скачать PDF

Кросс-культурное исследование представлений о справедливости студентов России, Мексики и Ямайки

Крючкова А.И., Аникеенок О.А.
Cross-cultural study of justice representations of students of Russia, Mexico and Jamaica. Theoretical analysis of the problem of distributive justice and the importance of its study in different cultures are presented in the article. Attempts are made to compare the representations of justice in different cultures such as Russia, Mexico and Jamaica. Methodological instrument and the statistical results of the research are given. Common and specific criteria for the studied groups of respondents are shown.
Скачать PDF

Обыденные представления о справедливости правовых решений

Гулевич Ольга Александровна, Голынчик Елена Олеговна
The purpose of the research is to examine 1) the role of norms of fairness in distribution and procedure in assessing legal decisions and 2) the factors which influence the choice of norms. The results demonstrate that all the norms of fairness in both distribution and procedure, which were revealed by the studies in Western Europe and Noth America, are equally effective in evaluating the fairness of legal decision by Russian respondents. Yet ascribing to the norms of fairness in procedure appears more important than to the norms of fairness in distribution. The main factors influencing the choice of norms is the type of legal decision, the extend of its fairness and the presence of serious evidence of the suspect's guilt.
Скачать PDF

Влияние соблюдения/нарушения норм справедливости на самооценку человека

Гулевич Ольга Александровна
Justice is one of the criteria which people rely on in evaluation of events taking place around them. For this purpose they use a number of norms which regulate reward distribution, the process of decision making and relations between participants. If an event meets a norm then it is evaluated as fair. The respect/violation of such norms influences self-appraisal. The given research has demonstrated that people who recalled their own unfair acts appraised themselves higher in comparison with those who recalled their fair acts. Justice violation in interpersonal relations had a greater influence on self-appraisal then in business and educational settings. And finally, the violation of different norms of justice was differently connected with self appraisal.
Скачать PDF

Влияние цели распределения вознаграждения на выбор нормы дистрибутивной справедливости

Гулевич Ольга Александровна
В данном исследовании изучалась связь между особенностями взаимодействия (контекстом и видом ресурсов), его целями (повышение продуктивности, воздаяние по заслугам, сохранение хороших отношений, восстановление справедливости) и выбором норм дистрибутивной справедливости. Результаты исследования позволили сделать несколько выводов. Во(первых, цель взаимодействия оказывает влияние на выбор нормы справедливости, использующейся при распределении ресурсов между участниками. Во(вторых, на выбор цели взаимодействия, в свою очередь, оказывают влияние два фактора контекст взаимодействия и вид распределяемых ресурсов. В(третьих, контекст взаимодействия также оказывает влияние на представление о том, что значит «восстановить справедливость».
Скачать PDF