Расизм
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Вероятно, расизм может выражаться как на индивидуальном, так и институционализированном уровнях. Индивидуальный уровень отражает субъективные взгляды индивида на расовые различия и выработанные в связи с этим рамки дозволенного агрессивного поведения. Институционализированный расизм представляет собой коллективные убеждения какой-либо группы людей, укоренившиеся в системе их деятельности. Так, расизм может быть принят в качестве официальной идеологии для оправдания колониальной эксплуатации, агрессии против наций и притеснения нацменьшинств. Исследователи выделяют до десяти форм расизма (Bhugra, Ayonrinde, 2001)32, некоторые из которых заслуживают особого внимания. Так, по характеру реализации выделяют следующие формы расизма:
- доминантный, когда расовая ненависть воплощается в конкретных действиях по отношению к значимому объекту. Чаще всего такие действия направлены на физическое устранение объекта дискриминации. Они, однако, могут быть выражены и в творчестве, например при создании различных учений, теоретическом обосновании расизма.
- регрессивный - расовая ненависть находит выражение в регрессивных формах поведения, непосредственно не направленных на значимый объект (аддиктивное поведение, специфические оговорки, описки, реактивные действия).
- аверсивный - индивид убежден в своем расовом превосходстве, но фактически бездействует, т.к. подобное поведение не является социально одобряемым или существуют формальные запреты на его реализацию.
- индуцированный, когда индивид не вполне разделяет расовые предрассудки, однако действует агрессивно по отношению к значимому объекту, поскольку такое поведение представляется ему наиболее адекватным в данной ситуации (под влиянием авторитетов, поведения большинства и т.д.).
В эту классификацию также включаются другие формы расизма: подсознательный инстинктивный расизм, объясняемый инстинктивный расизм, культуральный, патерналистский; расизм, «не различающий цветов» и неорасизм. Выделение указанных форм расизма представляется несколько спорным.
Источник: Словарь терминов агрессии и насилия
Элементы этнорасистских идей можно обнаружить в «Ветхом завете», где евреи предстают богоизбранным народом, а также в «Политике» Аристотеля и трудах других античных мыслителей. Этнорасизм и сегодня выступает важным элементов идеологии многих этносов (ортодоксальный иудаизм: разделение на евреев и гоев). Социорасист- скими представлениями пронизана идеология феодального общества (понятия «голубой» дворянской крови, «белой кости»).
Крупнейшим идеологом расизма является Ж.А. де Гобино (1816-1882). В его четырехтомном труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855) вся история человечества рассматривается прежде всего как борьба между расами, которая вытекает из их биологической природы. В этой борьбе побеждают представители наиболее приспособленных, наиболее совершенных рас. Автор выделяет 10 рас: индийская, египетская, ассирийская, эллинская, китайская, италийская, германская, аллеганская, мексиканская, андская. Наивысшая раса - арийская, которая создала все остальные.
Идеи и взгляды Ж.А. де Гобино легли в основу идеологии германского фашизма, что можно наглядно видеть на примере сочинений А. Гитлера (1889-1945) «Моя борьба» (1925) и А. Розенберга (1893-1946) «Миф XX века» (1930). Сам же термин «расизм» появился во Франции в «Ларуссе XX века», вышедшем в 1932 году.
В Европе расизм известен с давних времен. В прошлом существование «высших» и «низших» рас обосновывалось биологическими различиями. Дарвинистская эволюционная теория применялась к людям, чтобы классифицировать их по «расам». Колониализм, в период которого европейские народы порабощали других в целях эксплуатации, стал возможен по причине широкого признания теории социального дарвинизма и других, столь же «расистских» теорий. Рабство, еще одна распространенная практика среди европейских предпринимателей и правителей вплоть до XIX века, также было основано на убеждении в том, что рабы принадлежат к «низшим» расам.
Сегодня расисты, как правило, делают упор на культурных различиях, а не на биологической неполноценности. В основании культурного расизма лежит убеждение в существовании определенной иерархии культур или в несовместимости определенных культур, традиций, обычаев и исторических путей. Изоляция и дискриминация иностранцев и национальных меньшинств оправдывается необходимостью сохранения якобы «несовместимых культур», религий или «цивилизаций».
Расизм может существовать на различных уровнях:
13. на межличностном уровне, где убеждение в превосходстве своей «расы» накладывает отпечаток на отношение к другим.
14. на институциональном уровне, когда расовое неравенство и дискриминация в обществе закреплены на законодательном уровне.
15. на культурном уровне, включающем в себя ценности и нормы социального поведения, в которых собственная культурная практика превозносится как эталон, тогда как культура других народов считается неполноценной.
Различные уровни проявления расизма тесно связаны между собой и активно подпитывают друг друга. Расизм также проявляет себя открытым и скрытым образом. Но и в своих самых тонких и замаскированных формах расизм губителен не меньше, чем в своих откровенных проявлениях. Расизм лежит в основе массового уничтожения, геноцида (см.) и угнетения. Сегодня расизм осуждается международным сообществом (напр., Комиссия Совета Европы против расизма и нетерпимости (Statement of the European Commission against Racism and Intolerance)).
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.
Согласно упомянутой Декларации, расизм включает в себя: 1. расистскую идеологию; 2. установки, основанные на расовых предрассудках; 3. определенную структурную организацию; 4. институционализированную практику, приводящие к расовому неравенству, а также 5. идею о том, что дискриминационные отношения между группами оправданы с моральной и научной точек зрения; 2. геополитическая концепция, фактически основанная на расизме и проявляющаяся в том числе актами физической агрессии, включая военную, но нередко более или менее умно маскируемая приверженностью к определенным цивилизационным ценностям. Первую расистскую концепцию в середине 19 столетия выдвинул, как принято считать, француз Ж.Гобине. В нацистской Германии расизм открыто был признан, пожалуй, впервые в западной истории, официальной идеологией. Так, издательство нацистской госбезопасности (СС) начало публиковать журнал «Недочеловек» с целью показать возмутительный для «сверхчеловека» животный, звериный вид советских людей, «вандалов» и «рабов». Немецкому солдату в войне против СССР предписывалось быть «носителем безжалостной расовой концепции» (Trager einer unerbittlichen volkischen Jdee). Нередко эта концепция использовалась и ранее в скрытой форме и все более используется в настоящее время для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида, осуществляемых в новых, обволакивающих сознание формах («Все в мире изменил прогресс. Как быть? Меняется и бес» - говорит на этот счет Мефистофель у Гете). Научным обоснованием расизма является теория социального дарвинизма, основанная на прямолинейно понимаемом или, точнее сказать, на фальсификации эволюционного учения Ч.Дарвина (см. Дарвинизм). Скорее всего, что изначально расистской является современная доктрина о «продвижение свободы, прав личности и демократии» в заведомо и безнадежно отсталые в культурном отношении сообщества с их «тоталитарными режимами», особенно если такие режимы контролируют значительные природные богатства. Например, посредством разработанной стратегии «цветных революций». Нынешняя Европа, судя по сообщениям СМИ, буквально покрыта всходами расизма («правого радикализма»), направленного против эмигрантов из бедных мусульманских и африканских стран, а также, по извечной традиции, против славян и евреев. Запад, говорит А.Проханов (2011), стал «беременным фашизмом», особенно это касается Австрии, Германии и Англии, но опасность реставрации фашистских режимов существует и в других странах (Франции, Бельгии, Норвегии и др.). Расистские тенденции становятся все более заметными и в РФ, как это было в предреволюционной Российской империи. Такие тенденции открыто раздуваются масс-медиа, в том числе находящимся под покровительством властей. Не чужд откровенный расизм и какой-то части вроде бы политкорректных западных ученых. Так, С.Кара-Мурза (2008) сообщает о том, что некоторые западные зоологи в комментариях к фотографиям, на которых изображены они сами, помогающие им и участвующие в научных исследованиях жители Африки, а также обезьяны, обычно не забывают указать свои имена, обязательно упоминают клички обезьян, но не называют имен своих африканских коллег, которые нередко ни в чем не уступают этим зоологам ни в образовании, ни в реальном вкладе в результаты научных наблюдений. На крокодиловой ферме Израиля крокодилам дают названия имен врагов сионизма. Расизм в терминах психопатологии фактически представляет собой устойчивую паранойяльную структуру, возникшую путем интернализации соответствующего мировоззрения, в которой фигура воображаемого расового врага связана в сознании индивида с коллективным представлением об исторической несправедливости по отношению к его нации, с которой он себя идентифицирует, или, что также распространено, некоего мифического, дарованного свыше своего превосходства над другими нациями, как это утверждается, в частности, сионистами Израиля. Расизм, в индивидуально-клиническом плане, вполне отвечает основным критериям антисоциальной психопатии, причем, несомненно, куда более опасной для множества людей, чем исходящей от банальных рецидивных преступников, садистов и сексуальных насильников (об этом современные систематики психиатрических расстройств почему-то не упоминают, помалкивают и социальные психиатры). Если нацисты закапывали в СССР живьем сотнями детей, то, очевидно, что расизм был ранее является теперь одним из главных источников бедствий для множества людей и целых народов. См. Социальная психиатрия.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012