клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основные признаки:
1) врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики и жестов, причем не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
2) стереотипность поведения;
3) необычные реакции на раздражители;
4) нарушения развития речевого;
5) раннее проявление (до 30-го месяца жизни). Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3 - 5 лет. Сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. Далее острый период сменяется нарушениями развития интеллектуального и личностного.
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
АУТИЗМ ДЕТСКИЙ РАННИЙ
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Ранний детский аутизм
Словообразование. Происходит от греч. auto - сам.
Автор. Л.Каннер (1943 г.).
Категория. Форма аутизма.
Специфика. Его основными признаками являются:
- врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
- стереотипность поведения;
- необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
- нарушения речевого развития;
- раннее проявление - до 30-го месяца жизни.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Литература. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nerv. Child. 1945, v. 2
Автор. Л.Каннер (1943 г.).
Категория. Форма аутизма.
Специфика. Его основными признаками являются:
- врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
- стереотипность поведения;
- необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
- нарушения речевого развития;
- раннее проявление - до 30-го месяца жизни.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Литература. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nerv. Child. 1945, v. 2
Ранний детский аутизм
отрыв от реальности, отгороженность от мира. Р. д. а. — это сравнительно редкая патология (1 на 1000 детей); у мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Проявляется уже на первом году жизни ребенка как недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, даже с матерью, вплоть до полного безразличия. Такие дети отличаются повышенной чувствительностью к раздражителям (тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из крана) и приверженностью к постоянству окружающего мира (не любят, когда происходит перестановка мебели, появляются новая одежда, обувь, меняется место жительства и др.). Для детей с Р. д. а. характерны стереотипные движения (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.), однообразные манипуляции с неигровыми предметами (веревки, гайки, ключи), перекладывание предметов с места на место, переливание воды из одной посуды в другую и т. д.
У детей с Р. д. а. наблюдаются различные интеллектуальные нарушения: в 55— 60% отмечается умственная отсталость, в 15—20% — легкая интеллектуальная недостаточность. Многообразны и речевые нарушения: в более тяжелых случаях наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых детей — повышенный вербализм, проявляющийся в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги.
Литература
Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
Лебединская К. С., Никольская О. С.Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М., 1991.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
У детей с Р. д. а. наблюдаются различные интеллектуальные нарушения: в 55— 60% отмечается умственная отсталость, в 15—20% — легкая интеллектуальная недостаточность. Многообразны и речевые нарушения: в более тяжелых случаях наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых детей — повышенный вербализм, проявляющийся в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги.
Литература
Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
Лебединская К. С., Никольская О. С.Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М., 1991.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
Ранний детский аутизм
МКБ 299.0) - редкий синдром, который в большинстве случаев присутствует с рождения или начинается в первые 30 мес. Реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители нарушены; понимание речи обычно значительно затруднено. Развитие речи задерживается и, если речь развивается, она характеризуется эхолалией, путаницей местоимений, незрелостью грамматических структур; отсутствует способность употреблять абстрактные термины. Обычно наблюдается расстройство в социальном использовании как устной речи, так и языка жестов. Трудности в социальных взаимоотношениях наиболее заметны в возрасте до 5 лет и включают нарушения в развитии способности смотреть в глаза собеседнику, к совместным играм, а также к появлению социальных привязанностей. Обычно наблюдаются ритуалы, болезненная приверженность неизменному порядку, сопротивление любым изменениям, привязанность к необычным предметам и стереотипный характер игры. Способность к абстрактному или символическому мышлению и творческим играм снижена. Уровень интеллекта колеблется от сильно сниженного до нормального и выше. Обычно задания, требующие механического запоминания или зрительно-пространственных способностей, выполняются лучше, чем задания, требующие абстрактного мышления или лингвистических способностей [MDG]. Причиной этого нарушения, возможно, является биологически основанная форма когнитивного дефекта, влияющего на развитие речи. Прогноз, как правило, неблагоприятный и касается прежде всего уровня интеллекта. Примечание. Синдром впервые описан Каннером в 1943 г., который представил картину большей части проявлений данного состояния. Синонимы: детский аутизм; синдром Каннера; детский психоз (не рекомендуется).
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА)
синдром Каннера – аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 г. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 г. Г. Аспергером и в 1947 г. С.С. Мнухиным.
Сведения о научных контактах Каннера и Аспергера немногочисленны и недостаточно достоверны. Есть все основания полагать, что их работа осуществлялась независимо. Аспергер наблюдал менее тяжелые случаи, которые и описал в своей публикации 1944 г. Выявленный им синдром назван его именем. Хотя многие специалисты полагают, что это лишь сравнительно легкий вариант синдрома, выявленного Каннером, которому и принадлежит в данном случае приоритет. Ведь свою первую статью на эту тему он опубликовал не в 1944 г., а годом ранее – в журнале “Нервный ребенок” (Nervous child)
Наиболее существенные симптомы РДА: аутизм – одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению; консервативность – сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения; ранняя (проявляющаяся до двух с половиной лет) патология психич. развития (в большей мере связанная с нарушением развития, нежели с регрессом).
РДА встречается у 3–6 из 10 000 детей; у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Высказанная Каннером гипотеза о психогенном характере РДА (т. е. о возникновении РДА вследствие психич. травматизации) в дальнейшем полного подтверждения не получила. Совр. исследователи насчитывают свыше 30 патогенных факторов, обусловливающих недостаточность ЦНС и имеющих следствием РДА. Также подвергается сомнению то, что у страдающих РДА детей существует хотя бы короткий период нормального развития. Уже в младенчестве таких детей отличают некоторые характерные особенности, среди которых наиболее существенная – нарушение оценки внешнего раздражителя и неправильные реакции на него. Дети отличаются либо пассивностью, либо повышенной возбудимостью (причем один и тот же ребенок может попеременно демонстрировать оба эти типа поведения). Комплекс оживления либо отсутствует, либо выражен парадоксально: реакции оживления могут вызвать не лица взрослых (при этом близкие и посторонние взрослые не дифференцируются), а неодушевленные предметы. В возрасте около шести месяцев проявляются особенности моторного развития, главным образом моторная вялость. В возрасте примерно двух с половиной лет рельефно проявляются трудности формирования целенаправленного поведения, а также речевые нарушения. Неудачные контакты с окружающими порождают у детей повышенную тревожность и страхи. Самоизоляция приводит к искажению приспособления к внешнему миру, представлений о нем.
Мнения об интеллектуальном развитии детей с РДА разноречивы. Каннер сначала подчеркивал их интеллектуальную сохранность, нередкую одаренность (в физике, математике, музыке, живописи, литературе). Эти дети с раннего возраста с большим интересом слушают чтение и часто удивляют близких предпочтением книги любой игре. Отмечается, что наибольших удач они добиваются в решении когнитивных задач. Часто поведение ребенка определяется пристрастием к какойлибо стереотипной интеллектуальной деятельности: составление схем движения транспорта, чертежей лифтов, различных таблиц. Нередко прекрасная механическая память позволяет накопить значительный запас сведений в самых неожиданных областях знаний, не связанных с обыденной жизнью. Доказано, что интеллектуальная деятельность больше страдает в заданиях, при выполнении которых необходима социальная компетентность. Имея большие знания в отдельных отвлеченных областях, аутичные дети затрудняются в простых житейских ситуациях, где требуются интуиция, непосредственное чувство.
Исследования синдрома Каннера интенсивно ведутся вот уже более полувека. Особое внимание детских психологов в последние годы все больше привлекает “мягкий” аутизм, не доходящий по степени выраженности до крайней патологии. Необходимо отдавать себе отчет, что аутичный ребенок (а таких очень много и с каждым годом отчегото становится все больше) это вовсе не то же самое, что ребенок, страдающий РДА.
Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтических, педагогических и медицинских воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционального дискомфорта.
Сведения о научных контактах Каннера и Аспергера немногочисленны и недостаточно достоверны. Есть все основания полагать, что их работа осуществлялась независимо. Аспергер наблюдал менее тяжелые случаи, которые и описал в своей публикации 1944 г. Выявленный им синдром назван его именем. Хотя многие специалисты полагают, что это лишь сравнительно легкий вариант синдрома, выявленного Каннером, которому и принадлежит в данном случае приоритет. Ведь свою первую статью на эту тему он опубликовал не в 1944 г., а годом ранее – в журнале “Нервный ребенок” (Nervous child)
Наиболее существенные симптомы РДА: аутизм – одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению; консервативность – сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения; ранняя (проявляющаяся до двух с половиной лет) патология психич. развития (в большей мере связанная с нарушением развития, нежели с регрессом).
РДА встречается у 3–6 из 10 000 детей; у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Высказанная Каннером гипотеза о психогенном характере РДА (т. е. о возникновении РДА вследствие психич. травматизации) в дальнейшем полного подтверждения не получила. Совр. исследователи насчитывают свыше 30 патогенных факторов, обусловливающих недостаточность ЦНС и имеющих следствием РДА. Также подвергается сомнению то, что у страдающих РДА детей существует хотя бы короткий период нормального развития. Уже в младенчестве таких детей отличают некоторые характерные особенности, среди которых наиболее существенная – нарушение оценки внешнего раздражителя и неправильные реакции на него. Дети отличаются либо пассивностью, либо повышенной возбудимостью (причем один и тот же ребенок может попеременно демонстрировать оба эти типа поведения). Комплекс оживления либо отсутствует, либо выражен парадоксально: реакции оживления могут вызвать не лица взрослых (при этом близкие и посторонние взрослые не дифференцируются), а неодушевленные предметы. В возрасте около шести месяцев проявляются особенности моторного развития, главным образом моторная вялость. В возрасте примерно двух с половиной лет рельефно проявляются трудности формирования целенаправленного поведения, а также речевые нарушения. Неудачные контакты с окружающими порождают у детей повышенную тревожность и страхи. Самоизоляция приводит к искажению приспособления к внешнему миру, представлений о нем.
Мнения об интеллектуальном развитии детей с РДА разноречивы. Каннер сначала подчеркивал их интеллектуальную сохранность, нередкую одаренность (в физике, математике, музыке, живописи, литературе). Эти дети с раннего возраста с большим интересом слушают чтение и часто удивляют близких предпочтением книги любой игре. Отмечается, что наибольших удач они добиваются в решении когнитивных задач. Часто поведение ребенка определяется пристрастием к какойлибо стереотипной интеллектуальной деятельности: составление схем движения транспорта, чертежей лифтов, различных таблиц. Нередко прекрасная механическая память позволяет накопить значительный запас сведений в самых неожиданных областях знаний, не связанных с обыденной жизнью. Доказано, что интеллектуальная деятельность больше страдает в заданиях, при выполнении которых необходима социальная компетентность. Имея большие знания в отдельных отвлеченных областях, аутичные дети затрудняются в простых житейских ситуациях, где требуются интуиция, непосредственное чувство.
Исследования синдрома Каннера интенсивно ведутся вот уже более полувека. Особое внимание детских психологов в последние годы все больше привлекает “мягкий” аутизм, не доходящий по степени выраженности до крайней патологии. Необходимо отдавать себе отчет, что аутичный ребенок (а таких очень много и с каждым годом отчегото становится все больше) это вовсе не то же самое, что ребенок, страдающий РДА.
Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтических, педагогических и медицинских воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционального дискомфорта.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005