Ранк Отто
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Биография. С 1906 по 1915 г. - секретарь Венского психоаналитического общества. Один из основателей журналов "Imago" (1912) и "International Zeitschrift fur Psychoanalyse" (1913). С конца 1920-х гг. жил в США, выступая с лекциями в различных университетах.
Исследования. В ранний период деятельности, под влиянием З.Фрейда, рассматривал с позиций психоанализа процесс художественного творчества (Der Kunstler. W., 1907). В дальнейшем разработал собственную теорию психического развития, основанную на понятии "травма рождения" (Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung fur die Psychoanalyse. Lpz., 1924). Основной потребностью индивида является возвращение в изначальное состояние внутриутробного существования, в котором он един с природой, но эта потребность фрустрируется из-за воспоминаний о травме рождения. Преодоление этой травмы должно осуществляться в условиях специальной психотерапии. Позже сформулировал положение, согласно которому каждый этап индивидуального развития характеризуется актуализацией травмы рождения, что субъективно воспринимается как чувство покинутости, но предоставляет возможность установления новых отношений с миром.
Сочинения. Значение психоанализа в науках о духе. СПб., 1914 (совм. с Х.Заксом);
Der Mythus der Geburt des Helden. W., 1909;
Eine Neuroseanalyse in Traumen. W., 1924;
Sexualitat und Schuldgefuhl. Lpz., 1926;
Der Doppelganger, der Psychoanalyse der Ichstruktur. Bd. 1-2, W., 1927-28;
Wahrheit und Wirklichkeit. Entwurf einer Philosophie des Seelischen. W., 1929;
Rite and Creation. N.Y., 1932
Life and creation // (Ed.) Ruitenbeck H.M. The Creative Imagination. Chicago, 1965
(настоящая фамилия Розенфельд) (1884—1939)— австро-американский психолог, психоаналитик и психотерапевт. Оказал влияние на развитие глубинной психологии (особенно неофрейдизма) и психотерапию К. Роджерса и Э. Эриксона. Один из первых последователей, учеников и коллег 3. Фрейда. Начинал с учебы в торговой школе, был рабочим. Ночами занимался самообразованием и исследовательской работой. Увлекся психоаналитическими идеями 3. Фрейда. Познакомился с ним в 1905 г. и получил приглашение участвовать в еженедельных встречах Венского кружка. При поддержке 3. Фрейда поступил в Венский ун-т. С 1906 г. стал секретарем Венского кружка. С 1910 г. — секретарем Венского психоаналитического общества. В течение многих лет занимался изучением мифов и литературы с точки зрения психоанализа. Активно пропагандировал значение психоанализа для наук о духе. В 1912—1914 гг. был сооснователем и ред. гуманитарного психоаналитического журнала Имаго и одновременно Международного журнала психоанализа (1912—1924). После Первой мировой войны работал директором Международного психоаналитического издательства в Вене (1919 — 1924), в этот же период основал Венский ин-т психоанализа и был его директором. Осуществил исследование инцеста и инцестуозных мотивов. Поддерживал, уточнял и развивал психоаналитическую концепцию трансфера и идеи 3. Фрейда о либидозной природе религии. В 1924 г. в книге Развитие психоанализа (совместно с Ш. Ференци) подверг ревизии классическую технику психоанализа и предложил отдать приоритет эмоциональному опыту (а не интеллектуальным процессам и реконструкциям), сократить продолжительность психоаналитической терапии и назначать в последней стадии психоанализа конкретную дату окончания лечения. Несколько дистанцировался от 3. Фрейда. В 1929 г. опубликовал основную книгу — Травма рождения, в которой утверждал, что главным фактором развития, источником дискомфорта, тревоги и невроза является травма рождения (и вызванный ею страх), которую получает каждый человек в момент появления на свет и отделения от матери. Утверждал, что преодоление этой травмы должно быть основной задачей психоанализа. Разработал психотерапию, направленную на преодоление травматического опыта рождения и воспоминаний об ужасе рождения. Считал, что страх рождения является прообразом всех последующих ситуаций опасности. Полагал, что сексуальное влечение мужчины инициируется наличием неосознаваемого стремления к возвращению в материнское лоно и что стремление человека к возвращению во внутриутробное состояние определяет его поведение, которое по мере развития приобретает все более сублимированные формы. После публикации книги Травма рождения Р. был подвергнут суровой критике со стороны других психоаналитиков и вынужден был покинуть Венское психоаналитическое общество. В 1926—1935 гг. жил и работал в Париже. В 1935 г. уехал в США, где занимался психоанализом и преподавал в ун-тах Нью-Йорка (с 1936), Филадельфии и др. В работах 30-х гг. осуществил коррекцию учения о травме рождения, уделив большее внимание проблемам развития психики, этапам формирования индивидуальности и волевым импульсам личности. Считал, что процесс развития индивидуальности активизирует травму рождения и порождает чувства одиночества и покинутости, которые являются основой травматического опыта свободы. В предельных случаях естественным следствием такого развития (особенно если оно не сопровождается установлением адекватных новых связей с миром) является невроз, который можно рассматривать в том числе как своеобразную плату за свободу. В качестве средства противодействия нежелательному и травматическому развитию личности и психики рассматривал волю (и свободу воли), которую трактовал как автономную руководящую и направляющую творческую силу. Разработал оригинальную концепцию волевой терапии и выдвинул в качестве основной задачи психоанализа — развитие творческой индивидуальности пациента. Время показало, что новые идеи, высказанные Р., оказались пророческими. Это касалось и воззрений относительно психологии художника, получившие поразительное подтверждение в посвященных творчеству архитекторов исследованиях Д.В. Мак-К.иннона(1965);и идеях относительно стремления к власти, и о необходимости краткости периода терапии, и назначении срока окончания терапии и многих др. Р. также автор книг: Художник (1907), Миф о рождении героя (1909), Инцес-туальные мотивы в поэзии и саге (1912), Значение психоанализа в науках о духе (1913, совместно с Г. Саксом), Психология души (1931), Искусство и художник (1932), Истина и реальность (1936), Волевая терапия (1936), За пределами психологии (1941) и др. В. И. Овчаренко
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
Внешне непривлекательный О. Ранк был трудолюбивым, высокоинтеллектуальным и остроумным человеком. Начиная с 1907 года он стал одним из близких учеников З. Фрейда, его «приемным сыном», личным секретарем, а с 1912 года – секретарем Венского психоаналитического общества, тщательно протоколирующим все заседания венских психоаналитиков. С 1912 года – издатель «Международного психоаналитического журнала», с 1913 года – член тайного Комитета. В начале 1916 года О. Ранку пришлось переехать в Краков, где он издавал официальный журнал австрийской армии. В конце 1918 года он женился на красивой польской девушке Беате Толе Минсер. После возвращения О. Ранка в Вену его жена была настолько благосклонно принята З. Фрейдом, что последующее рождение дочери у четы Ранков воспринималось основателем психоанализа в качестве родной внучки. Несколько лет спустя, в 1923 году по предложению З. Фрейда Тола Ранк выступила с докладом «Роль женщины в эволюции человеческого общества» в Венском психоаналитическом обществе» и стала его членом. Она помогала мужу издавать журнал «Имаго», записывала под диктовку З. Фрейда письма для членов тайного Комитета, которые подписывались им и О. Ранком.
Став первым аналитиком без медицинского образования, О. Ранк начал принимать пациентов, по примеру З. Фрейда устроив приемный кабинет в том же доме, где находилась его квартира. С 1919 по 1924 год он возглавлял издательство, в котором осуществлялась публикация психоаналитических работ. На протяжении ряда лет он занимался исследовательской и издательской деятельностью, ведал управленческими и финансовыми делами психоаналитического сообщества, оказывал неоценимую помощь З. Фрейду в организационных вопросах, был вице-президентом Венского психоаналитического общества.
В начале 20-х годов О. Ранк высказал ряд идей, которые предопределили его выход из числа членов тайного Комитета и последующий разрыв с основателем психоанализа. В 1924 году по приглашению президента Нью-Йоркского психоаналитического общества он ездил в США, где в течение нескольких месяцев излагал свои новые идеи перед американскими психоаналитиками, часть которых стала проходить у него краткосрочный анализ. В его отсутствие вице-президентом Венского психоаналитического общества стал П. Федерн, а он был назначен З. Фрейдом секретарем данного общества. Возвратившись в Вену, О. Ранк ушел с поста главного редактора психоаналитического журнала. В 1925–1926 годах он дважды ездил на несколько месяцев в США, затем, вернувшись в Вену и посетив З. Фрейда последний раз за три недели до его семидесятилетнего юбилея, уехал в Париж. В 1929 году О. Ранк подал в отставку, фактически предопределив окончательный разрыв с основателем психоанализа. В начале 30-х годов он работал аналитиком в Париже.
В 1935 году О. Ранк переехал в США, занимался преподавательской, исследовательской и терапевтической деятельностью, сопровождавшейся выдвижением новых психоаналитических идей. Его жена, которая, пройдя семинары А. Фрейд по детскому психоанализу, начала работать с детьми в Париже, не последовала за мужем. Их официальный развод состоялся в 1939 году, после чего О. Ранк женился на своей американской секретарше, а обосновавшаяся в Бостоне его первая жена стала практикующим аналитиком, преуспевшим в супервизионной работе с детьми. 31 октября 1939 года в Нью-Йорке О. Ранк скончался в результате аллергической реакции на содержащее серу лекарство, которое он использовал при лечении инфекции горла. Примечательно, что это произошло чуть более месяца спустя после смерти З. Фрейда, последовавшей 23 сентября того же года.
О. Ранк опубликовал ряд психоаналитических работ, включая «Миф о рождении героя» (1909), «Сага о Лоэнгрине» (1911), «Инцестуальные мотивы в поэзии и саге» (1912), «Значение психоанализа в науке о духе» (1913, в соавторстве с Г. Заксом), «Психоаналитический вклад в исследование мифов» (1919), «Цели развития психоанализа. К вопросу о взаимодействии теории и практики» (1924, совместно с Ш. Ференци), «Травма рождения и ее значение для психоанализа» (1924), «Волевая терапия» (1936).
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001