РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
(РЭПТ) / РАЦЫЯНАЛЬНА-ЭМАЦЫЯНАЛЬНАЯ ПАВОДЗІНСКАЯ ТЭРАПІЯ / RATIONAL-EMOTIO NAL BEHAVIORAL THERAPY– направление психотерапии и психологического консультирования, ориентированное на изменение поведения человека за счет коррекции его иррациональных убеждений. Понятие предложил А. Эллис в 1955 г. Сначала использовалось понятие «рациональ ная терапия», после– «рационально-эмотивная терапия». В настоящее время данное направление носит название РЭПТ. Она может быть как краткосрочной, так и дительной. Чаще всего число сессий колеблется впределах от 5 до 50. РЭПТ применяют в работе со взрослыми и детьми (с 4–5 лет). РЭПТ помогает при эмоциональных и поведенческих проблемах, умеренно выраженных невротических расстройствах у взрослых, психозах. РЭПТ охватывает три основные области: рационально-эмотивную теорию, рационально-эмотивную философию и рационально-эмотивную терапию. Теория базируется на концепции А. Эллиса о причинах человеческих эмоций; философия исповедует гуманистический гедонизм как цель жизни; терапия представляет собой определенную клиническую систему. А. Эллис считал, что мышление, эмоции и поведение взаимосвязваны. Если человек изменяет способ мышления (начинает думать о событии по-другому), то вслед за этим поменяется и его эмоциональная реакция на событие. Это приведет к изменению поведения. Рациональные убеждения вызывают адаптивное поведение человека, иррациональные– неадаптивное. К иррациональным убеждениям (верованиям) А. Эллис относил преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизацию. Они ведут к когнитивным ошибкам в интерпретации происходящего. А. Эллис выделил четыре категории иррациональных убеждений: долженствование, катастрофизацию, низкую толерантность к фрустрации и дискомфорту, оценивание и критику себя и других. Задача терапевта– помочь человеку избавиться от иррациональных убеждений и заменить их рациональными. В РЭПТ это осуществляется с помощью АВС-модели. В этой схеме А (activating events)– активирующее событие (обычно неприятные или нежелательные внешние события), В (beliefs)– верования, С (consequences)– эмоциональные и поведенческие следствия. Именно они побуждают искать помощь у психотерапевтов. Чтобы изменить следствия, нужно работать с верованиями. Терапевту в РЭПТ отводится активно-директивная роль с умением убеждать. Также используется обучающий подход, когда клиент получает домашние задания, читает специально подобранные книги, чтобы научиться использовать приемы РЭПТ в жизни. Н. Ю. Клышевич