РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ это что такое РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: определение — Психология.НЭС
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Рационально-аффективная психотерапия

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Найдено 4 определения термина РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Впервые наиболее подробно и системно изложена швейцарским невропатологом Дюбуа (Dubois P.) в книге "Психоневрозы и их психическое лечение" (1912). Возникнув как альтернатива терапии внушением, Р. п. опиралась прежде всего на разум, мышление пациента (лат. ratio - разум, рассудок).

Особенностью первого этапа развития Р. п. было подробное описание нарушений мышления при различных психических заболеваниях, использование достижений как формальной, так и диалектической логики с целью коррекции неправильных суждений больных "психоневрозами".

Что включает в себя сегодня понятие Р. п.? Сохранили ли ее технические приемы свое значение или стали архаичными? Ответы на эти вопросы достаточно актуальны в свете появления "новых" методов психотерапии (в данной статье использованы материалы, предоставленные В. Л. Минутко.).

При описании различных методов современной психотерапии мы и сейчас встречаем те же основания, которые высказывал еще Дюбуа. Особенно много общего у Р. п. с такими психотерапевтическими методами, как когнитивная психотерапия и рационально-эмоциональная психотерапия. Отдельные положения и приемы Р. п. согласуются с методом нейролингвистического программирования (метамодель, изменение суждений с помощью техники субмодальностей, использование аналогий - метафор и т. д.) и прививки против стресса Мейхенбаума.

До сих пор методы рационально-эмоциональной и когнитивной - когнитивно-поведенческой психотерапии - не определены в своем отношении к Р. п., что, с одной стороны, приводит к размыванию понятия Р. п., а с другой - к отказу от самостоятельности метода Р. п. вообще. Для того чтобы четче очертить границы Р. п., необходимо осветить в сравнительном аспекте те психотерапевтические методы, которые имеют общие черты с основными положениями Р. п.

Таблица 9. Сравнительная характеристика рациональной, когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапии

Основные характеристики метода психотерапии Психотерапевтические методы

Рациональная психотерапия Когнитивная психотерапия Рационально-эмоциональная психотерапия

Основоположники Поль Дюбуа Аарон Бек Альберт Эллис

Ключевые звенья психических нарушений Ошибки формальной логики, "иллогизмы" ("после этого, по причине этого" - смешение причины и следствия, недостаточное основание и т. д.), пренебрежение категориями и законами диалектической логики, искаженная "внутренняя картина болезни" Когнитивные искажения, ошибки в суждениях: персонализация, дихотомичность мышления, выборочное абстрагирование, произвольные умозаключения, свергенерализация, катастрофизация Жесткие когнитивно-эмоциональные связи, иррациональные установки: долженствования, катастрофизации, обязательной реализации своих потребностей, оценочная установка (чрезмерное обобщение или упрощение). Или двенадцать и более "основных иррациональных идей

Этиология Развитие болезни Неправильное научение в процессе познавательного или когнитивного развития личности Наследственность и окружающая среда хотя и играют определенную роль, но менее значимы, чем настоящее

Основная цель метода Формирование понятий и представлений о заболевании, демонстрация логических ошибок, убеждение пациента в основном тезисе врача Коррекция когнитивных искажений Реконструкция системы убеждений, отказ от требований и жестких иррациональных установок

Логический компонент Сфера формальной и диалектической логики Сфера формальной логики Сфера формальной логики

Дидактические приемы Помимо психологических оснований используются нравственные, моральные принципы дидактики, отсюда системность использования ее приемов Дидактические приемы психологической ориентации Дидактические приемы психологической ориентации

Приемы риторики Активное и системное использование приемов риторики Активное использование отдельных приемов риторики Активное использование отдельных приемов риторики

Предварительный этап Установление контакта с пациентом. Изложение пациентом сути своей проблемы Установление контакта с пациентом. Объяснение и обоснование эффективности метода. Объяснение пациентом сути своей проблемной ситуации, его варианты решения проблемной ситуации Установление контакта с пациентом. Объяснение и обоснование эффективности метода. Получение согласия пациента на данный метод лечения

Диагностика Выявление логических ошибок, неправильных суждений пациента в отношении оценки своего состояния. Анамнез болезни. Клинические и параклинические (объективные) данные Конкретные техники типа: "что, если", "пробных мыслей и образов", улавливание "автоматических мыслей". Шкала депрессий Бека, шкала безнадежности. Выявление индивидуальных негативных моделей Техника "что, если", "перечни иррациональных убеждений Джонса, Кассинове, Байсдена, Шорки. Самоанализ пациента по отношению к его иррациональным суждениям в проблемных ситуациях

Этапы лечения 1. Объяснение и разъяснение, "насыщение информацией" (формирование понятий)

2. Убеждение (коррекция ошибочных суждений), обучение принципам и законам формальной и диалектической логики

3. Переориентации (изменение отношения к болезни, изменение иерархии ценностей, стабильное изменение жизненных установок)

4. Психагогика 1. Когнитивное оспаривание ложных идей

2. Поведенческое оспаривание 1. Когнитивное оспаривание иррациональных идей - "стадия дискуссии"

2. Предъявление активизирующих событий, развитие новых, рациональных и реалистичных суждений о событиях - "стадия эффекта"

Спектр уровней воздействия Личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий Когнитивный, эмоциональный, поведенческий Когнитивный, эмоциональный, поведенческий

Степень нозологической направленности В большей мере направлена на болезнь, характеризующуюся специфическими нарушениями мышления. Ближе к каузальной причинной терапии, учитывающей этиопатогенез болезни В большей мере направлена на синдром (обсессивный, параноидный, маниакальный, депрессивный), реже на симптомы (тревога, страх). Условная специфичность нарушений мышления при отдельных синдромах В большей мере направлена на отдельные проявления (признаки), нарушения мышления

Когнитивные техники Сократовский диалог, метод аналогий, самоанализ (интроспекция) Сократовский диалог, техника "заполнения пустоты", декатастрофизация, метод аналогий, реатрибуция, переформулирование, децентрализация Сократовский диалог, когнитивный диспут, наблюдение за своим мышлением, метод аналогии, самоанализ (интроспекция)

Техники поведенческой психотерапии Редкое использование, с целью иллюстрации и наглядности проверки обоснованности суждений пациента в реальной жизни Активное использование поведенческих техник (ролевые игры, экспозиционная терапия, планирование деятельности, техники отвлечения внимания) Активное использование поведенческих техник (ролевые игры, оперантное обусловливание и т. д.)

Личностная ориентация Рассматривает личность в широком диапазоне, учитывает динамику личностных особенностей в процессе психотерапии Самоактуализация личности происходит в основном за счет признания ошибочного характера мышления, принятия на себя ответственности за исправление себя. "Когнитивная уязвимость" относится к структуре личности Изменение личности происходит интегративно по схеме "ABCDE"

Теоретические предпосылки Достижения формальной и диалектической логики. Негативное отношение к суггестии Теория эмоциональных нарушений, когнитивная модель депрессии. Негативное отношение к психоанализу Рациональная психотерапия Дюбуа, работы Дежерина и Гоклера, посвященные значимости чувства

Понятийный аппарат Традиционный медицинский, психологический философский Преобладают психологические понятия Преобладают психологические понятия

Показания Пациенты "мыслительного типа", ипоходрический невроз, невроз навязчивых состояний, психосоматические заболевания, различные фобии, ятрогении Пациенты со склонностью к интроспекции, к анализу своих мыслей, депрессивные пациенты с генерализованными эмоциональными расстройствами Пациенты, имеющие достаточно хорошие проявления интеллекта с развитой речевой компонентой с отсутствием хронических психических заболеваний

Формы проведения Предпочтительнее индивидуальная, чем групповая Индивидуальная Индивидуальная, групповая, самопомощь

Р. п. представляет собой интегративный метод психотерапии, в первую очередь ориентированный на нозологический подход к заболеванию и имеющий достаточно широкий круг показаний к своему применению. Рационально-эмоциональная психотерапия и когнитивная - когнитивно-поведенческая психотерапия - по своей сути являются вариантами метода Р. п. Такая точка зрения обусловлена более системным и широким арсеналом психотерапевтического воздействия Р. п. по сравнению с когнитивной и рационально-эмоциональной психотерапией, а также единым теоретическим подходом к цели психотерапевтического лечения. Кроме того, в идеи Р. п. заложено значение диалектической логики, что является более перспективным, чем использование только достижений формальной логики. Необходимо, чтобы психотерапевт, работающий в системе методов Р. п., хорошо представлял себе достижения логики, владел современной теорией аргументации. Следует отметить трудности опровержения так называемых контекстуальных аргументов пациентов (аргументы к традициям и авторитетам, к интуиции и вере, к здравому смыслу), т. е. тех аргументов, для опровержения которых необходимы специальные знания логики. Р. п. имеет некоторые общие моменты и с методом нейролингвистического программирования, что является естественным, поскольку мышление и язык практически неотделимы друг от друга, в своем терапевтическом подходе эти методы отличаются лишь различной степенью и значением суггестии, а также нейропсихологическим аспектом нейролингвистического программирования.

Сегодня необходимо возвратиться к понятию Р. п. и пересмотреть с современных позиций гипотезы ее основоположников. В то же время, с учетом накопленных знаний в области философии, можно резче очертить круг задач, которые могут быть решены с помощью Р. п. Недостаточно декларативно говорить о необходимости использования при Р. п. законов формальной и диалектической логики, важно применять их на практике. Так, в частности, ясно, что не может быть строго ограниченного количества формулировок иррациональных мыслей, что не могут быть ошибками в рассуждениях только ошибки формальной логики. Можно проиллюстрировать вышесказанное следующим микротестом, включающим в себя вопрос: к какому типу иррациональных идей с позиций когнитивной психотерапии относятся такие мысли пациента, как: "Мои переживания уникальны и неповторимы", "Мои проблемы носят случайный характер". Как видим, в обоих суждениях нарушены взаимосвязи между категориями диалектики (единичное и общее, необходимое и случайное). С позиций диалектической логики гораздо легче устранить данные иллогизмы, чем в рамках формальной логики. Как мы обучаем пациента распознавать иррациональные мысли, точно так же мы можем обучить пациента находить в своих рассуждениях, как призывал Дюбуа, ошибки диалектической логики. Представляется, что врач, работающий в системе Р. п., должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, а классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, различать описания от оценочных суждений (не выводя заключения вторых из первых), учитывая особенности мышления своих пациентов (образное или абстрактное).

К достижением Р. п. в области медицины можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия ("функциональное" - обратимое, преходящее и "органическое" - стойкое, "динамика выздоровления" и т. д.). Работая в ключе Р. п., можно начинать, пользуясь принципами клинической семиотики, - восходя от симптома к синдрому и далее к нозологии (индуктивный метод), с другой стороны, можно, имея определенный тезис, гипотезу о наличии того или иного заболевания, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод), наконец, можно, отвергая те или иные расстройства и заболевания (выдвигая антитезис), выйти на интересующие нас психические расстройства, дезадаптирующие больного в окружающей ситуации. Возможности Р. п. далеко не исчерпаны, ее приемы и техники можно совершенствовать. Так, в частности, можно использовать приемы, удлиняющие экспозицию времени размышления пациентов над проблемными ситуациями, дополняя эти приемы техникой систематической десенсибилизации. Также представляются перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов Р. п., которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

ПСИХОТЕРАПИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ

метод и методики психотерапии, использующие логическое убеждение как основное средство воздействия на мир представлений клиента. Ее создатель, Поль Дюбуа, считал эффективным и необходимым аргументированное, логическое воздействие на клиента для вскрытия и показа ошибок в его рассуждениях, связанных с неправильной оценкой своего состояния. Ныне психотерапия рациональная и ее элементы широко применяются для коррекции представлений клиента относительно природы, степени и последствий его заболевания.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПСИХОТЕРАПИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ

от лат. rationalis - разумный, целесообразный, обоснованный] - психотерапия, основанная на разъяснении больному причины болезни, сущности отдельных симптомов с использованием логических доводов для доказательства относительной безопасности болезни для жизни и трудоспособности с целью мобилизации потенциальных возможностей личности в преодолении болезни

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Рациональная психотерапия

см. Дюбуа рациональная психотерапия.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Принцип дефицита: всегда ли нарушается рациональность

Чхартишвили А.Г.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса

Франова Ирина Владимировна
Описаны источники теоретических и практических идей, интегрированных в концепции рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса, одного из патриархов когнитивной традиции в психотерапии. Реконструированы антропологические представления, лежащие в основании терапевтической модели Эллиса, показано их родство с философией прагматизма Д. Дьюи.
Скачать PDF

Проблема социальности науки в контексте постнеклассической рациональности в психологии

Артемьева Ольга Аркадьевна
Рассматривается специфика решения проблемы социальности науки на классическом, неклассическом и постнеклассическом этапах ее становления. Обосновывается необходимость, определяются методологические основы постнеклассического подхода к решению проблемы в современной отечественной истории психологии.
Скачать PDF

Соотношение рационального и иррационального в обыденном сознании на примере представлений о болезни

Тхостов Александр Шамилевич, Нелюбина Анна Сергеевна
Статья посвящена оценке возможности применения концепции обыденного сознания для объяснения феномена субъективных представлений о болезни. Раскрываются особенности (свойства) обыденного сознания на примере представлений о болезни и здоровье. Описываются психологические условия актуализации иррациональных форм мышления в сознании взрослого, образованного, психически здорового человека. Ситуация болезни рассматривается как отвечающая этим условиям.
Скачать PDF

Рациональный и интуитивный стили мышления: адаптация опросника С. Эпстайна

Кустубаева Альмира Мэлсовна, Толегенова Алия Амангельдиновна, Камзанова Алтынгуль Тустикбаевна
Статья посвящена адаптации русскоязычной версии опросника «Рациональный-опытный» (РО) С. Эпстайна. Коэффициенты альфа Кронбаха по каждому из показателей РО свидетельствуют о внутренней согласованности шкал опросника. Представлены полученные средние данные по всей обследуемой популяции. Выявлены гендерные различия в предпочтении стиля мышления.
Скачать PDF

Классическая психология больших социальных групп в контексте постнеклассической рациональности

Бакшутова Екатерина Валерьевна
Статья посвящена важной методологической проблеме – изучению больших социальных групп в условиях сверхсложной реальности постиндустриального и информационного общества. Рассматриваются признаки большой группы, выделяемые в классической социальной психологии. Автор предлагает понятие «атипичной» группы, более адекватное постнеклассической рациональности. В статье представлена гносеологическая модель, позволяющая изучать гетерофеноменность группового сознания. Автор иллюстрирует возможность применения модели на примере изучения группового сознания российской интеллигенции.
Скачать PDF

Поведенческие основы неконкурентной рациональности

Мельников В.В.
Статья посвящена анализу рациональности конкурентного поведения. Вводится понятие ƒ-неконкурентности как свойства психически рационального поведения, определяющего стандарты хозяйственной рациональности.
Скачать PDF

Модель и содержание программы обучения взрослых женщин рациональному питанию

Каирова Мадина Темуркановна
В статье представлены возможности оптимизации пищевого поведения среди взрослого здорового населения. Дается характеристика понятий рациональное питание, экстернальный, эмоциогенный, ограничительный тип пищевого поведения. Представлена модель и содержание программы обучения взрослых женщин рациональному питанию. Обозначены мишени психологопедагогического воздействия, выделенные в ходе эмпирического исследования. Конкретизируются психолого-педагогические коррекционные задачи для специализированной работы в группах женщин с разными типами нарушений пищевого поведения.
Скачать PDF

Рациональные и Иррациональные аспекты социального доверия

Гришин В.В.
В своей статьей автор изучает процесс формирования доверия одних людей к другим, и в частности к политическим лидерам, за которых они собираются голосовать. Принято считать, что наш народ эмоционален и свой выбор часто делает на основе эмоциональных движений души, а не разума и точного расчета. Автор показывает, что это не совсем так, и, выбирая политических лидеров, российские избиратели строят определенные логические конструкции на основе сложившихся у них общих идей-представлений о желаемом устройстве общества и государства.
Скачать PDF

Мотивация и практический интеллект в функциональной регуляции рационального выбора

Чумакова М.А.
В работе ставится цель выявления интеллектуальных стратегий выбора из альтернатив в закрытых задачах и специфики интеллектуально-личностной регуляции этого выбора. В результате проведенного эмпирического исследования были идентифицированы две стратегии выбора: ориентация на разрешение ситуации неопределенности через поиск информации или незамедлительное принятие решения и стремление к сохранению ситуации неопределенности. Также в исследовании было показано, что практический интеллект является компонентом интеллектуальной регуляции выбора только при реализации первой стратегии.
Скачать PDF

Ранний опыт философствования как особая форма рациональности

Мильчарек Тадэуш Петрович
В статье рассматриваются сущностные признаки раннего опыта философствования как специфического духовного феномена, определяющего рациональность субъекта на начальных этапах его становления
Скачать PDF

Мифологическая логика как специфическая форма рациональности

Целыковский Алексей Андреевич
Основной задачей данной статьи является поиск элементов рациональности в структуре мифа. С целью обоснования корректности и приемлемости понятия «мифологическая рациональность» рассматриваются некоторые теории мифотворчества, наиболее ярко демонстрирующие наличие в мифе элементов рациональности. К числу подобных теорий относится, прежде всего, структурализм. Кроме того, рассматривается психологическая интерпретация мифа. В результате проведенного исследования можно говорить о том, что для мифа как способа осмысления реальности характерно наличие специфической формы рациональности
Скачать PDF