РАБОЧИЙ КЛАСС

Предыдущий термин:
РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Следующий термин:
РАБОЧИЙ РИТМ

Содержание:

Найдено 1 определение:

РАБОЧИЙ КЛАСС (пролетариат)

один из основных классов капиталистического общества, сложившийся наряду с буржуазией в результате промышленной революции, происшедшей в странах Западной Европы в последнюю четверть XVIII в. – первые десятилетия XIX в. С этого времени материальную основу общества составляет крупное индустриальное производство. Р. к. выступает главной производительной силой общества. Способ существования Р. к., обусловленный отсутствием у него собственности, – наемный труд, продажа капиталисту на рынке труда своей рабочей силы. Состав, численность и социальные границы Р. к. претерпели существенные изменения по мере развития производительных сил. В современных условиях, когда человечество вступило в постиндустриальную эпоху в своем развитии, историческая роль индустриального Р. к., его влияние на ход событий постепенно снижаются. Попытки включить в состав Р. к. лиц, занятых в сфере услуг, в производстве информационных продуктов труда, в т. ч. информационных технологий, делают это понятие аморфным. В современных условиях меняется роль Р. к. в системе социальных отношений, она должна быть осмыслена по-новому. Но проблема борьбы трудящихся, и в первую очередь Р. к., за социальную справедливость по-прежнему актуальна. Противоречие между трудящимися, не имеющими собственности, и господствующим классом, присваивающим труд наемных работников, – главное социально-экономическое противоречие эпохи, генерирующее конфликты. Конфликтолог не может оставаться бесстрастным нейтральным наблюдателем в этой ситуации. Он в меру своих сил должен оказывать помощь трудящимся в их справедливой борьбе против эксплуататоров.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности проявлений агрессивности как феномена эмоционального реагирования учащихся младших класс

Верхотурова Наталья Юрьевна
В статье рассматривается актуальная, но недостаточно исследованная проблема изучения особенностей проявления агрессивности как феномена эмоционального реагирования учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Скачать PDF

Мастер-класс «Арт-терапия: цвет, символ, сказка»

Слобожанин Алексей Вячеславович
В статье представлен сценарий мастер-класса, проведенного 21 декабря 2012 года в профориентационных целях. Особое внимание уделяется использованию элементов изобразительных и зрелищных искусств в практике психотерапии и фасилитации творческой активности.
Скачать PDF

Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами, на примере учеников 1 класс

Чернявская Валентина Станиславовна, Андреева Елена Андреевна
В статье рассматривается взаимосвязь учебной мотивации и социометрического статуса младших школьников 1 класса. Взаимосвязь критериев рассматривается на примере учеников 1 класса. Дан обзор психологической литературы с позиции возрастной психологии, психологии творчества. На выборке из 30 первоклассников доказано, социометрический статус первоклассника связан с уровнем школьной мотивации и успеваемости и атрибуцией успеха-неуспеха. Достоверность результатов обоснована при помощи U-критерия Манна-Уитни.
Скачать PDF

Эффект «Большой лягушки в маленьком пруду»: всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном класс

Кузьмина Юлия Владимировна
В статье рассматривается эффект «большой лягушки в маленьком пруду» (БЛМП), заключающийся в том, что ученики, обучающиеся в сильных школах или классах, имеют более низкую академическую самооценку, чем ученики с таким же уровнем личных достижений, но обучающиеся в менее сильных классах или школах. На данных лонгитюдного исследования школьников России «Трудовые и образовательные траектории», проводимого на российской выборке международного исследования TIMSS, этот эффект рассмотрен для самооценки в области математики. Также рассмотрен вопрос о том, как эффект БЛМП проявляется для других образовательных результатов: последующих академических достижений, образовательных планов и образовательных траекторий. В качестве показателей последующих академических достижений использованы школьные оценки по алгебре и результаты ЕГЭ по математике. Образовательные планы измерялись тремя вопросами: о наличии планов поступления в вуз, оцениваемой вероятности выбора STEM (Science, Technology, Engineering, Math) специальности и ожидаемых баллах ЕГЭ по математике. Для образовательных траекторий использовано два индикатора: продолжение обучения в общеобразовательной школе после IX класса и обучение в классе с углубленным изучением математики или физики. Результаты многоуровневого регрессионного анализа показали, что негативный эффект средних баллов в классе (при контроле результатов TIMSS по математике) значим для математической самооценки, последующих школьных оценок по алгебре и наличия планов поступления в вуз. Кроме того, показано, что математическая самооценка является важным предиктором дальнейших образовательных достижений, планов и траекторий. Более того, для выбора углубленного изучения математики и оцениваемой вероятности выбора STEM-специальности математическая самооценка является более важным фактором, чем уровень предыдущих математических достижений.The article examines the Big-Frog-In-A-Small-Pond Effect, when students, who study in strong schools or classes, have got lower academic self-esteem, than students with the same level of personal achievements, but studying in weaker classes or schools. This effect was considered for self-esteem in math in the longitudinal study of Russian schoolchildren Working and Educational Trajectories, conducted on a Russian sample as a part of international study TIMSS. Also the question of this effect manifesting itself in other educational results was examined: further academic achievements, educational plans and trajectories. The indices of further academic achievements were school marks in algebra and Uniform State Exam results in mathematics. Educational plans were measured by three questions: about aspirations to go to college, estimated probability of choice of STEM profession and estimated points in Uniform State Exam in mathematics. For educational trajectories two indicators were used: continuation of study in general school after the 9th grade and study in a class with enhanced education in math or physics. The results of multilevel regression analysis show that the negative effect of average marks in a class (controlling for the results of TIMSS in math) is important for self-esteem in math, further school marks on algebra and aspirations to go to college. Besides, it is shown that self-esteem in math is an important predictor of further academic achievements, aspirations and trajectories. Moreover, self-esteem in math is a more important factor for the choice of enhanced math education and estimated probability of choice of STEM profession, than the level of previous mathematic achievements.
Скачать PDF

Учет психологической совместимости сотрудников при комплектовании рабочих групп

Асеева Инна Николаевна, Сахарчук Екатерина Анатольевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты представлений о понятиях психологической совместимости сотрудников в малых группах, проведен анализ результатов экспериментального исследования по выявлению влияния психологической совместимости на психологический климат в малой рабочей группе.
Скачать PDF

Психолого-акмеологические особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов

Цветков Вячеслав Леонидович, Старостин Дмитрий Николаевич
Раскрываются выявленные в ходе экспериментального исследования особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов строительных специальностей, которые сравниваются с результатами изучения их ценностных ориентаций. На основе сделанного анализа авторы делают определенный психологический прогноз.
Скачать PDF

Факторы профессиональной мотивации рабочих-мигрантов и ее динамика

Цветков Вячеслав Леонидович, Старостин Дмитрий Николаевич
В статье рассматривается содержательно-динамическая характеристика профессиональной мотивации рабочих-мигрантов, а также выделены профессионально значимые мотивационные факторы. Проанализирована их роль в ходе экспериментального исследования, на основе которого сформулированы условия формирования и развития профессиональной мотивации.
Скачать PDF

Сравнительный анализ количественных показателей инициативности и трудолюбия студентов рабочих специа

Шурухина Г.А., Кадынцева Т.А.
В статье представлены и проанализированы результаты сравнительного исследования инициативности и трудолюбия студентов рабочих специальностей в рамках системно-функциональной модели А. И. Крупнова. В реализации инициативности и трудолюбия выявлены как сходства, так и различия, которые проявляются в степени выраженности переменных и способах их организации.
Скачать PDF

Мотивация на сохранение здоровья у рабочих основных профессий производства алюминия как один из аспе

Крутилова Н.В., Данилов И.П.
Скачать PDF

Гол, да не вор: стратегии совладающего поведения уральских рабочих и крестьян в пореформенный период

Коробков Юрий Дмитриевич, Гневэк Ольга Владимировна
Статья посвящена выявлению техник совладающего поведения рабочих и крестьян Урала в порефор- менный период. Актуальность данной проблематики определяется возросшим интересом к ней со сторо- ны социологов и психологов в условиях необходимости приспособления населения России к новым истори- ческим реалиям после распада СССР и адаптации к постоянно меняющейся ситуации в социально- экономической и финансовой сферах страны. Однако в исторической науке на материале дореволюционно- го Урала на основе анализа пословиц и поговорок данная проблема не рассматривалась. Под стратегиями совладающего поведения в современной психологии понимается осознанное рациональное поведение для поддержания жизненного тонуса и психологической устойчивости в условиях стрессовых ситуаций. Их психологическая значимость заключается в эффективной адаптации человека к требованиям обста- новки для овладения, ослабления или смягчения этих внешних влияний, избегания или привыкания к ним и тем самым предохранения человека от эмоционально-негативной перегрузки. Наибольшими информацион- ными возможностями для анализа проблемного поля данной статьи обладают пословицы, характеризую- щие отношения рабочих и крестьян к различным социальным состояниям людей (бедность, богатство). Их анализ позволил выделить такие разновидности совладающего поведения, как юмор, иронию и самоиро- нию, техники компенсации и обесценивания для повышения собственной самооценки, констатации чувства собственного достоинства. В целом рабочие и крестьяне Урала предпочитали те стратегии совладания, которые были направлены на повышение их субъективной самооценки, снижение негативных эмоций и достижение за счет этого состояния психологического комфорта. Наряду с их позитивным влиянием на личность они ориентировали на приспособленческие стратегии поведения и способствовали консервации существующих порядков.
Скачать PDF

Компьютерные технологии командообразования: формирование, оценка и оптимизация деятельности рабочих

Супрун Анатолий Петрович, Янова Наталья Геннадьевна, Носов Константин Александрович
В статье представлены авторские теоретические разработки, методические решения и программные технологии оптимизации процесса формирования команд (целевых рабочих групп), направленные на автоматизацию целевого подбора оптимального состава группы, групповых лидеров, функциональной структуры группы (формальной и неформальной) с прогностической диагностикой эффективности командной деятельности на основе групповой совместимости. Предлагается методика, технологически реализующая различные способы оптимизации подбора целевой рабочей группы для решения организационных задач на основе математического анализа командных критериев эффективности групповой деятельности и группового взаимодействия.
Скачать PDF

Технология создания целевых рабочих групп в процессе командообразования

Лопатин Дмитрий Анатольевич
Данная теоретическая методическая разработка технологии формирования целевых рабочих групп направлена на автоматизацию решения подбора оптимального состава рабочих групп и оценку производительности групповой деятельности. Основное внимание сосредоточено на использовании математических методов оптимизации процесса формирования целевых рабочих групп в рамках метода и технологии семантического анализа Особенностью разработки является учет профессиональных и психологических, формальных и неформальных командообразующих факторов, позволяющих формировать различные организационные модели рабочих групп.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!