психомоторные действия, входящие в трудовой процесс как его составляющие.
Рабочие движения
Рабочие движения
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
ДВИЖЕНИЯ РАБОЧИЕ
многочисленные движения в различных трудовых операциях и производственной деятельности, включая тонкие движения пальцев рук музыканта, машинистки и т.д., а также движения руки при письме
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
РАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ
внешнее проявление психомоторики. Их биомеханические особенности видны из приведенной ниже схемы, функциональные особенности — из следующей их психологической классификации:
основные — минимально необходимые для достижения цели в наиболее благоприятных условиях;
поправочные — уточняющие основные в соответствии с изменением условий выполнения действия;
дополнительные — не относящиеся к основной цели, но необходимые в силу возникновения дополнительных целей;
аварийные — дополнительные, необходимые для предотвращения или ликвидации возникшей аварийной ситуации; лишние — ненужные и обычно мешающие основным; ошибочные — выполняемые вместо правильных первых четырех групп и не достигающие цели.
основные — минимально необходимые для достижения цели в наиболее благоприятных условиях;
поправочные — уточняющие основные в соответствии с изменением условий выполнения действия;
дополнительные — не относящиеся к основной цели, но необходимые в силу возникновения дополнительных целей;
аварийные — дополнительные, необходимые для предотвращения или ликвидации возникшей аварийной ситуации; лишние — ненужные и обычно мешающие основным; ошибочные — выполняемые вместо правильных первых четырех групп и не достигающие цели.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
РАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ
психомоторные действия (см. Психомоторика), входящие в трудовой процесс как его составной элемент. Посредством Р. д. оператор осуществляет воздействие на объект управления, их конкретные характеристики определяются особенностями той операции, которые выполняются системой «рука + орудие». Р. д. составляют основу управляющих действий человека. В каждом Р. д. различают три его стороны: биомеханическую, физиологическую и психологическую. Последняя играет важнейшую роль при анализе трудовых процессов, однако ее понимание должно опираться на понимание первых двух. Биохимическая характеристика Р. д. определяется траекторией (формой, направлением и объемом) движения, его скоростью, силой и темпом. Физиологическая характеристика Р. д. заключается прежде всего в выяснении механизмов координации движения и роли в ней акцептора действий. Для психологического анализа Р. д. важно знать цель, которая достигается в результате их выполнения. При этом необходимо помнить, что одним и тем же движением можно достичь разных целей и одна и та же трудовая цель может быть достигнута разными движениями. С этой точки зрения различают Р. д. основные и лишние, ошибочные и правильные, экономные и неэкономные,-плавные и резкие, быстрые и медленные и др. Учет их особенностей и психологический анализ позволяют наметить возможные пути рационализации Р. д. Одна из первых попыток рационализации Р. д. была предпринята в системе Тейлора. Она в конечном итоге включала два момента: 1) отсеивание лишних, ненужных движений; 2) выбор из всех возможных наиболее экономичного движения. Эти принципы широко используются при решении задач научной организации труда и обычно дают хорошие результаты. Однако их применение в инженерной психологии в чистом виде не всегда правомерно, что обусловлено психологическими особенностями деятельности оператора и прежде всего закономерностями психической регуляции движений. Это проявляется в том, что внешне Р. д. оператора кажутся крайне простыми и не требуют сами по себе специального обучения. Однако вся сложность их выполнения падает на центральные механизмы психической регуляции. Поэтому при конструировании органов управления необходимо исходить прежде всего из особенностей структуры и механизмов двигательного акта: 1) отношения органов управления, а следовательно, и моторных компонентов действия к соответствующим индикаторам; 2) способов преобразования выходных параметров Р. д. в выходные величины всей системы; 3) знания оператором результатов своих действий, т. е. способов получения сигналов обратной связи (напр., тактильных и кинестетических); 4) закономерностей взаимодействия Р. д. с другими видами управляющих движений (гностическими и приспособительными) (см. также Управляющие действия оператора).