ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

жизненный путь

история развития личности от рождения до смерти, иногда употребляется как синоним биографии.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Жизненный путь
история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Жизненный путь
развитие человека как личности в течение всей жизни. Часть жизнедеятельности, при анализе которой внимание уделяется се социальным аспектам, ценностно-нравственным, смысложизненным проблемам.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

жизненный путь

история развития личности, нередко употребляется как синоним биографии. Анализ Ж.п. военнослужащего позволяет более глубоко познать их индивидуально-психологические особенности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

жизненный путь

понятие, описывающее развитие человека от рождения до смерти. Характеризуется многомерностью, наличием множества автономных тенденций и возможностью развития и объединяет повторяющиеся более или менее инвариантные аспекты развития, такие как :
· биологический цикл,
· цикл семейной жизни,
· социальный цикл,
· профессиональная карьера, и т.д.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
понятие, описывающее процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Ж. п. личности представляет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, к–рые не могут быть описаны лишь в терминах безличных структур и процессов. Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его с: 1) хронологическим возрастом индивида в момент совершения этого события; 2) его когортной принадлежностью; 3) исторической эпохой и календарной датой события; 4) личностным смыслом этого события для субъекта.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
наиболее широкое научное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Оно часто употребляется как синоним понятий "время жизни" и "жизненный цикл", однако их содержание различно. Понятие "время жизни" означает временной интервал между рождением и смертью человека, продолжительность жизни безотносительно к ее содержанию. Термин "жизненный цикл" подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные аспекты развития. Эти циклы могут быть биологическими, социальными, смешанными. В отличие от "жизненного цикла" жизненный путь характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. Естественные и социальные науки по-разному периодизируют жизненный путь (сензитивные периоды, социальные переходы, нормативные жизненные кризисы).

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Жизненный путь
впервые понятие жизненный путь личности выдвинула Ш. Бюлер. Она выделила три линии жизненного пути. Первая линия - объективная логика жизни, как последовательность внешних событий. Вторая линия - смена переживаний этих событий. Третья линия - результаты деятельности человека. Ш. Бюлер считала, что в жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. В качестве основы объяснения жизни она взяла понятие "событие", выделив внешние и внутренние. 
Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.
Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека. 

Источник: Пергаменщик Л. Кризисная психология. 2002

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
индивидуальная история личности. Понятие Ж. п. часто употребляется как синоним понятия «время жизни», однако их содержание различно. Понятие «время жизни» означает временной интервал между рождением и смертью человека, продолжительность жизни безотносительно к ее содержанию. В отличие от биографии, фиксирующей лишь внешние моменты индивидуальной жизни, Ж. п. является ее содержанием, мировоззренческой сутью. В структуру Ж. п. входят факты, события и поступки, определяющие становление индивида как личности. Сознательное и целенаправленное формирование Ж. п. человека начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего. Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которой человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни. Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность Ж. п. в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах. Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой Ж. п. Проектируя и осуществляя свой Ж. п., индивид обретает статус творца своей судьбы в широком понимании, повышает внимание к своему внутреннему миру, изменяет взгляд на действительность, который становится со временем более пристальным и глубоким.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Жизненный путь
последовательность возрастных этапов развития личности, индивидуальная жизнь в ее динамике. Выделяется ряд ее сторон, или аспектов. Первый, составляющий объективную логику жизни, представляет последовательность внешних событий; второй — смену переживаний, ценностей как эволюцию внутреннего мира человека, логику его внутренних событий; третий — результат его деятельности. В жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. Вместе с тем недостаточно представлять Ж. п. только как сумму неких событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо понимать в качестве целого.
Чтобы раскрыть целостность, непрерывность жизненного пути, нужно не просто выделить его этапы, но и выяснить, как каждый предыдущий из них влияет на последующий. Для Ж. п. характерны и поворотные фазы, когда с принятием человеком того или иного решения на некоторый период определяется и дальнейшее направление Ж. п.
Человек выступает субъектом своей жизни, поскольку различные ее линии он связывает своим собственным «узлом», придавая ей личностный смысл. Становясь субъектом жизни, человек научается разрешать жизненные противоречия, изменять соотношение добра и зла и даже жизни и смерти. Он решает конкретные противоречия между правдой и неправдой, нравственностью и беспринципностью, потому что в жизни нет абстрактных правил и рецептов для принятия решений. Человек выступает субъектом и в том смысле, что он вырабатывает способ устранения жизненных противоречий, осознавая свою ответственность перед собой и людьми за последствия принимаемого им решения. Поэтому существуют конкретно-исторические алгоритмы формирования Ж. п.
Литература
Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Жизненный путь
процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В отличие от «времени жизни» (life span), которое обозначает просто временной интервал от рождения до смерти, безотносительно к его содержанию, и «жизненного цикла» (life cycle), который подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от собственного выбора субъекта. Изучение Ж. п. всегда занимало важное место в науках о человеке и обществе. Однако его биологические, социальные, исторические и личностные параметры оставались разобщенными. Психология развития очень долго конструировала Ж. п. личности по образцу биологического онтогенеза, редуцируя развитие к совокупности закономерно повторяющихся циклов. С этим связана жесткость и догматичность многих возрастных периодизаций. Напротив, биографический метод немецкой «понимающей психологии» (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) концентрировался в основном на анализе субъективных переживаний и развитии самосознания. Возникшее после Второй мировой войны принципиально новое интегративное направление междисциплинарного исследования Ж. п. опирается на целый ряд предпосылок и достижений: 1) появление долгосрочных лонгтитюдных психологических исследований, охватывающих значительные отрезки жизни, а в идеале — все жизненное пространство (life-span developmental psychology); 2) социологическое структурирование Ж.п. на основе когортного и исторического анализа (G.H. Elder), с учетом изменения циклов развития семьи, социально-возрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов; 3) превращение «возрастной психологии» в психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития; 4) понимание необходимости изучать индивидуальное развитие в изменяющемся мире. Междисциплинарные исследования Ж.п. оказывают сильное влияние на психологию и социологию личности, теорию воспитания и другие разделы наук о человеке. И. С. Кон

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ
понятие, научно представленное и концептуально обоснованное немецким психологом Ш.Бюлер. В отечественной психологии концепция П .ж. личности разработана
С.JI.Рубинштейном в философско-психологическом ключе и Б.Г.Ананьевым - в контексте человекознания. С.JI.Рубинштейн по мере разработки проблемы П.ж. на протяжении 20-ти лет, ставит акцент на роли личности как субъекте своей жизни, ее сознательно строящей, не ограничивая трактовку личности ее абстрактной структурой, рассматривая ее во времени и пространстве - масштабе всей жизни. Концепция Б.Г.Ананьева, названная им «жизненным циклом», ценна стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию жизни личности, исследовать закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассмотреть личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп, своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности, имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни «акме», раскрытии индивидуальности как высшего уровня развития, и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало).
Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о «кульминации» и зрелости как особом ее качестве, об индивидуальности как высшем уровне развития личности акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновению современной комплексной научной дисциплины - акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека - «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах.
Проблема П.ж. продолжала разрабатываться учениками и сотрудниками С. JL Рубинштейна. К.А.Абульхановой-Славской была представлена концепция субъекта П.ж. как организатора, регулятора своей жизни, разрешающего ее противоречия и развивающегося «по восходящей», структура П.ж., включающая жизненную позицию, линию, перспективу и смысл жизни, эмпирически исследована способность личности к организации времени жизни. JI.А.Анциферова рассмотрела круг проблем развития личности, картину жизни, стратегий совладания личности с трудными жизненными ситуациями, в том числе - ее старения.

Источник: Акмеологический словарь.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
ЖЫЦЦЁВЫ ШЛЯХ / LIFE PATH– это индивидуальная история формирования и развития личности. Первую психологическую концепцию Ж. п. личности сформулировал Ш. Бюллер. Она считала необходимым проанализировать три аспекта Ж. п. личности: 1) биолого-биографический (исследование объективных условий, основных событий жизни и поведения в этих условиях); 2) историко-психологический (изучение формирования и изменения ценностей, внутреннего мира человека); 3) психолого-социальный (исследование продуктов и результатов деятельности человека). Используя биографический метод, Ш. Бюллер выделила пять фаз Ж. п. человека. Проблематика Ж. п. нашла отражение в работах известных российских психологов: Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Н. А. Логиновой. В зарубежной психологи осмыслением различных аспектов Ж. п. личности занимались А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, С. Мадди. Предмет психологии Ж. п. составляют психологические феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни (К. В. Карпинский). Среди многочисленных феноменов, входящих в круг изучения психологии Ж. п., наибольший интерес представляют такие психобиографические образования, как жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизненные цели и задачи, психологическое время и психологический возраст личности, субъективная картина Ж. п., смысл жизни. Основным методом в психологии Ж. п. служит биографический метод. Он предполагает сбор, систематизацию, анализ, интерпретацию психологической информации о Ж. п. личности. Психология Ж. п.– это психология личности как субъекта жизни. Согласно концепции Ж. п. Н. А. Логиновой, личность является субъектом жизни в той мере, в какой она организует и направляет события Ж. п., строит собственную среду развития. Если Ж. п. личности выстраивается под воздействием внешних факторов, жизнь дегуманизируется и автоматизируется. Человек выступает в качестве объекта воздействия. В том случае когда личность проявляет субъектную активность, жизнь-автоматизм переходит в жизнетворчество. Становление личности как субъекта собственной жизни отражено в периодизации развития субъективной реальности В. И. Слободчикова. Личность как субъект Ж. п. оценивается по уровню осознанности смысла жизни и степени активности по его реализации, которая находит выражение в жизненных стратегиях. Жизненная стратегия понимается как индивидуальная организация ценностно-смысловой регуляции Ж. п. личности (К. А. Абульханова-Славская). По мнению М. Р. Гинзбурга, центральной характеристикой личности как субъекта жизни является успешность ее самоопределение в смысловом поле Ж. п. Методом исследования субъективной картины Ж. п. является каузометрия (А. А. Кроник, Е. И. Головаха). Если на начальных этапах развития личность представляет «продукт биографии» и «объект отношений» (А. Н. Лентьев), то впоследствии происходит ее трансформация в субъект, который собственными выборами строит индивидуальный Ж. п. Н. Ю. Клышевич

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ
весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий "время жизни" и "цикл жизненный", но их содержание различно.
Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека - продолжительность жизни безотносительно ее содержания.
Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают:
1) биологическими - последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез);
2) социальными - усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей;
3) смешанными, биосоциальными - смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и потом сменяют их.
Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также:
1) о циклах семейной жизни: вступление в брак - рождение детей - семья с детьми разного возраста - семья, откуда уже ушли взрослые дети, - и пр.;
2) профессиональной карьеры - от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр.
Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими, кои не могут описываться в циклических терминах.
В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак, и пр.
Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной, подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически.
Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует специальных источников и методов познания (-> метод биографический).
Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его:
1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события;
2) с его когортной принадлежностью;
3) с исторической эпохой и датой события;
4) с личностным смыслом этого события для субъекта.
Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998