ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ
история развития личности от рождения до смерти, иногда употребляется как синоним биографии.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.
история развития личности, нередко употребляется как синоним биографии. Анализ Ж.п. военнослужащего позволяет более глубоко познать их индивидуально-психологические особенности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
понятие, описывающее развитие человека от рождения до смерти. Характеризуется многомерностью, наличием множества автономных тенденций и возможностью развития и объединяет повторяющиеся более или менее инвариантные аспекты развития, такие как :
· биологический цикл,
· цикл семейной жизни,
· социальный цикл,
· профессиональная карьера, и т.д.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.
Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.
С.JI.Рубинштейном в философско-психологическом ключе и Б.Г.Ананьевым - в контексте человекознания. С.JI.Рубинштейн по мере разработки проблемы П.ж. на протяжении 20-ти лет, ставит акцент на роли личности как субъекте своей жизни, ее сознательно строящей, не ограничивая трактовку личности ее абстрактной структурой, рассматривая ее во времени и пространстве - масштабе всей жизни. Концепция Б.Г.Ананьева, названная им «жизненным циклом», ценна стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию жизни личности, исследовать закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассмотреть личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп, своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности, имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни «акме», раскрытии индивидуальности как высшего уровня развития, и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало).
Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о «кульминации» и зрелости как особом ее качестве, об индивидуальности как высшем уровне развития личности акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновению современной комплексной научной дисциплины - акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека - «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах.
Проблема П.ж. продолжала разрабатываться учениками и сотрудниками С. JL Рубинштейна. К.А.Абульхановой-Славской была представлена концепция субъекта П.ж. как организатора, регулятора своей жизни, разрешающего ее противоречия и развивающегося «по восходящей», структура П.ж., включающая жизненную позицию, линию, перспективу и смысл жизни, эмпирически исследована способность личности к организации времени жизни. JI.А.Анциферова рассмотрела круг проблем развития личности, картину жизни, стратегий совладания личности с трудными жизненными ситуациями, в том числе - ее старения.
Источник: Акмеологический словарь.
Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека - продолжительность жизни безотносительно ее содержания.
Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают:
1) биологическими - последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез);
2) социальными - усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей;
3) смешанными, биосоциальными - смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и потом сменяют их.
Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также:
1) о циклах семейной жизни: вступление в брак - рождение детей - семья с детьми разного возраста - семья, откуда уже ушли взрослые дети, - и пр.;
2) профессиональной карьеры - от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр.
Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими, кои не могут описываться в циклических терминах.
В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак, и пр.
Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной, подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически.
Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует специальных источников и методов познания (-> метод биографический).
Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его:
1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события;
2) с его когортной принадлежностью;
3) с исторической эпохой и датой события;
4) с личностным смыслом этого события для субъекта.
Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998