Психотропные препараты психотропный

ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА

Найдено 4 определения термина ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА

- химические соединения и природные продукты, которые могут повлиять на изменение психики, к их числу относятся успокаивающие, стимулирующие активность, дезорганизующие и т. д.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

СРЕДСТВО ПСИХОТРОПНОЕ

лекарственные препараты - химические соединения и природные продукты, обладающие избирательной активностью по отношению к нормальной и нарушенной деятельности психической (-> психофармакология); их действие направлено на изменения в протекании процессов психических (процессов когнитивных, эмоций, поведения).

Есть различные их классификации, исходящие из принципов их химического строения, фармакологической динамики, клинического эффекта и пр. В соответствии с последним особенно распространено такое деление:

1) психолептики - вещества, подавляюще и успокаивающе воздействующие на систему нервную центральную: аминазин, галоперидол, седуксен и пр.;

2) психоаналептики - стимуляторы активности, настроения и работоспособности: фенамин, кофеин, сиднокарб и пр.;

3) психодизлептики - вещества, дезорганизующие деятельность мозга: диэтиламид лизергиновой кислоты, бенактизин и пр.

С другой стороны, выделяются следующие основные типы средств психотропных, по разному действующих на психику:

1) нейролептики - блокируя ретикулярную формацию мозга головного и снижая скорость проведения возбуждения, действуют успокаивающе: подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность;

2) транквилизаторы - за счет снижения возбудимости подкорковых отделов мозга, связанных с эмоциональными состояниями, снимают эмоциональное напряжение, чувство тревоги;

3) седативные средства (валериана, бромиды) - за счет снижения процессов возбуждения сглаживают различные невротические расстройства;

4) антидепрессанты (трициклические и ингибиторы моноаминоксидазы) - тонизируя систему нервную центральную, способствуют осуществлению адренэргических процессов в мозге; применяются для лечения депрессивных состояний, для улучшения общего психического состояния;

5) психостимуляторы (производные пурина, сиднонимина) - стимулируя процессы возбуждения в коре мозга и воздействуя на обмен норадреналина, обусловливают повышение умственной и физической работоспособности, уменьшение утомляемости и сонливости;

6) психотомиметики (мескалин, псилоцибин) - вызывают галлюцинации и бредовые расстройства.

Появляются новые классы средств психотропных, весьма дифференцирование воздействующих на психические функции и поведение человека, его память и работоспособность: нейропептиды, ноотропы, психоэнергизаторы и пр.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Психотропные средства

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + tropos - направление.

Категория. Лекарственные препараты, действие которых направлено на изменения в протекании психических процессов (когнитивных процессов, эмоций, поведения).

Виды:

- нейролептики, блокируя ретикулярную формацию мозга и снижая скорость проведения возбуждения, действуют успокаивающим образом (подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, агрессивность, психомоторное возбуждение);

- транквилизаторы, за счет снижения возбудимости подкорковых отделов мозга, связанных с эмоциональными состояниями, снимают чувство тревоги, эмоциональное напряжение;

- седативные средства (валериана, бромиды), за счет снижения процессов возбуждения, сглаживают различные невротические расстройства;

- антидепрессанты (трициклические и ингибиторы моноаминоксадазы), тонизируя центральную нервную систему, способствуют осуществлению адренэргических процессов в мозге, применяются для лечения депрессивных состояний, улучшения общего психического статуса;

- психостимуляторы (производные пурина, сиднонимина), стимулируя процессы возбуждения в коре головного мозга и воздействуя на обмен норадреналина, обусловливают повышение умственной и физической работоспособности, уменьшение утомляемости и сонливости;

- психотомиметики (мескалин, псилоцибин) вызывают галлюцинации и бредовые расстройства.

Источник: Психологический словарь

психотропные средства

(от греч.psycho... и tropos – поворот, направление) – группа лекарственных веществ с преимущественным целенаправленным влиянием на психику.Существуют п.с.подавляющие и успокаивающие центральную нервную систему (аминазин, галоперидол, седуксен и др.); психоаналептики – стимуляторы психической активности, настроения, работоспособности (фенамин, кофеин, сиднокарб и др.); психодизлептики – вещества, дезорганизующие деятельность мозга (диэтиламид лизергиновой кислоты, бенактизин и др.); вещества дифференцированного воздействия на психические функции (поведение,память, работоспособность и т.д.) – нейрепептиды, ноотропы, психоэнергизаторы и др.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Показать все [+1] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Гипермедийная технология как средство создания ситуаций успеха при изучении органической химии студе

Шматов Юрий Николаевич
Преподаватель в своей деятельности должен создавать условия, при которых студенты испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Создание таких условий возможно только при использовании ситуации успеха. В статье рассматривается влияние ситуаций успеха, созданных с использованием гипермедийных технологий, на качество обучения органической химии студентов педагогического вуза. Выявлены особенности процесса повышения качества знаний с учетом гипермедийных возможностей применения ситуации успеха.
Скачать PDF

Индивидуальные технические средства психотренинга

Хало П.В.
Скачать PDF

Арттерапия как средство коррекции личностных качеств определяющих девиантное поведение подростков

Кузьмина Наталья Евгеньевна
В статье автор определяет эффективность воздействия средств коррекции на личностные составляющие, определяющие девиантное поведение подростков.
Скачать PDF

Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков

Сайкина Л.В., Шарапова О.В.
The article considers the peculiarities of correction of teenagers' deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity socio-cultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, socio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.
Скачать PDF

Психологические механизмы и средства развития художественного сознания личности

Пархоменко М.В.
Скачать PDF

Занятия физкультурой как средство коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот

Гаврилова Елена Анатольевна
В статье представлен опыт коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот. Занятия физической культурой наиболее серьёзно способствуют повышению адаптированности сирот и оптимизации их самоотношения, при условии осуществления их психологического сопровождения.
Скачать PDF

Музыка как средство эмоционально-психологического развития женщин

Григорьева Е.Н.
В статье дан краткий обзор научных исследований, посвященных психологическим проблемам материнства и возможностям психологической поддержки женщин в период беременности и после родов. Представлены музыкальные программы для прослушивания и непосредственного звукового воспроизведения, что содействует развитию навыков глубокого дыхания, активизирует психофизиологические процессы и поддерживает кислородный баланс в организме женщины.
Скачать PDF

Авторская программа «я в мире, мир во мне» как средство построения зоны ближайшего развития и самора

Швалёва Н.М.
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Теоретическая модель социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков средств

Протопопова В. А.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Похожие термины: