Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + theraрeia - лечение и de... - приставка, обозначающее отделение + лат. sensibilis - чувствительный.
Автор. Дж.Вольпе.
Категория. Форма поведенческой психотерапии, разработанная на базе экспериментов И.П.Павлова по классическому обусловливанию.
Специфика. Служит целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Основывается на предположении, что при фобии происходит генерализация аффекта, и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель - добиться угашения условного рефлекса, в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением. Процедура психотерапии систематической десенсибилизацией состоит из нескольких этапов. На первом этапе пациент обучается методике глубокого расслабления (при помощи гипноза или наркотизации); на втором этапе терапевтом и пациентом составляется так называемый "Лист иерархии страхов", в начале которого указывается ситуация (или предмет), вызывающая наименьший страх, в конце - наибольший, с промежуточными 8-15 ситуациями; на третьем этапе начинается собственно тренинг десенсибилизации. При этом пациенту, который находится в состоянии полного расслабления, предлагается мысленно воспроизвести такую ситуацию, которая вызывает у него минимальный страх, и постараться "вжиться" в нее. Таким образом прорабатываются все позиции "Листа иерархии страхов". Когда данный метод применяется по отношению к маленьким детям, то в качестве положительного подкрепления используют не расслабление, а, например, возможность заниматься с другими детьми, ласка взрослого, лакомства; пугающие же ситуации сценически проигрываются или предъявляются на картинках. Метод имеет наибольший эффект тогда, когда можно достаточно точно определить ту ситуацию (или предмет), в которой произошла фиксация страха (или стыда).
Литература. Свядощ А.М. Неврозы. М., 1982, с. 273-277;
Wolpe J. Experimental neuroses as learned behavior // British J. Psychol. 1952, 43, p. 243-268;
Wolpe J. Praxis der Verhaltentherapie. Bern, 1974