ПСИХОТЕРАПИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Найдено 1 определение:

ПСИХОТЕРАПИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Очень важна в лечебной практике, поскольку почти при всех видах сексуальных нарушений психологические факторы этиопатогенеза играют ведущую роль (Васильченко Г. С., 1980, и др.). В настоящее время П. с. н. основывается на научно обоснованных подходах, позволяющих осуществлять воздействие на различные стороны психологической составляющей сексуальных расстройств и сексуальных дисгармоний. При этом доля психотерапии в комплексном лечении сексуальных нарушений различна в зависимости от их генеза. Она становится ведущим методом при нарушениях психогенной этиологии, а при расстройствах соматогенной природы выступает в качестве одного из компонентов комплексного лечения. Например, при сексуальных нарушениях, обусловленных невротическим состоянием с синдромом ожидания неудачи, используется широкий арсенал психотерапевтических методик, а применение транквилизаторов патогенетически малооправданно, в то время как при нарушениях, вызванных инволюционными процессами, ведущим фактором лечения становится применение адаптогенов и других фармакологических препаратов в сочетании с психотерапией. Особенности П. с. н., к которым относятся комплексный характер психотерапевтического воздействия, деонтологическая направленность лечения и его щадящий характер, облигатно-индивидуальный характер планирования и осуществления терапевтических программ, учет структурно-синдромологического подхода, включение в индивидуальную психотерапию специфического варианта парной сексуальной терапии, определяются современным пониманием сексуальных расстройств как нарушения единственной в человеческой природе парной функции. Возникновению сексуальных нарушений способствуют сочетания различных этиологических моментов - наличие основного заболевания, неблагополучие в интимном взаимодействии, что, в свою очередь, определяется психологическими и социально-психологическими причинами, культурными особенностями, уровнем личной культуры и осведомленности и др. По мнению Г. С. Васильченко (1983), задачи сексолога не сводятся к решению чисто медицинских проблем, поскольку любое сексуальное проявление реализуется лишь в рамках межличностного взаимодействия сексуальных партнеров, традиционной формой которого является брачный союз. Эта особенность сексуальных нарушений обусловливает их понимание в контексте ведущих аспектов брака. На основе исходного положения о полифункциональности брачного союза выделяется 5 ведущих брачных факторов: физические, материальные, культурные, сексуальные и психологические (Васильченко Г. С., Решетняк Ю. А., 1978). Другие авторы выделяют несколько уровней сексуального взаимодействия партнеров (физиологический, эротический, интуитивный, чувственный, вербальный, ценностный) и факторы сексуального приспособления (чувство любви, взаимная сексуальная привлекательность, соответствие сексуальных шифров, сексуальная культура) (Imielinski K., 1986). Рассматривая современную семью, Э. Г. Эйдемиллер (1999) отмечает важность таких элементов, как функции семьи, ее структура и динамика. Многомерное взаимодействие брачных партнеров, определяющее их интимное благополучие, в полной мере учитывается парным подходом к диагностике и лечению сексуальных расстройств, предложенным Мастерсом и Джонсон (Masters W. Н., Johnson V. E., 1970). Этот подход в последнее десятилетие получил развитие и в нашей стране. В. В. Кришталь (1985), Б. Л. Винокуров (1993) разработали системный анализ сексуальных дисгармоний, который принципиально соответствовал структурному анализу (Васильченко Г. С., 1977).

Несмотря на значительные положительные сдвиги в теоретико-методологическом понимании сексуальных нарушений, разработка эффективных психотерапевтических подходов и развитие организационных форм в сексологии до настоящего времени во многом основываются на достижениях в области психотерапии неврозов (Иванов Н. В., 1966; Либих С. С., 1982; Варшаловская Е. Б., 1985; Свядощ А. М., 1991; Винокуров Б. Л., Эскузян Ф. Ф., 1993; Либих С. С., Михайлова Н. А., 1995; Kratochvil S., 1987, и др.). В большинстве руководств по сексологии, по существу, приводится лишь перечень психотерапевтических подходов и методов, эффективных, с точки зрения авторов, при сексуальных нарушениях, но данные об эффективности психотерапии чаще всего не содержат сексологической специфики. Признается важным использование в сексологии практически всех существующих методов психотерапии, ее основных направлений и форм (индивидуальной, семейно-супружеской, групповой) при доминировании индивидуальных подходов. Среди конкретных методов выделяются рациональная психотерапия, гипнотерапия, аутогенная тренировка, поведенческая психотерапия. Обращает на себя внимание более частое использование в отечественной психотерапии сексуальных нарушений поведенческих и гипносуггестивных подходов. Они видоизменяются в соответствии с задачами психотерапии и имеют свою специфическую направленность. Так, например, при проведении рационально-разъяснительной психотерапии в случае мастурбации рекомендуется:

1) сообщить пациенту церковно-догматическую основу представлений о вреде онанизма;

2) рассказать о частоте мастурбации у мужчин и женщин;

3) привести данные об отсутствии вреда от онанизма;

4) зафиксировать внимание пациента на том, что гораздо больший вред имеет представление о последствиях мастурбации, чем сама мастурбация;

5) указать, что мастурбация в некоторых случаях используется с лечебной целью (Кочарян Г. С., Кочарян А. С., 1994).

В рамках рациональной психотерапии широко применяется так называемый информационно-разъяснительный метод, задача которого - повышение уровня культуры межличностных отношений супругов, в целом сексологических знаний. Существенное значение этот метод имеет у пациентов с тревожно-мнительными, инертно-импульсивными личностными радикалами. Рациональный подход в психотерапии ориентирован на логическое мышление, психотерапевт помогает пациенту выявить иррациональные формы мышления (мифы, которые приводят к нарушению супружеских отношений), что способствует практическому решению актуальных проблем, возникающих в семье. Среди технических приемов этого направления известны "соматизация" (Дворкин Э. М., 1979), снижение ранга значимости сексуальных расстройств, "сопоставление по контрасту", "психотерапия с учетом механизма проекции", "сопоставление по аналогии" (Кочарян Г. С., 1990).

Косвенное внушение применяется в целях потенцирования действия различных лечебных факторов (фармакологических препаратов, физиотерапевтических процедур и др.). Потенцировать можно не только физические, химические, биологические лечебные воздействия, но и сами методы психотерапии, а также лечебный процесс в целом, что имеет значение в практике лечения сексуальных расстройств. Косвенный психотерапевтический эффект достигается внешней атрибутикой (внешний облик врача, лечебного учреждения и т. д.), поведением персонала (положительным отношением к компетентности лечащего врача, доброжелательностью к пациентам), отношением лечащего врача к больному (выписывание "дефицитного лекарства", назначение физиотерапевтических процедур, рекомендация санаторно-курортного лечения). При назначении адаптогенов (женьшень, пантокрин, китайский лимонник и др.) подчеркивается, что они обладают как стимулирующим, так и тонизирующим действием, что позволяет укрепить сексуальную потенцию, усилить желание и яркость оргастических ощущений и т. д. Воздействие горячих влагалищных душей и тазовых ванн, грязелечения, вагинальной диатермии при фригидности может быть потенцировано указанием на то, что эти процедуры приводят к массивному притоку крови к половым органам, способствующим повышению их чувствительности и увеличению уровня сексуальной возбудимости. ЛД-терапия (локальная декомпрессия) при различных формах сексуальных расстройств оказывается более эффективной при наличии психотерапевтического опосредования и потенцирования (Мушер Г. Я., 1988). При сексуальных расстройствах, а также при вторичных невротических проявлениях, обусловленных реакцией личности на сексуальное расстройство, широко применяется гипносуггестивная психотерапия в различных ее вариантах: гипносуггестивное программирование, гипносуггестивное моделирование, гипнокатарсис, гипнотическое состояние используется и в диагностических целях. Имеются данные о применении в сексологии психоаналитической психотерапии, когнитивной психотерапии, супружеской психотерапии, нейролингвистического программирования.

Наибольшая сексологическая специфика отмечается в интегративных моделях психотерапии, разработанных специально для лечения сексуальных нарушений. Это сексуальная терапия по Мастерсу и Джонсон, эмоциональный тренинг (Рамсей (Ramsay P. W.)), психотерапия с включением специальных вспомогательных приемов, например "запретный плод" по Леонгарду (Leonhard K.), "медовый месяц" по Имелинскому и др. В системе лечения сексуальных расстройств существенно положение о том, что симптомы психосексуальных нарушений являются результатом непосредственно действующих ментальных и эмоциональных процессов, а также проявлений психологической защиты (Kaplan H. S., 1979). В соответствии с этой многофакторной моделью неосознанные сексуальные конфликты, негативные сообщения о сексуальной сфере, неврозы, корни которых находятся в раннем психосексуальном развитии пациента, образуют глубинную этиологическую структуру в сексологической симптоматике пары. Смещение ценностных ориентации женщин в сторону маскулинности, а мужчин в сторону фемининности, подкрепляемое системой мифов (женских, мужских, супружеских), может быть причиной сексуальных расстройств. Поскольку сексуальная дисгармония пары в своей основе полиэтиологична, а круг проявлений включает различные вторичные невротические реакции супругов на свою неполноценность и неполноценность другого супруга, современная П. с. н. представляет собой систему мероприятий с соблюдением этапности, последовательности в ее реализации, комплексности, сочетания индивидуальной и групповой психотерапии, преемственности в лечении больных.

См. также Психотерапия сексуальной дисгармонии супружеской пары.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Многоуровневая психотерапевтическая программа для лиц с нарушениями пищевого поведения

Приленская А.В., Приленский Б.Ю.
Скачать PDF

Компенсирующая роль телесной психотерапии при нарушениях ранних структур характера детей со зрительн

Быкова Елена Борисовна
Психотерапевт Лизбет Марчер создатель бодинамического подхода считала особой роль ощущений в развитии каждого человека и утверждала, что именно ощущения являются своего рода мостом между когнитивными и экспрессивными формами психотерапии. После изучения психологического содержания каждой мышцы и обозначения периода, когда каждая из них впервые активируется в последовательности психомоторного развития любого человека, ученые-психологи сошлись во мнении, что благодаря телесной психотерапии возможно выстраивание телесной осознанности пациента, которая обеспечит формирование телесного эго. Последнее, в свою очередь, служит основой в работе с возрастными движениями, эмоциональным выражением и активацией ресурсов. Нарушения ранних структур характера детей со зрительной депривацией могут быть связаны со сложными, чаще всего хронически негативными взаимоотношениями в семье, с продолжительной депрессией матери, в результате чего происходит естественная выработка ребенком характерологических защит. Кроме того, нарушение функций зрения сказывается на активности ребенка, в том числе на исследовательском и ориентировочно-поисковом характере его деятельности, что может напрямую повлиять на когнитивное развитие ребенка. Во время двух начальных стадий развития характера (структуры потребности и автономии) вследствие несоответствующего поведения родителя (сверхопеки или, наоборот, попустительского отношения) ребенок с нарушением зрения подвержен опасности формирования невозможности удовлетворить свою потребность (из-за ограниченного стремления познавать мир) или несформирования чувства реальности (баланса, освоения пространства). Скорректировать развитие ребенка в обоих случаях помогут занятия с использованием элементов телесной психотерапии, которая носит коррекционно-компенсирующую направленность. При этом важно исследовать и восстановить движения предыдущего возрастного уровня, прежде чем переходить к решению обнаруженной проблемы, соответствующей биологическому возрасту ребенка.
Скачать PDF

Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями

Эстербрук Светлана, Эстербрук Ричард
Представлен обзор современных исследований по проблеме нарушений аутистического спектра отклонений в США. Дается определение феномена аутизма, обсуждается его природа и источники возникновения; охарактеризованы диагностические критерии, положенные в основу международных классификаций аутизма, и методы его диагностики; представлены методы обучения и терапии детей с аутистическими нарушениями. Особое внимание уделяется прикладному анализу поведения (ABA), успешно применяемому в США и Западной Европе для работы с детьмиаутистами.The article reviews contemporary researches done in the field of autism in the United States of America. The definition of autism spectrum disorder is given, its nature and causes are discussed; the diagnostic criteria for International Classifications for autism are described; methods of diagnostics, teaching and therapies for children with autism spectrum disorders are considered. Special attention is paid to Applied Behavior Analysis (ABA) as scientifically validated and empirically proven behavioral approach that is effectively used in USA and Western Europe in working with children with autism.
Скачать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..In the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;
Скачать PDF

Психологическая коррекция в реабилитации больных с выраженными двигательными и когнитивными нарушени

Ермакова Наталья Георгиевна
На основании исследования больных в восстановительном периоде инсульта выявлены нерациональные установки, препятствующие лечению: переоценка тяжести состояния, недооценка собственных возможностей, негативизм. Разработаны приемы индивидуальной психологической коррекции нерациональных установок больных по отношению к лечению и к болезни: сужение и конкретизация цели, формирование партнерства с персоналом, сужение зоны болезни, расширение зоны болезни. В исследовании принимало 130 больных с последствиями инсульта в условиях реабилитационного стационара.130 patients with consequences of the stroke were observed during regenerative treatment in the stationary center of rehabilitation of city hospital of
Скачать PDF

Психология нарушения собственной безопасности

Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Психосемантические пространства ценностей личности при нарушении психического здоровья

Языков К.Г.
Исследована геометрическая модель организации ценностной сферы человека для разных уровней психического здоровья. В модели использовали тест «Шкала терминальных ценностей» по Рокичу и метод многомерного шкалирования с последующим анализом конфигурации субъективного пространства ценностей.Geometric model organization of human value sphere for different level of mental health was researched. The Rokeach value survey and method multidimensional scaling with analysis of confi guration of subjective space were used in the model.
Скачать PDF

Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений

Киселева О. В.
Рассматриваются особенности совладающего поведения в группах подростков 13-16 лет с нарушениями и без нарушений поведения. Проводится сопоставительный анализ личностных особенностей, влияющих на выбор продуктивных копинг-стратегий у учащихся с нарушениями и без нарушений поведения.
Скачать PDF

Динамика сексуальной активности в старшем юношеском возрасте (на примере студенческой молодежи)

Девятых С.Ю.
На материале эмпирического исследования рассматриваются особенности и возрастная динамика сексуального поведения юношей и девушек в возрастной группе от 17 до 21 года. Полученные данные позволяют говорить о том, что на протяжении этого возрастного периода увеличивается интенсивность сексуальной активности молодых людей, а их сексуальное поведение приобретает все более стабильный характер.
Скачать PDF

Нарушения психических функций в детском возрасте при арахноидальных кистах головного мозга

Лассан Л.П.
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами ( в правом полушарии у 35, в левом у 65) и 119 успешных школьников 1-10 классов. Установлено влияние фактора латерализации и локализации патологии на психические функции, а также зависимость этого влияния от половых различий и возраста.
Скачать PDF

Характерные особенности динамики межполушарной асимметрии при развитии нарушений и в процессе коррек

Звоников В.М.
Скачать PDF

Эмоциональные нарушения у юношей с хроническим гастритом и язвенной болезнью

Казакова Ирина Анатольевна
В статье обоснована актуальность исследования психических аспектов хронических соматических заболеваний, предложена концепция эмоционального нарушения, описаны результаты эмпирического исследования эмоционального состояния и эмоциональных нарушений у юношей с хроническим гастритом и язвенной болезнью, сформулированы задачи психологической коррекции.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: