(Григориев Г И.). Увеличение числа пациентов до 500-600 и более на общем сеансе позволило повысить терапевтическую результативность самого сеанса и использовать эффект взаимного эмоционально-психологического потенцирования - «храмовый эффект». При этом общий сеанс разделен на ряд последовательных этапов: беседа врача с аудиторией, проповедь священника, антиалкогольная служба, напутственное слово священника и, наконец, сокращенный вариант сеанса А. Р Довженко (продолжительность всего занятия около 6-8 часов). Подобные масштабы лечебного процесса потребовали распределения ролевых функций между руководителем сеанса и его ассистентами - другими врачами-психотерат певтами, принимающими непосредственг ное участие в общем сеансе и в заключительной индивидуальной работе с каждым пациентом.
Стремление приблизить методы психотерапии к храмовым ритуалам привело к устранению из формулы внушения всех элементов, противоречащих вере, т. е. устрашающих, запугивающих. Удалось ликвидировать также очередь на лечение. Если пациентам приходится ожидать более двух недель от момента возникновения у них желания лечиться и более месяца с момента полного воздержания от всех н спиртных напитков, вера в исцеление и в желание начать «новую жизнь» могут потерять свой активный психотерапевтический потенциал. Лечебное действие метода массовой эмоционально-эстетической психотерапии определяется интегративным психотерапевтическим эффектом различных факторов, в том числе используемых в современных психотерапевтических направлениях. Это приемы суггестии - прямой и косвенной (опосредованной), групповой гипносуггестии; рациональной психотерапии; игровой психотерапии; имаготерапии; музыкотерапии; психодрамы; эмоционально-стрессовой психотерапии; поведенческой психотерапии; катарсической психотерапии; ритуальной театрализации, эстетики, паузы, жеста и мелодии на ритуально-суггестивном этапе психотерапии. Ритуальные составляющие метода создают особый, экстатический эмоционально-психологим ческий настрой, делают более тесным р контакт врача с аудиторией. Имеет знат чение также собственная вера в духовное возрождение, потенцирующая психотерас певтическое воздействие.
Психотерапия массовая эмоционально-эстетическая алкоголизма Григориева
Психотерапия массовая эмоционально-эстетическая алкоголизма Григориева
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003