Психотерапия кататимного переживания образов

Найдено 1 определение:

Психотерапия кататимного переживания образов

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + theraрeia - лечение и kata - вниз + thymos - чувство.

Автор. Х.Лейнер.

Категория. Форма имажинативной психотерапии, разработанная на основе "активного ступенчатого гипноза" Э.Кречмера.

Специфика. Основана на переработке образов фантазии, всплывающих в сознании пациента, который находится в гипнотическом или наркотическом состоянии. По мнению Лейнера, подобные образы, возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических представлений, являются проявлениями потребностей, конфликтов или аффектов, образующих содержание бессознательного. Образы, связанные с бессознательным, достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов, соотносимых с экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото, вулкан, люди и мифические персонажи. При проведении данного метода задачей терапевта является убеждение пациента в том, что по отношению к его "символам возможны иные операции". По ходу терапии создается сценарий действий, которые пациент должен совершить в следующем сеансе по отношению к своим образам. Весь психотерапевтический цикл продолжается, как правило, 20-50 сеансов и проходит ряд стадий: диагностика проблем и конфликтов, эйдетическая проработка универсальных образов, проработка личностно значимых образов.

Литература. Leuner H. Halluzinogene. Bern, 1981.

Leuner H. Lehrbuch des katatymen Bilderlebens. Bern, 1987

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Кататимное переживание образов, или символодрама в работе с больными, страдающими логоневрозами

Астахова Е.И.
В статье рассматривается эффективность применения символодрамы как одного из методов психотерапевтической коррекции в работе с пациентами, страдающими логоневрозом. В работе приводится разбор клинического случая больного заиканием.
Скачать PDF

Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психот

Щукина Юлия Владимировна
Скачать PDF

Тип переживания и рефлексия образов я при восприятии произведений визуального искусства

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, Нохрина Наталья Анатольевна
Проанализировано значение эмоциональных и рефлексивных процессов при визуальном восприятии произведений искусства. Рассматривается тип переживания как эмоциональный регулятор, дающий возможность субъектам по-разному воспринимать произведения с различающимися художественными эффектами. Представлены результаты исследования особенностей рефлексии образов Я испытуемыми при восприятии ими произведений искусства. У респондентов с разным типом переживания особенности рефлексии образов Я значимо отличаются друг от друга. Субъекты с амбиэквальным типом переживания обладают большими ресурсами для актуализации эмоциональных и рефлексивных процессов при осмыслении визуального материала по сравнению с субъектами с другими типами переживания.
Скачать PDF

Психотерапия суицидоопасного кризиса: психологическая модель восстановления переживания

Погодин И.А.
Статья посвящена особенностям психотерапии с людьми, переживающими суицидоопасный кризис. Автором предлагается модель психологической помощи суицидентам, основанная на восстановлении процесса переживания суицидогенной ситуации. Терапия рассматривается в качестве процесса, каждый этап которого имеет свои собственные, определяющие его задачи. Предложенная психотерапевтическая модель иллюстрируется описанием случая, в центре внимания которого находится терапевтическая работа с клиентом в суицидоопасном кризисе, спровоцированном ситуацией острого горя.
Скачать PDF

Влияние уровня образования на переживание чувства вины

Козлова Наталия Сергеевна, Алтухова Любовь Валерьевна
Введение: раскрываются цели, гипотезы, предмет, объект, а также выборка, на базе которой проводилось исследование. Материалы и методы: в статье использован метод опроса, основанный на диагностическом инструментарии, представленном специально разработанной авторской анкетой. Апробация проходила в три этапа: представление на экспертную оценку четырем кандидатам психологических наук, внесение корректив; проведение пилотажного исследования на студентах Ивановского государственного университета (n = 103 чел.). На основе этих результатов были составлены варианты ответов к ряду открытых вопросов, также была изменена формулировка отдельных вопросов. Исследование было продублировано на более широкой выборке (n = 96 чел. в возрасте от 18 до 80 лет). По итогам были исключены вопросы (или варианты ответов), имеющие нулевую дисперсию. При обработке данных был применен корреляционный анализ с использованием автоматизированного пакета обработки статистических данных программы «SPSS 13». Результаты исследования: представлены основные результаты эмпирического исследования, позволяющие определить направленность влияния уровня образования на различные аспекты восприятия личностью возникновения у нее как чувства вины, так и вытекающая из него необходимость выхода из данного состояния, с акцентом на категории «прощения». Разработана схема, отображающая специфику переживания вины у лиц с высоким уровнем образования Обсуждение и заключения: в заключительной части работы подводятся итоги проведенного исследования. Акцент ставится на возможность использования полученных результатов в психокоррекцион-ной и психопрофилактической работе, связанной с преодолением чувства вины. Полученные выводы позволяют разработать на их основе тренинговые программы. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и включены в лекционный материал курсов «Общая психология», «Социальная психология» и «Психология личности».
Скачать PDF

Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичн

Серый Андрей Викторович, Вечканова Елена Михайловна
Анализируется современное состояние проблемы идентичности, роли места в ней темпоральных компонентов. На основе принципов постнеклассической психологии: мультипарадигмальности, сетевого принципа организации знания, обобщенной теории, предполагается видение идентификации как процесса взаимообусловливания трех основных сфер самоосуществления человека. Немаловажным фактором данного процесса является временная перспектива. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение идентификационных процессов в период кризиса юности. Показывается место и роль временной перспективы в структуре этих процессов. Делается заключение о взаимосвязи характера идентификационных процессов и синхронизации смысла субъективных прошлого, настоящего и будущего.
Скачать PDF

Особенности технологий реализации диалога-переживания в практике образовательного процесса

Рудакова Ирина А., Мирошниченко Татьяна В.
Разработка технологий реализации диалога-переживания в практике образовательного процесса осуществлена на основании: 1) выяснения роли смысловых переживаний, участвующих в процессах накопления смыслов, их сравнения и порождения новых смыслов, обусловленных прежде всего потребностями обучающихся в понимании других людей и себя; персонализации и персонификации, личностных способов их реализации в образах, смысловых конструктах и диспозициях, а также в направленности; 2) уточнения роли эмоционально-эмпатийных, образных и рефлексивных переживаний, обеспечивающих смысловое согласование смысловых позиций участников диалога при формировании совместного отношения к учебной деятельности; их координации при формировании межличностных отношений в момент «входа» в учебную деятельность, а также трансформации смысловых структур в межгрупповом взаимодействии при выполнении совместно-творческой деятельности через феномены «отраженной субъектности» образ Другого, образ значимого Другого, персонифицированный образ значимого Другого. В соответствии с особенностями функционирования эмоционально-эмпатийных, образных и рефлексивных переживаний обучающихся выделены и описаны обобщенные технологии, сгруппированные в три блока, характеризующие направления психологической, психолого-педагогической и педагогической поддержки обучающихся в учебном процессе. В каждом блоке представлены по три направления технологий более частного порядка. Среди них: снижение негативных переживаний, восстановление «недостающих» переживаний, формирование позитивных переживаний (психологический блок технологий); персонифицированное обучение, технологии командообразования, рефлексивные технологии (психолого-педагогический блок); технологии, направленные на решение вопросов контакности, сотворчества, сотрудничества в совместно-творческой деятельности (педагогический блок). Разработанные технологии реализации диалога-переживания в практике образовательного процесса, во-первых, позволят «развернуть» обучающегося в сторону Другого, а во-вторых, обеспечат педагогу «мягкое» управление в учебном процессе.
Скачать PDF

Психологическая безопасность образовательной среды и антивитальные переживания подростков

Гришина Елена Вячеславовна
Статья посвящена проблеме увеличения количества рисков и угроз в образовательной среде, что, в свою очередь, влечет за собой нарушение эмоционально-личностной сферы школьников и появление негативных переживаний подростков, в том числе антивитальных переживаний и суицидальных наклонностей. Психологическая безопасность одна из важнейших характеристик образовательной среды. Она может как способствовать, так и препятствовать созданию социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал участников образовательного процесса, предотвращающей угрозы продуктивного и устойчивого развития, не допускающей появления антивитальных переживаний и суицидального поведения подростков.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Организация и содержание интегрированного образования детей с девиантным поведением

Галич Галина Олеговна, Карпушкина Елена Александровна, Корчагина Лунника Николаевна, Морозова Наталья Львовна, Тупарева Н.В.
Обоснована необходимость создания современной модели социальнообразовательной интеграции детей с девиантным поведением. Описана структура модели и содержание работы специалистов различного профиля службы сопровождения в зависимости от вида интеграции.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: