ПСИХОТЕРАПИЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОТЕРАПИЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ
метод психотерапии глубинной (=> психология глубинная), условием коего является достижение участниками состояний сознания измененных. Терапия проходит в несколько этапов:
1) предварительное обучение - когда вырабатываются навыки работы с внутренней реальностью как в обычных, так и в измененных состояниях сознания;
2) реальные погружения в состояния сознания измененные - когда проводится активная рефлективная работа с последующим анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий;
3) использование навыков интерактивной рефлективной работы - в обычном состоянии сознания в повседневной жизни.
Для погружения в состояния сознания измененные можно использовать: интенсивное дыхание; медитативную практику (-> медитация); гипнотическое воздействие а также естественные состояния сновидные - до сна или сразу после него.
Эта техника основана на модели психики, выделяющей две основные инстанции: сознательное Я и структуру бессознательного: они должны вступить во взаимодействие - для полной интеграции, приводящей к новому интерактивному мышлению и восприятию внутренней реальности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Интерактивная психотерапия
Словообразование. Происходит от англ. interactive - взаимодействующие друг с другом, греч. psyche - душа + theraрeia - лечение.
Категория. Форма глубинной психотерапии.
Специфика. Основана на модели психики, в которой выделяется две основные инстанции: сознательное Я и структура бессознательного, которые должны вступить друг с другом во взаимодействие для полной интеграции, приводящей к новому интерактивному мышлению и восприятию внутренней реальности. Условием применения этого метода является достижение его участников измененных состояниях сознания. Для погружения в измененные состояния сознания могут использоваться: интенсивное дыхание; медиативная практика; гипнотическое воздействие, а также естественные сновидные состояния (до сна или сразу после него).
Динамика. Весь процесс состоит из:
- предварительного обучения, когда вырабатываются навыки работы с внутренней реальностью как в обычных, так и в измененных состояниях сознания;
- реальных погружений в измененные состояния сознания, когда проводится активная рефлективная работа с последующим анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий;
- использования навыков интерактивной рефлективной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Интерактивная психотерапия
англ. interactive — взаимодействующие друг с другом) — метод глубинной психотерапии в измененных состояниях сознания. И. п. представляет собой психотерапевтический процесс, состоящий из: 1) предварительного обучения и формирования устойчивых навыков и приемов интерактивной рефлексивной работы с внутренней реальностью как в обычных, так и в измененных состояниях сознания; 2) цикла погружений в измененные состояния с активной внутренней работой по специально разработанным методикам и подробным анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий после каждого погружения; 3) последующего индивидуального использования навыков интерактивной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни (А. В. Россохин, 1993). И. п. применяется в измененных состояниях, индуцированных с помощью различных психотехнических приемов, например, интенсивного дыхания, гипнотического воздействия и т. п. Теоретической базой И. п. служит разработанный в ее рамках интерактивный динамический подход к анализу взаимоотношений сознания и актуализирующихся в измененных состояниях, ранее неосознававшихся образований психики. Интерактивный подход основывается на допущении, что целостное, сознательное "Я" и психическая структура бессознательного, вступающие во взаимодействие друг с другом в измененных состояниях, являются одновременно относительно самостоятельными и взаимозависимыми системами, способными влиять друг на друга и изменяться под таким влиянием. При этом обе эти взаимодействующие системы потенциально являются подсистемами нового, более целостного "Я", которое может возникнуть при их интеграции друг с другом. Взаимодействие сознательного "Я" и проявляющихся в измененных состояниях ранее неосознаваемых частей личности порождает всевозможные образы различной модальности, создавая богатую феноменологию. Эта феноменология зачастую отвлекает на себя все внимание субъекта, что происходит, например, в ходе трансперсональной психотерапии (см. холотропная терапия, ребефинг). Большинство техник трансперсональной психотерапии опираются на постулат С. Грофа о спонтанном и самопроизвольном достижении интеграции в измененных состояниях сознания, согласно которому достаточно войти в них, с полным спокойствием и принятием довериться происходящему внутреннему процессу и проблемы будут разрешены. Такой подход, с точки зрения И. п., значительно активизирует процесс порождения эмоционально окрашенных образов и психика субъекта попадает в еще большую зависимость от них. И. п. ориентирована не на полное принятие любых феноменов измененных состояний сознания и даже не на внутреннюю работу с ними (с возникающими телесными, визуальными, слуховыми образами), она направлена на осознание и перестройку таких взаимоотношений сознательного "Я" и проявляющегося в измененных состояниях ранее неосознаваемого комплекса, которые и порождают эти всевозможные образы. Активная внутренняя работа в И. п. направлена на поэтапное изменение патогенного стереотипа взаимодействия этих систем и на достижение оптимального интерактивного контакта-диалога между ними, который в результате приводит их к интеграции друг с другом (А. В. Россохин, 1995). Новое, более целостное "Я", возникающее вследствие интеграции, становится свободным от прежних образов, порождавшихся существовавшим до этого расщеплением психики. После достижения нового уровня личностной интеграции феномены измененных состояний сознания качественно изменяются. Для восстановления утраченных частей личности и увеличения интеграции, сопровождающегося улучшением психического состояния и личностным ростом, в И. п. используются определенные стратегии рефлексивной работы — интерактивный диалог в измененных состояниях сознания. Интерактивный диалог включает в себя две психотехники, различающиеся для случаев взаимодействия с психическими комплексами, порождающими негативно заряженные внутренние переживания, и для взаимодействия с частями личности, символическая презентация которых имеет ярко выраженный позитивный оттенок.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
6.09 мб

Интерактивное обучение на кафедре психиатрии, психотерапии и наркологии

К.Т. Сарсембаев, Б.А. Шахметов, Ж.Д. Калиева
В данной статье рассматриваются формы и методы интерактивного обучения на кафедре психиатрии, психотерапии и наркологии направленные на компетентностно ориентированное обучение студентов.