ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Найдено 1 определение:

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим им выбором средств воздействия, т. е. методов.

Термин П. в. может обозначать конкретный психотерапевтический прием (разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, совет и пр.), а также более общую стратегию поведения психотерапевта, тесным образом связанную с теоретической ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

Александрович (Aleksandrowicz J. W.) считает понятие П. в. одной из плоскостей термина "психотерапевтический метод". Наряду с пониманием метода как конкретного психотерапевтического приема (беседа, ролевая игра, тренинг и пр.), как условий, в которых протекает процесс психотерапии (амбулаторные, стационарные, семейные методы), как того или иного инструмента воздействия (индивидуальные и групповые методы), он также рассматривает психотерапевтический метод П. в. либо в параметрах стиля (директивный и недирективный), либо в параметрах теоретического подхода, который и определяет характер этих вмешательств (интерпретация, научение, межличностное взаимодействие).

Интерес представляет соотношение понятий "психотерапевтическое вмешательство" и "психологическое (клинико-психологическое) вмешательство". Медицина и психология используют различные виды вмешательств (интервенций). Все вмешательства, осуществляемые в медицине, могут быть подразделены на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические, физикальные (физиотерапия) и психологические (психотерапия). Психологические интервенции, в свою очередь, осуществляются прежде всего в педагогике (педагого-психологические вмешательства); в сфере организации труда (производственно- и организационно-психологические вмешательства) и в медицине (клинико-психологические вмешательства). Таким образом, психотерапевтические вмешательства представляют собой психологические интервенции в медицине или клинико-психологические интервенции. Однако термин "клинико-психологическое вмешательство", с точки зрения ряда авторов, является более широким, чем "психотерапевтическое вмешательство". Так, Шмидхен и Бастин (Schmidtchen St., Bastine R.), выделяя три основных цели клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами развития психических расстройств (профилактика, терапия и реабилитация), считают, что клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину "психотерапия". Сходной точки зрения придерживаются Перре и Бауманн (Perrez M., Baumann U.), они также выделяют основные характеристики клинико-психологических интервенций: 1) функции - развитие, профилактика, лечение, реабилитация; клинико-психологические интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации, являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями, 2) методы - психологические средства, которые выбирает психотерапевт; они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает); типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия; 3) цели - целевая ориентация на достижение определенных изменений; клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (макрорезультат), так и на конкретные, более близкие цели (микрорезультат), однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия; 4) теоретическая обоснованность - обоснованность клинико-психологических интервенций с точки зрения определенных психологических теорий, научной психологии; 5) эмпирическая проверка, в особенности изучение эффективности; 6) профессиональные действия - клинико-психологические интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках, т. е. профессионалами. Авторы подчеркивают, что три последние характеристики являются существенными для разграничения клинико-психологических интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никакой теории, а также не подвергаются эмпирической проверке.

Исходя из понимания П. в. как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных его типа, соответствующих основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами вмешательства.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психическое развитие детей раннего возраста после оперативного вмешательства в период новорожденност

Аринцина Ирина Александровна
В статье приведены данные исследования психического развития 24 детей, перенесших оперативное вмешательство в период новорожденности, в сравнении с группой контроля из 31 ребенка, не имевших опыта операции и госпитализации. Показано, что на втором году жизни оперированные дети отстают по уровню развития от своих здоровых сверстников, а также имеют особенности взаимодействия с матерями.
Скачать PDF

Систематизация когнитивно-бихевиоральных вмешательств при организационном стрессе в целях использова

Янковская Анна Ефимовна, Корнетов Николай Алексеевич, Корнетов Александр Николаевич, Казанцева Наталья Владимировна
В качестве парадигмы при исследовании стресса взят когнитивный подход Р. Лазаруса и С. Фолкман (1978), который фокусируется на восприятии индивидом значимости стресса, своих возможностей преодоления и наличия социальной поддержки. Проведена систематизация когнитивно-бихевиоральных вмешательств при организационном стрессе. В соответствии с двумя типами вмешательств профилактических, направленных на организацию, и лечебных, направленных на индивида, описаны характеристики этих вмешательств. Классификационные признаки вмешательств составляют основу матрицы организационно-управленческого типа.
Скачать PDF

Организационные изменения и социально-психологическое вмешательство как вид исследования организацио

Аксеновская Людмила Николаевна
Анализируются организационные изменения и социально-психологические аспекты изменения организационной культуры. Показано, что социально-психологическое вмешательство в организационно-культурную систему является видом прикладного социально-психологического исследования организационной культуры.
Скачать PDF

Тактика эндобилиарных вмешательств у больных с механической желтухой опухолевой этиологии

Хачатуров А.А., Капранов С.А., Кузнецова В.Ф., Златовратский А.Г.
Скачать PDF

Социальные верования и оценка военного вмешательства в дела других стран: роль авторитаризма и нацио

Гулевич Ольга Александровна, Неврюев Андрей Николаевич
Международные конфликты происходят на протяжении всей истории человечества и при- водят к серьезным экономическим и политическим последствиям. Стремясь защитить свои интересы, руководители стран используют разные способы взаимодействия: от мир- ных переговоров до военных действий. В психологических исследованиях уделяется боль- шое внимание факторам, оказывающим влияние на поддержку военного вмешательства в дела других стран как способа разрешения международных конфликтов. Однако данные исследования обладают двумя основными ограничениями. Во-первых, в них рассматри- ваются аттитюды к военному вмешательству своей страны (ингруппы), но не к аналогич- ным действиям других стран (аутгрупп). Во-вторых, в качестве основного предиктора аттитюдов к военному вмешательству изучается авторитаризм, но не национальная иден- тификация. В данном исследовании были рассмотрены два пути формирования аттитюдов к военному вмешательству в дела других стран. В соответствии с теорией авторитарной личности мы предположили, что вера в опасный мир предсказывает уровень авторитаризма, который, в свою очередь, предсказывает отношение к военному вмешательству своей страны (ингруппы) и других стран (аутгрупп). В то же время в соответствии с теорией социальной идентичности мы предположили, что вера в добрый мир предсказывает силу национальной идентификации, которая, в свою очередь, также предсказывает аттитюды к использованию военной силы для разрешения международного конфликта. В исследова- нии приняли участие 844 жителя России. Они заполняли онлайн-версию опросника, кото- рый включал в себя шкалы для измерения веры в опасный и добрый мир, правого автори- таризма, национальной идентификации, а также аттитюдов к вводу на территорию Украины войск России, ООН и НАТО. Для проверки гипотез использовалось моделирова- ние структурными уравнениями. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. Они показали, что чем больше россияне верили в опасный мир, тем выше был уровень авторитаризма. Чем больше они верили в добрый мир, тем выше был уровень национальной идентификации. Чем выше был уровень авторитаризма и национальной идентификации, тем больше они поддерживали введение на Украину российских войск и тем меньше — войск ООН и НАТО.
Скачать PDF

Психотерапия и психологическое консультирование как виды клинико-психологического вмешательства

Исурина Галина Львовна
В 70-х годах ХХ века в профессиональном сообществе широко дискутировался вопрос о роли научной психологии в развитии теории и практики психотерапии. Результатом этой дискуссии явилось создание Федерального центра по психотерапии и медицинской психологии под руководством профессора Б.Д. Карвасарского, название которого уже само по себе подчеркивало неразрывную связь психологии и психотерапии. В то же время был создан проект закона о психотерапии, постулирующий ее междисциплинарный характер и позволяющий психологам при соответствующей подготовке заниматься психотерапевтической практикой. Этот закон не принят до настоящего времени, а вопрос о роли научной психологии в развитии теории и практики психотерапии и возможности деятельности психолога в этой области вновь становится актуальным. Свидетельством этого, в частности, является стремление создать, наряду с уже существующей много лет и объединяющей врачей и психологов Российской психотерапевтической ассоциацией, ассоциацию медицинской психотерапии. При этом содержание самого понятие «медицинская психотерапия» до сих пор остается неясным. В статье рассматриваются понятия «клинико-психологическое вмешательство», «психологическое консультирование», «психологическая коррекция» и их соотношение. Представлены медицинский и психологический подходы к определению понятия «психотерапия», а также различные подходы к определению термина «психологическое консультирование». Рассматриваются основные характеристики клинико-психологических вмешательств (средства, цели, функции, теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка, профессиональные действия), которые анализируются в контексте выявления сходства и различий между психотерапией и психологическим консультированием. Подчеркивается особая роль теоретической обоснованности клиникопсихологических вмешательств, определяющей цели и задачи вмешательств, методы и мишени воздействия, стратегии и поведение психотерапевта или консультанта, особенности самого процесса. Понимание психотерапии и психологического консультирования как двух видов клинико-психологических вмешательств, имеющих различные цели и средства воздействия, выполняющих различные функции, различающихся по длительности и интенсивности, но имеющих общую теоретическую основу, в качестве которой выступает научная психология, является необходимым условием дальнейшего развития психотерапии и психологического консультирования и эффективной подготовки специалистов в этой сфере.
Скачать PDF

СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКСТРЕННОЙ СИТУАЦИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СУИЦИДА

Акиндинова И.А., Баканова А.А.
Представлено описание результатов, полученных в ходе моделирования ситуаций оказания психологической помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии острой суицидальной готовности. Результаты включают в себя анализ психологических установок пострадавших в состоянии острой суицидальной готовности; анализ взаимосвязей типов кризисных ситуаций, внутренних установок и форм суицидального поведения; анализ эффективности стратегий профессионального вмешательства в ситуации суицидальной готовности.
Скачать PDF

Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов

Кубашичева Люба Нануовна
Скачать PDF

Психотерапевтический очерк методологии психотерапии

Динабург Светлана Роальдовна
Представлена саморефлексия психотерапии в отношении невротического аутодиагноза. С культурологических и психотерапевтических позиций анализируются методологические отклики на состояние хаоса в психотерапии и пути его преодоления. Рассматривается возможность построения психотерапевтической компаративистики на основе психотехнической системы, герменевтического подхода, культуры обращения со смысловыми пространствами символического.
Скачать PDF

Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психот

Щукина Юлия Владимировна
Скачать PDF

Стратегии и тактики психотерапевтического дискурса

Сумина Наталья Владимировна
Статья посвящена описанию стратегий и тактик психотерапевтического дискурса на материале романа И. Ялома «Шопенгауэр как лекарство». Новизна статьи определяется обращением к анализу нового типа дискурса -психотерапевтического. Сформулирована стратегическая цель психотерапевтического дискурса и «его хозяина» психотерапевта: быть эффективным в налаживании значимых личностных взаимоотношений клиентов. В связи с субъективным характером данного типа дискурса психотерапевтом пробуются различные приемы и тактики. Данная особенность этого типа общения определяется как «слепая тактика» или «эмпирические блуждания». Описываются стратегии, используемые клиентами психотерапевтического дискурса, в частности, ретроспективная стратегия. Анализируются денотативные и коннотативные значения текста клиентов психотерапевта. Вскрываются особенности психологического поведения участников психотерапевтического взаимодействия: его амбивалентный характер (желание рассказать и в то же время желание скрыть личную информацию), использование генерализаций как психологических защит. Особое внимание уделяется описанию тактик, используемых психотерапевтом: директивные указания, отказ от генерализаций, использование механизма рефлексии. Рефлексия рассматривается как остановка в текучем потоке создания текстов (и денотативных и коннотативных смыслов). Подчёркивается важность контекста «здесь и сейчас», остановки во времени, когда участникам дискурса удается проникнуть за денотативные значения текста в его подтекст -коннотативные смыслы. Сформулированы основные выводы: использование психотерапевтом кооперативных коммуникативных стратегий и тактик. Коммуникативное поведение психотерапевта определяется единой стратегической целью быть эффективным целителем.
Скачать PDF

Ценностно-смысловой ракурс в структуре клинического интервью психотерапевтической практики (психолин

Смирнова Д.А.
В статье обсуждается значение исследования ценностно-смысловых ориентаций в структуре клинического интервью для правильной интерпретации состояния пациента. Представлен разработанный авторами вариант клинико-семантического анализа. Отражены результаты изучения вербальной продукции больных, демонстрирующие искажение в системе ценностей и смысложизненных ориентаций при невротических депрессиях. Сделаны выводы о необходимости учета для понимания состояния пациента и в качестве мишеней психотерапии не только симптомов эмоций, поведения, но и субъективно значимых смыслов и ценностей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 14

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: