ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Найдено 1 определение:

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

П. к. является основным структурным подразделением психотерапевтической службы, формой организации психотерапевтической помощи.

В условиях этапной (ступенчатой) психотерапевтической помощи больным с пограничными нервно-психическими расстройствами П. к. организуются на базе лечебно-профилактических учреждений, выполняющих функции различных этапов оказания психотерапевтической помощи. П. к. организуются на основании Положения о психотерапевтическом кабинете Приказа Минздрава России от 30.10.95 № 294 "О психиатрической и психотерапевтической помощи" в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных больниц, непосредственно обслуживающих не менее 25 тыс. человек взрослого населения, поликлинических отделений областных (окружных, краевых, республиканских) больниц, психоневрологических диспансеров (диспансерном отделении), в специализированных профильных центрах (отделениях), ведущих амбулаторный прием кардиологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, онкологического, неврологического профиля, центрах ВИЧ-патологии, стационарах мощностью не менее 200 коек.

Первичным звеном психотерапевтической службы являются П. к. территориальных поликлиник, участковых больниц, специализированных лечебно-профилактических учреждений. В задачи П. к. в поликлиниках входит: проведение консультативных мероприятий по направлению участковых врачей и врачей-специалистов поликлиники; отбор для психотерапевтического лечения в условиях П. к. пациентов с неосложненными формами неврозов, другими пограничными состояниями, психических заболеваний в стадии ремиссии и психосоматическими заболеваниями при создании комплексных терапевтических и реабилитационных программ; направление больных для лечения в П. к. психоневрологического диспансера или другого специализированного учреждения. Одновременно с этим П. к. осуществляет внедрение принципов медицинской деонтологии, психогигиены и психопрофилактики в работу всего персонала лечебно-профилактического учреждения.

П. к. второго звена психотерапевтической помощи традиционно создавались в районных, городских, областных психоневрологических диспансерах. В настоящее время функцию второго этапа психотерапевтической помощи осуществляют специализированные психотерапевтические кабинеты территориального психотерапевтического центра. Они имеют широкую специализацию, оказывают помощь пациентам, направленным из территориальных поликлиник и специализированных лечебно-профилактических учреждений. В П. к. этого уровня в условиях динамического наблюдения осуществляется более тщательная диагностика и дифференциальная диагностика неврозов и других форм пограничных состояний, инициальных форм психических заболеваний, лечение психических заболеваний в стадии ремиссии. Здесь же применяются практически все необходимые методы и формы психотерапии больных, страдающих тяжелыми и затяжными формами неврозов с выраженными психопатологическими нарушениями, осуществляется поддерживающая психотерапия, мероприятия по ресоциализации и адаптации больных, страдающих другими пограничными состояниями и психическими заболеваниями.

По штатным нормативам Приказа Минздрава России от 30.10.95 № 294 "О психиатрической и психотерапевтической помощи" в П. к. устанавливаются должности медицинского (врач-психотерапевт, медицинская сестра из расчета по одной должности на 25 тыс. взрослого населения) и иного персонала (клинический психолог, социальный работник также из расчета 1 должность на 25 тыс. взрослого населения). П. к. обеспечивает техническую возможность проведения необходимых диагностических и терапевтических мероприятий. Для этой цели материально-техническое оснащение П. к. предполагает наличие специально оборудованных помещений, приборов и аппаратов, медицинского инструментария, предметов ухода за пациентами, медицинской и бытовой мебели (Приказ Минздрава России от 30.10.95 № 294 "О психиатрической и психотерапевтической помощи"). Для деятельности П. к. выделяется три помещения: кабинет для организации приема площадью 14-20 кв. м.; кабинет для индивидуальной психотерапии и групповой психотерапии площадью 30-40 кв. м.; помещение для клинического психолога и социального работника площадью 22-35 кв. м. Оформление помещений проводится с учетом особенностей контингентов больных, психологического воздействия элементов дизайна, создающего непринужденную обстановку, уют и комфорт. Рекомендуется для оформления кабинета использовать картины, декоративные растения, приборы бокового освещения и пр. Целесообразно располагать П. к. в отдельных помещениях, пространственно отдаленных от остальной территории лечебно-профилактического учреждения, на базе которого разворачивается психотерапевтическая служба. Значительно облегчают организацию психотерапевтического приема раздельные вход и выход, что способствует обеспечению анонимности посещений. В оснащение П.к. входят также аудиокомплекс, диапроектор слайдов с настенным экраном, компьютер с печатающим устройством, мягкие кресла с высокими спинками (15 шт.), психоаналитическая кушетка (кресло-функциональное) и др.

Хорошие условия работы кабинета обеспечиваются такой организацией территории, при которой в П. к. имеется своя приемная комната. Проведение различных мероприятий П. к. в разных помещениях позволяет осуществить пространственное разделение разных форм работы, что значительно увеличивает их эффективность. Собственная приемная комната позволяет пациенту с первых минут пребывания в П. к. настроиться на иной, по сравнению с общемедицинским, характер отношений между посетителями и медицинскими работниками. Созданию общего контекста начала психотерапевтического воздействия помогает специальное оформление приемной комнаты, в которой могут находиться книга отзывов пациентов, завершивших лечение, квалификационные удостоверения психотерапевтов, цитаты, выдержки из популярной психотерапевтической литературы и др. В кабинете приема, в котором начинается общение, заполняется первичная и иная медицинская документация, уточняются ожидания пациента, касающиеся лечения методами психотерапии. Здесь может находиться рабочее место среднего медицинского работника, оказывающего помощь врачу в оформлении медицинской документации. Переход в другое помещение для проведения индивидуальной и групповой психотерапии подчеркивает смену обычного стиля медицинского врачебного приема на стиль психотерапевтического взаимодействия. Разделение помещения П. к. на кабинет приема и кабинет психотерапевтической работы становится более актуальным при ориентации на современные, гуманистические варианты психотерапии, предполагающие партнерские взаимоотношения между пациентом и врачом-психотерапевтом. Это особенно важно на начальных этапах лечения, когда решается вопрос в выборе модели психотерапии, стиля поведения врача. Наличие отдельного кабинета или зоны для групповых занятий отражает тенденцию современной психотерапии, предполагающую сочетание различных методов и форм воздействия, а в условиях поликлиники способствует также интенсификации лечебного процесса. Представляется важным выделение помещения или специальной зоны для симптоматической психотерапии (суггестивной, поведенческой и др.), которая в силу своей специфичности предполагает усиление терапевтического результата с помощью косвенного внушения всевозможных эффектов (цвето-, аудио- и видеовоздействие и др.).

Такие кабинеты или зоны дополнительно могут быть оснащены цветоустановками, позволяющими менять цвет и интенсивность освещения, стереофоническими аудиосистемами для создания необходимого звукового фона (специально разработанные программы классической и "трансовой" музыки, звуки природы), слайдопроекторами для демонстрации изображений, видеосистемами. В последнее десятилетие в кабинетах психотерапии находят применение лазерные установки, различные имитационные приборы для кодирования, воздействия на центральную нервную систему. Наиболее ярким отражением такой тенденции явилось создание кабинетов, оснащенных так называемым пультом психотерапевта, управляющим центром на основе персональных ЭВМ.

Организация работы П. к. определяется условиями деятельности лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он функционирует. Наиболее частой формой организации потока пациентов являются листы самозаписи или талонная система, в некоторых случаях запись осуществляется по телефону. Выделяется время для работы с первичными пациентами и для повторных встреч. Техническую документацию ведет средний медицинский работник. Принятые в поликлинической сети на основании приказа МЗ РСФСР № 903 нормативы приема 2,5 человека в час в настоящее время пересматриваются в сторону увеличения времени приема. Рекомендуемое время индивидуального приема составляет 50 мин, с технологическим перерывом 10 мин, групповой и семейной психотерапии - 1,5 часа, с технологическим перерывом 15 мин. Из деонтологических соображений и в целях обеспечения анонимного обращения создается и собственная картотека персональных документов (амбулаторных карт, амбулаторных историй болезни и др.).

Специализированную помощь оказывают П. к., созданные на базе профильных лечебно-профилактических учреждений. Например, П. к. в кардиологических диспансерах и центрах специализируются на оказании помощи больным с сердечно-сосудистой патологией, П. к. в гастроэнтерологических центрах - с патологией желудочно-кишечного тракта, П. к. на базе физкультурных диспансеров осуществляют психологическую подготовку спортсменов, в П. к. наркологических диспансеров проводится анонимное лечение зависимости от алкоголя, табака и токсических веществ.

В организации психотерапевтической помощи в настоящее время наблюдаются тенденции к расширению возможностей психотерапевтической и медико-психологической служб путем создания П. к., не входящих в государственные и муниципальные системы здравоохранения. Организация и методика работы традиционных П. к. в учреждениях санаторной сети практически не отличаются от муниципальных. Растет число П. к. в образовательных учреждениях, на промышленных предприятиях и т. п. Разновидностью П. к. на промышленном предприятии являются кабинеты психологической разгрузки, работа которых в большей мере ориентирована на решение психогигиенических задач. Наблюдается увеличение числа П. к. частнопрактикующих врачей. Еще одну современную тенденцию можно проследить на примере объединения П. к. в территориальные психотерапевтические диспансеры и психотерапевтические центры, которые берут на себя функции координации деятельности психотерапевтической службы, и П. к., работающих на базе различных лечебно-профилактических учреждений. Позитивной стороной процесса интеграции П. к. в центры является возможность оказания более квалифицированной помощи за счет деятельности коллектива психологов и психотерапевтов, а также специализация П. к. и создание, например, детского, подросткового П. к., П. к. для людей пожилого возраста, семейно-супружеской психотерапии, групповой психотерапии и др. В психотерапевтических центрах имеются лучшие условия для повышения квалификации работающих в них.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Специфика осуществления психотерапии «Вне кабинета» («Outdoors therapy»)

Паукова Анна Борисовна
В статье описывается психотерапия «вне кабинета» как особый вид помогающих практик. Представлены основания классификации различных подходов внутри нее. Раскрываются механизмы и эффекты двух «крайних» форм: терапии приключением и терапии природой.
Скачать PDF

Психологическая коррекция стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета

Пузанова Евгения Александровна
В статье обсуждаются возможности психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета.The article discusses the possibilities of psychological correction of stress among women in the beauty parlor.
Скачать PDF

Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов

Кубашичева Люба Нануовна
Скачать PDF

Психотерапевтический очерк методологии психотерапии

Динабург Светлана Роальдовна
Представлена саморефлексия психотерапии в отношении невротического аутодиагноза. С культурологических и психотерапевтических позиций анализируются методологические отклики на состояние хаоса в психотерапии и пути его преодоления. Рассматривается возможность построения психотерапевтической компаративистики на основе психотехнической системы, герменевтического подхода, культуры обращения со смысловыми пространствами символического.
Скачать PDF

Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психот

Щукина Юлия Владимировна
Скачать PDF

Стратегии и тактики психотерапевтического дискурса

Сумина Наталья Владимировна
Статья посвящена описанию стратегий и тактик психотерапевтического дискурса на материале романа И. Ялома «Шопенгауэр как лекарство». Новизна статьи определяется обращением к анализу нового типа дискурса -психотерапевтического. Сформулирована стратегическая цель психотерапевтического дискурса и «его хозяина» психотерапевта: быть эффективным в налаживании значимых личностных взаимоотношений клиентов. В связи с субъективным характером данного типа дискурса психотерапевтом пробуются различные приемы и тактики. Данная особенность этого типа общения определяется как «слепая тактика» или «эмпирические блуждания». Описываются стратегии, используемые клиентами психотерапевтического дискурса, в частности, ретроспективная стратегия. Анализируются денотативные и коннотативные значения текста клиентов психотерапевта. Вскрываются особенности психологического поведения участников психотерапевтического взаимодействия: его амбивалентный характер (желание рассказать и в то же время желание скрыть личную информацию), использование генерализаций как психологических защит. Особое внимание уделяется описанию тактик, используемых психотерапевтом: директивные указания, отказ от генерализаций, использование механизма рефлексии. Рефлексия рассматривается как остановка в текучем потоке создания текстов (и денотативных и коннотативных смыслов). Подчёркивается важность контекста «здесь и сейчас», остановки во времени, когда участникам дискурса удается проникнуть за денотативные значения текста в его подтекст -коннотативные смыслы. Сформулированы основные выводы: использование психотерапевтом кооперативных коммуникативных стратегий и тактик. Коммуникативное поведение психотерапевта определяется единой стратегической целью быть эффективным целителем.
Скачать PDF

Ценностно-смысловой ракурс в структуре клинического интервью психотерапевтической практики (психолин

Смирнова Д.А.
В статье обсуждается значение исследования ценностно-смысловых ориентаций в структуре клинического интервью для правильной интерпретации состояния пациента. Представлен разработанный авторами вариант клинико-семантического анализа. Отражены результаты изучения вербальной продукции больных, демонстрирующие искажение в системе ценностей и смысложизненных ориентаций при невротических депрессиях. Сделаны выводы о необходимости учета для понимания состояния пациента и в качестве мишеней психотерапии не только симптомов эмоций, поведения, но и субъективно значимых смыслов и ценностей.
Скачать PDF

Опыт организации психотерапевтической помощи на базе ОГУЗ МКПБ № 3

Попова Юлия Георгиевна, Кутукова Татьяна Викторовна
В статье говорится об организации психотерапевтической помощи в ОГУЗ МКПБ № 3. Основной формой работы была выбрана психотерапия в группе.
Скачать PDF

Психотерапевтический дискурс: исследование особенностей речевого взаимодействия гештальт-терапевта

Фоминичев Антон Валерьевич
Эта статья раскрывает особенности изучения анализа психотерапевтического дискурса в намерениях. Тексты диалогов, которые являются неотъемлемой частью психотерапевтических дискурса, были изучены для выявления мотивации, когнитивных и коммуникативных аспектов деятельности словесных терапевтов. Наши исследования посвящены изучению психотерапевтического дискурса основателя гештальт-терапии Фрица Перлза. В общей сложности, 192 терапевтического выражения Перлза были проанализированы, в них было выявлено 331 намерение. В ходе работы была получена уникальная информация о чертах стиля и интеграции в психотерапевтическую практику теоретических постулатов гештальт-подхода.
Скачать PDF

Способы саморегуляции в системе народных средств психотерапевтического воздействия

Нагорнова Наталья Анатольевна, Привалова Вера Михайловна
Статья посвящена фольклорной традиции как практической психотерапии, а также орнаментальной культуре, которая организует и сопровождает жизнедеятельность человека как очень древняя, архетипическая форма знаково-символической деятельности. Использование народного опыта по лоскутному шитью позволяет сохранить психоэмоциональное здоровье и приумножить творческую самореализацию людей различного возраста, особенно важен психотерапевтический эффект мозаики лоскутного шитья в реабилитации пожилого возраста.
Скачать PDF

Медико-психологические основания интеграции психотерапевтической практики

Алёхин А.Н.
В современной психотерапии стремление к теоретической интеграции сочетается с фактическим умножением ее форм и углубляющейся дивергенцией ее направлений, которая усиливается развитием практики неврачебной психологической помощи, не имеющей адекватных научных оснований. Ее оформление и институализация требуют обращения к вопросу о научных основаниях психологического вмешательства. Эти научные основания, а также основания для теоретической интеграции психотерапии могут быть найдены лишь в медицинской психологии, сохранившей тесные связи с клинической практикой и сумевшей в рамках естественнонаучной парадигмы сформулировать теоретические концепты, необходимые для целостного описания и анализа поведения человека.
Скачать PDF

Актуальные социально-правовые аспекты существования рынка психолого-психотерапевтических услуг

Олехнович Борис Евгеньевич, Самыгин Сергей Иванович, Олехнович Ирина Борисовна, Олехнович Борис Борисович
Проведен анализ действующего рынка психолого-психотерапевтических услуг. Дифференцируются функции, конкурентные преимущества и социально-правовой статус присутствующих на рынке профессиональных групп, оказывающих психологические (психотерапевтические) услуги в социокультурных условиях современного российского общества на основе практического опыта Центра медицинской психологии.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 11

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: