ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РАЗВИТИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ
процесс психологического развития ребенка с точки зрения его социализации, т. е. освоения знаний, умений и навыков, необходимых для нормальной жизни в обществе и для психологического развития человека в обществе. См. социализация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Психосоциальное развитие
развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Термин, который может использоваться свободно и буквально для обозначения психологического/социального развития индивида, но чаще он ассоциируется с характеристикой личностного роста и развития Эрика Эриксона, в которой подчеркивается взаимодействие между человеком и физическим и социальным окружением. Более подробно об этом гипотетическом процессе см. стадии человеческой жизни.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(по Э. Эриксону) Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с удовлетворением/неудовлетворением матерью физиологических потребностей младенца. При позитивном сценарии у ребенка развивается доверие к миру людей, а при неудовлетворении - недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных, главным образом, со страхом потерять контроль над собственным организмом. Третий кризис соответствует дошкольному детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него инициативности. Наоборот, переживание повторных неудач могут привести его к покорности и вызвать чувство вины. Четвертый кризис переживается в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания ребенку прививается вкус к труду или же, напротив, развивается чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в осознании своего статуса среди сверстников. Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения референтных взрослых). Этот процесс объединяет прошлый опыт подростка, его потенциальные возможности и встающий перед ним жизненный выбор. Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в межличностной, социальной и профессиональной сферах. Шестой кризис свойственен молодежи. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа-рождение детей-отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к эгоистической самоизоляции человека. Седьмой кризис переживается человеком в зрелом возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося, главным образом, в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнации), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. Восьмой кризис переживается в период старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
12.63 мб

Лояльность как фактор психосоциального развития личности

Станислав Горностаев
Обсуждаются вопросы психосоциального развития личности в контексте анализа феномена лояльности.
Читать PDF
764.68 кб

Психосоциальная адаптация детей, рожденных с задержкой развития плода

Ковалевская Татьяна Николаевна
Психосоциальная адаптация (ПСА) является одним из ключевых процессов становления и развития личности.
Читать PDF
294.74 кб

Профиль вуза психосоциальный предиктор развития артериальной гипертензии

Демина Татьяна Михайловна, Кодочигова Анна Ивановна, Киричук Вячеслав Федорович, Мартынова Анна Геннадиевна, Оленко Елена Сергеевна, Паршина Екатерина Анатольевна, Пантелеева Екатерина Александровна
Сравнительный анализ особенностей личностного реагирования клинически здоровых лиц, обучающихся в вузах различного профиля, и больных артериальной гипертензией показал, что наиболее подвержены риску развития данного заболевания, к
Читать PDF
163.94 кб

Психосоциальные и психологические факторы развития дисморфофобий у современных подростков

Якимова Л.С., Кравцова Н.А.
Статья посвящена анализу психосоциальных факторов дисморфофобий у современных подростков.
Читать PDF
16.97 мб

Кризис «Трех лет» с точки зрения психосоциальной концепции развития - от теории к практике

Ильин Валерий Александрович
Кризис «трех лет», известный также в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам», при том что к нему неоднократно обращались многие исследователи и специалисты-практики, по-прежнему остается, что называется, «горячей те
Читать PDF
1.01 мб

Специфика психосоциального развития детей-сирот, воспитывающихся в условиях школы-интерната

Кабардиева Фарида Алимовна
В статье выявляется специфика психосоциального развития детей-сирот, воспитывающихся в школе-интернате, анализируются полученные результаты проведенного эксперимента с детьми младшего и среднего школьного возраста, в основном отра
Читать PDF
174.30 кб

Особенности средового воздействия интернатных учреждений на психосоциальное развитие личности

Плугина Мария Ивановна, Манакина Елена Александровна
В статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием личности, пребывающей в условиях депривации. Главным источником риска для развития личности является педагогическая среда интернатных учреждений.
Читать PDF
180.72 кб

Медико-биологические и психосоциальные факторы риска развития артериальной гипертензии у детей

Эверт Лидия Семеновна, Маслова Маргарита Юрьевна, Власова Евгения Николаевна, Веденеева Валентина Юрьевна, Мочалкина Ирина Михайловна, Токманцев Алексей Владимирович
Проведено клинико-психологическое обследование 504 детей 12—17 лет.
Читать PDF
337.07 кб

Оценка психосоциальных и социально-экономических факторов риска в развитии ревматоидного артрита

Чиркова О. В.
Актуальность В связи с возрастающей урбанизацией населения, представляет интерес выделение психосоциальных и социально-экономических факторов среди психологических факторов риска развития ревматоидного артрита (РА).
Читать PDF
350.84 кб

Психосоциальная адаптация детей с проблемами в развитии в условиях специализированных учреждений

Бочарова Елена Алексеевна, Соловьев А. Г., Сидоров П. И.
Для выявления психических, психофизиологических и социально-психологических особенностей детей с отклонениями в психическом и речевом развитии в процессе медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации проведено исследов
Читать PDF
643.89 кб

Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11-х классов средней школы

Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Людмила Михайловна, Надеждин Дмитрий Серафимович, Сахаров Валентин Гаврилович, Гончарова Галина Альбертовна
Представлены результаты исследований возрастного развития нервно-психической сферы в совокупности с особенностями социально-психологической адаптации учащихся 9-11-х классов средней школы.
Читать PDF
130.12 кб

Оценка сердечно-сосудистых и психосоциальных факторов риска в развитии и прогрессировании ишемическо

Евсюков А. А., Петрова М. М., Гарганеева Н. П., Романова И. В.
В работе представлены результаты изучения депрессивных расстройств, сердечно-сосудистых и психосоциальных факторов риска, а также психологических особенностей и качества жизни у 280 больных ИБС в амбулаторно-поликлинических услови
Читать PDF
349.54 кб

Влияние психосоциального стресса на течение беременности и дальнейшее развитие потомства на примере

Чехонин Владимир Павлович, Буданов Павел Валерьевич, Зубков Евгений Александрович, Флорова Виолетта Сергеевна
В данном работе описывается эксперимент на животной модели мыши, проведенный с целью оценки влияния ультразвукового воздействия на течения беременности и дальнейшего развития потомства.
Читать PDF
243.57 кб

Аномалии развития брахиоцефальных сосудов у подростков и их влияние на психосоциальное и функциональ

Иванова И.В., Черная Н.Л., Нечаева Т.Н., Истомин А.В., Нагорнова Э.Ю.
Читать PDF
465.65 кб

Ранний материнский копинг и его взаимосвязь с психосоциальным развитием ребенка в возрасте от одного

Еремина Юлия Анатольевна
Рассматривается система «мать – ребенок» в раннем детстве с точки зрения взаимосвязи совладающего поведения матери и психосоциального развития ребенка.

Похожие термины:

  • ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

    psychosocial theory). Теория Фрейда, развитая Эриксоном, основное внимание которой обращено на разрешение человеком восьми социальных конфликтов, возникающих при взаимодействии в кризисных точках развит