ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ
процесс психологического развития ребенка с точки зрения его социализации, т. е. освоения знаний, умений и навыков, необходимых для нормальной жизни в обществе и для психологического развития человека в обществе. См. социализация.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Психосоциальное развитие
развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Термин, который может использоваться свободно и буквально для обозначения психологического/социального развития индивида, но чаще он ассоциируется с характеристикой личностного роста и развития Эрика Эриксона, в которой подчеркивается взаимодействие между человеком и физическим и социальным окружением. Более подробно об этом гипотетическом процессе см. стадии человеческой жизни.
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(по Э. Эриксону) Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с удовлетворением/неудовлетворением матерью физиологических потребностей младенца. При позитивном сценарии у ребенка развивается доверие к миру людей, а при неудовлетворении - недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных, главным образом, со страхом потерять контроль над собственным организмом. Третий кризис соответствует дошкольному детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него инициативности. Наоборот, переживание повторных неудач могут привести его к покорности и вызвать чувство вины. Четвертый кризис переживается в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания ребенку прививается вкус к труду или же, напротив, развивается чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в осознании своего статуса среди сверстников. Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения референтных взрослых). Этот процесс объединяет прошлый опыт подростка, его потенциальные возможности и встающий перед ним жизненный выбор. Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в межличностной, социальной и профессиональной сферах. Шестой кризис свойственен молодежи. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа-рождение детей-отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к эгоистической самоизоляции человека. Седьмой кризис переживается человеком в зрелом возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося, главным образом, в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнации), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. Восьмой кризис переживается в период старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.