ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ
половое и поведенческое становление индивида, включающее в себя половое самосознание, половое поведение и выбор полового партнера.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

Психосексуальное развитие
Psychosexual development). Теория, сформулированная Фрейдом, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
PSYCHO-SEXUAL DEVELOPMENT)
Организация личности, складывающаяся в процессе прохождения через последовательность стадий развития и основывающаяся на прогрессивном преобразовании эрогенных зон. Это развитие имеет место наряду с развитием сопровождающих его фантазий и конфликтов, связанных с развитием объектных отношений, Суперэго, Эго и когнитивных функций.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Психосексуальное развитие
(англ. Psychosexual development). Процесс, при котором индивидуум становится более зрелым в своих сексуальных чувствах и поведении. Половой идентитет, сексуальное поведение и выбор сексуального партнера - три главных области психосексуального развития. Термин иногда используется для определения последовательности фаз, которые изучает психоанализ, а именно: оральная, анальная, фалическая, латентная и генитальная. Эти стадии соответствуют тем частям тела, на которых концентрируется сексуальный интерес во время развития ребенка.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ
psychosexual development) - половое и поведенческое созревание личности. Половая идентификация, половое поведение и выбор полового партнера являются тремя основными областями этого развития. Данный термин иногда используется специально применительно к последовательности этапов, которые психологи-психоаналитики считают универсальными; в психосексуальном развитии последовательно сменяются оральная, анальная фаллическая (скрытая) и генитальная стадии. Эти стадии отражают те части тела, на которых сосредоточивается сексуальный интерес ребенка в процессе его развития.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Психосексуальное развитие
в классическом психоанализе – ряд стадий развития, характеризующихся взаимодействием между биологическими влечениями и окружающей средой. Согласно стандартной модели, сбалансированное, ориентированное на реальность развитие проиходит тогда, когда имеется нормальное разрешение этого взаимодействия. Несбалансированное развитие, сопровождаемое конфликтами и фиксациями, приводит к психологическим нарушением, которые могут находиться в латентном состоянии или проявляться в виде личностных или поведенческих расстройств. Стадии психосексуального развития таковы: оральная, анальная, фаллическая, латентная и, наконец, генитальная, завершающаяся в пубертатном периоде онтогенеза.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ
(в классическом психоанализе)-процесс развития ребенка, представляющий собой последовательность стадий, описывающих так называемое психосексуальное взаимодействие ребенка с окружающей средой с точки зрения способов удовлетворения им биологических, прежде всего, сексуальных потребностей с помощью тех или иных частей его собственного тела. Этой точки зрения на процесс психосексуального развития придерживаются в основном сторонники классического психоанализа. Профессиональные психологи считают эту теорию научно не обоснованной, слишком односторонне трактующей процесс развития, созданной в угоду сохранения изначальных и довольно спорных идей З. Фрейда, от которых впоследствии фактически отказались даже ближайшие его ученики, например К. Юнг и А. Адлер. См. Адлер Альфред, психоанализ классический, психосексуальный, развития психосексуального стадии, Фрейд Зигмунд, Юнг Карл.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
PSYCHOSEXUAL DEVELOPMENT)
Работы Фрейда, посвященные концепции развития, основаны на его опыте исследования возникновения и дальнейшей динамики невротических симптомов и характерологических нарушений в последовательных фазах становления либидинозных влечений. Фрейд обнаружил, что ранние фазы, названные им инфантильной сексуальностью, связаны с катексисом либидо определенных эротогенных областей тело - оральной, анальной и фаллической. При этом каждая последующая фаза развития индивида доминирует над предыдущими. Чувственный компонент переживаний, исходящих из либидинозных зон, связан с приятными ощущениями и типичной активностью ребенка: с актами сосания, жевания или кусания в оральный период', опорожнением кишечника или сдерживанием кала в анальный период, и, наконец, манипулированием гениталиями (инфантильная мастурбация) - пенисом или яичками у мальчиков и половыми губами у девочек - в фаллической фазе. Уретральный эротизм охватывает позднюю оральную, полностью анальную и раннюю фаллическую стадии.
Телесная активность ребенка и получаемые им приятные ощущения сопровождаются соответствующими каждой стадии фантазиями, а также конфликтами с родителями или значимыми для ребенка лицами из близкого окружения. В фаллический период начинают сказываться анатомические различия между мальчиками и. девочками. Современные исследования показывают, что осознание ребенком этих различий проявляется уже в 15-19-месячном возрасте. До наступления фаллической фазы формируются страх кастрации и зависть к пенису. В целом можно сказать, что догенитальноя сексуальность играет важнейшую роль в развитии невротических симптомов, черт и нарушений характера, а также девиантной сексуальности. В фаллической фазе - в возрасте от двух до пяти с половиной лет - интенсивные влечения, объектные отношения, конфликты и фантазии ребенка фокусируются на фигурах родителей или на замещающих их объектах. На поздних стадиях фаллической фазы - фаллически-эдиповой - на передний план выступает эдипов комплекс. Если ребенку удается правильно идентифицировать себя с родительской фигурой того же пола, эдипов комплекс, как правило, разрешается. От успешности такого разрешения, а также от влияния некоторых других догенитальных и послеэдиповых факторов зависит дальнейший выбор индивидом своего объекта любви, то есть гомо- или гетеросексуального типа влечений.
Фрейд полагал, что различия раннего психосексуального развития у мальчиков и девочек до момента разрешения эдипова комплекса минимальны. Однако современные исследования показывают, что подобный взгляд требует основательного пересмотра. Установлено, что, помимо процессов идентификации, установление половой принадлежности ребенка зависит от взаимодействия биологических факторов и специфической поддержки со стороны родителей, включая их ожидания в отношении ребенка и бессознательные фантазии. В фаллической фазе осознание половых различий все более усиливается. У детей проявляется интерес к обнаженному телу, любопытство к лицам противоположного пола, желание рассматривать чужие (скопофилия) и обнажать свои (эксгибиционизм) гениталии. У девочек особенно отчетливо проявляется чувство неадекватности собственных гениталий, зависть к пенису и признаки соперничества с мальчиками. У мальчиков преобладающим становится страх кастрации.
По завершении формирования эдипова комплекса, в начале шестого года жизни, наступает период относительного сексуального 'затишья'. В этот период, называемый латентным (6-7-й годы жизни) происходит пубертатная перестройка гормональных систем и подготовка к стадии подросткового возраста. После пубертатных изменений, когда генитальная область тела приобретает доминирующее значение, чувственные потребности раннедетского периода трансформируются в подростковую сексуальную активность. Если в этом возрасте обнаруживаются не полностью изжитые остатки детской сексуальности, зрелая генитальная сексуальность может оказаться либо заторможенной, либо искаженной. Кроме того, психические дериваты ранней сексуальности нередко способствуют образованию невротической симптоматики или характерологических нарушений. С другой стороны, благодаря сублимации остатки инфантильной сексуальности могут послужить необходимым толчком на пути к достижению социальных, профессиональных и творческих успехов.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
166.28 кб

Детерминанты психосексуального развития

Холодный Вячеслав
В процессе личностного роста приоритетной в психосексуальном развитии становится собственная активность личности.
Читать PDF
263.77 кб

Особенности психического и психосексуального развития лиц, перенесших сексуальное насилие

Оруджев Н.Я., Черная Н.А., Поплавская О.В.
Целью настоящего исследования было определение основных клинических характеристик лиц, перенесших сексуальное насилие и их влияние на адаптацию.

Похожие термины:

  • Стадии психосексуального развития

    psychosexual stages). Стадии развития личности по Фрейду, привязанные к зонам локализации энергии либидо.
  • Анальная стадия психосексуального развития

    Словообразование. Происходит от лат. anus - задний проход. Категория. Второй этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что доминирующими становятся эрогенные зоны заднег
  • Оральная стадия психосексуального развития

    Словообразование. Происходит от лат. оris - рот. Категория. Первый этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны оболочки рта и губ
  • Фаллическая стадия психосексуального развития

    Словообразование. Происходит от греч. рhallоs - мужской половой член. Категория. Третий этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зо
  • Генитальная стадия психосексуального развития

    Словообразование. Происходит от лат. genitale - половые органы. Категория. Четвертый, заключительный этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются