ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЩАЯ

Найдено 3 определения термина ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЩАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЩАЯ

психо + патология). См. Психиатрия общая.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЩАЯ

в определении ее предмета и места в системе дисциплин обнаруживаются некие трудности. В само это понятие вкладывается разное содержание. Многие английские и американские ученые полагают, что оно равнозначно вообще психиатрии. Ряд немецких психиатров - что понятия психопатологии общей и психологии медицинской в основном совпадают; другие авторы - что оно есть введение в клинику, включающее в себя общие закономерности расстройств психических, симптомологию, диагностику, прогноз, течение и исходы заболеваний психических. Но также встречается мнение, что психопатология общая - самостоятельная научная область, не входящая в психиатрию клиническую и даже в патологию общую.

Одно из определений психопатологии общей: дисциплина, изучающая общие закономерности расстройств психических, природу типовых психопатологических процессов, кои могут возникнуть при различных заболеваниях и потому имеют общее значение. Установление основных закономерностей психических нарушений позволяет раскрыть их природу, происхождение и дальнейшее развитие, а также углубить изучение индивидуальных особенностей патологического процесса. Теоретические обобщения помогают глубже проникнуть в сущность отдельного заболевания и болезни конкретного индивида.

В ходе развития психопатологии обнаруживается тенденция постепенного и последовательного расширения границ ее предмета. В область ее интересов вовлекаются промежуточные состояния - на грани между выраженной патологией и нормальным сознанием личности. Психопатология охватывает все стороны патологии индивидуальной жизни личности; сюда входят кататимные переживания невротического характера, нарушения психики при телесных страданиях и массивно выраженные экзогенные и эндогенные заболевания психические.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Общая психопатология

греч. psyche – душа, pathos – страдание, болезнь) – изучение патологических явлений внутренней жизни и поведения человека во всем их многообразии, сложности и единстве с помощью специальных научных методов, из которых, наряду с эмирикой, отнюдь не меньшее значение имею методы осмысления безграничного фактического материала. Общая психопатология является одним из важнейших аспектов общего учения о патологии человека, а что касается устройства психики и личности человека, то самым важным, что бы по этому поводу не говорили самые авторитетные психологи. К.Ясперс, определяя задачи общей психопатологии, формулирует 5 основных ее проблем в виде следующих вопросов: 1. какое значение с точки зрения заболевания имеет то обстоятельство, что человек – не животное? 2. каким образом душа может быть представлена в качестве предметной реальности? 3. что такое сознание и бессознательное? 4. что такое внутренний мир и внешний мир? 5. что означает дифференциация психической жизни? В таком понимании общая психопатология суть самостоятельное направление научного исследования психической деятельности человека и теоретический фундамент клинической психиатрии, разрабатывающий также важные в практическом плане вопросы, такие, как выделение и описание психопатологических феноменов (симптомов, синдромов), их распознавание, систематика, изучение механизмов симптомообразования, разграничение нормального и анормального в психических проявлениях, в болезни и в состоянии здоровья, разработка основополагающих принципов профилактики и терапии психических расстройств, в реабилитации пациентов, исследование роли биологических, конституциональных и социокультуральных факторов в развитии психиатрической патологии и, наоборот, то влияние, которое анормальные в психическом и личностном плане индивиды, в свою очередь, оказывают на общество, обоснование нозологического или альтернативных ему направлений развития психиатрии и мн. др.). Прикладной стороне общей психопатологии некоторые исследователи и психиатрические школы, приверженные какой-нибудь однобокой идее или узкоклиническому эмпиризму («ползучему эмпиризму», по выражению В.И. Ленина), уделяют несоразмерно большое внимание, нежели концептуальным аспектам, являющимся необходимым контекстом для представления и понимания бесконечного ряда частностей, чем в значительной мере обесценивают ее общетеоретическую значимость. В ряде серьезных изданий последних лет, как зарубежных, так и отечественных, общая психопатология фактически низведена до кратких глоссариев психиатрических терминов, которые определяются к тому же далеко не самым бесспорным образом. Результатом столь редукционистского представления общей психопатологии является тенденция к распаду единой ткани клинического сознания, превращение психиатрии в разрозненную мозаику фактов, гипотез, статистических паттернов и т.п., в чем, кстати, нетрудно убедиться по последним, претендующим на международное распространение, классификациям психических расстройств. Начинающие психиатры, не получившие достаточной общепсихопатологической подготовки, иногда признаются в том, что они мало что понимают в таких классификациях, поскольку в них нет объединяющей представленный материал идеи, концептуального стержня.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии

Белан Е. А.
В статье представлена систематизация основных подходов к исследованию активности личности в отечественной психологии.
Читать PDF

Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияние научных школ Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова

Голубева Эра Александровна
В статье даны определения общей и дифференциальной психофизиологии, обозначена специфика их предметов и методов. Рассмотрены некоторые продуктивные пути взаимовлияния научных школ Е.Н. Соколова и Б.М.
Читать PDF

Общая характеристика роли влияния природных и социально-культурных факторов на развитие одарённого р

Ольховская Елена Юрьевна
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском определения природы детской одарённости и связанных с ней проблем воспитания.
Читать PDF

Общая характеристика готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию

Козлова Ирина Юрьевна
В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии автором раскрывается содержание готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию, представлена
Читать PDF

Общая характеристика стилей семейного воспитания детей с дефицитарным типом развития в зависимости о

Сорокин Виктор Михайлович, Диденко Елена Яковлевна
В статье проанализированы результаты исследований стилей семейного воспитания детей с нарушениями зрения и слуха в зависимости от половой принадлежности их родителей.
Читать PDF

Общая характеристика психологических барьеров в изучении иностранного языка и здоровье студента

Редькина Л. В., Абдалина Л. В.
В статье авторы на основе анализа актуальной психологической литературы формулируют определение феномена «психологический барьер» в изучении иностранного языка студентами и описывают источники его воз
Читать PDF

Общая характеристика профессионального выбора подростка

Груздова Е. В., Абдалина Л. В.
В статье на основе анализа актуальной психологической и педагогической литературы представлен авторский вклад на феномен «профессиональный выбор учащегося».
Читать PDF

Толерантность социального работника: общая характеристика

Завьялова Наталья Ивановна
В статье на основе анализа актуальной педагогической, психологической, философской, социологической литературы автор раскрывает содержательные характеристики толерантности социального работника и пред
Читать PDF

Общая характеристика затруднений в общении у людей с разной социально-психологической безопасностью

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Дается определение социально-психологической безопасности, описывается ее соотношение с психологической безопасностью.
Читать PDF

Общая компетентность как основа социальной и профессиональной компетентностей

Дубровина Ольга Ивановна
Автором вводится понятие «общая компетентность» как способность к эффективной реализации в практической деятельности своей осведомленности (квалификации, знаний) и опыта как результата взаимодействия
Читать PDF

Общая характеристика и содержание конфликтологической компетентности руководителя

Крохина Валентина Владимировна, Абдалина Лариса Васильевна
В статье на основе анализа психологической, акмеологической литературы по проблемам профессиональной компетентности руководителя авторы раскрывают общее представление о структурно-содержательных харак
Читать PDF

Общая характеристика личностного потенциала педагога общеобразовательной школы

Кобзенко Ирина Константиновна
В статье на основе анализа актуальной педагогической и психологической литературы дана общая характеристика личностного потенциала, представлено авторское определение личностного потенциала педагога о

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!