ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЩАЯ

Найдено 3 определения термина ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЩАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЩАЯ

психо + патология). См. Психиатрия общая.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЩАЯ

в определении ее предмета и места в системе дисциплин обнаруживаются некие трудности. В само это понятие вкладывается разное содержание. Многие английские и американские ученые полагают, что оно равнозначно вообще психиатрии. Ряд немецких психиатров - что понятия психопатологии общей и психологии медицинской в основном совпадают; другие авторы - что оно есть введение в клинику, включающее в себя общие закономерности расстройств психических, симптомологию, диагностику, прогноз, течение и исходы заболеваний психических. Но также встречается мнение, что психопатология общая - самостоятельная научная область, не входящая в психиатрию клиническую и даже в патологию общую.

Одно из определений психопатологии общей: дисциплина, изучающая общие закономерности расстройств психических, природу типовых психопатологических процессов, кои могут возникнуть при различных заболеваниях и потому имеют общее значение. Установление основных закономерностей психических нарушений позволяет раскрыть их природу, происхождение и дальнейшее развитие, а также углубить изучение индивидуальных особенностей патологического процесса. Теоретические обобщения помогают глубже проникнуть в сущность отдельного заболевания и болезни конкретного индивида.

В ходе развития психопатологии обнаруживается тенденция постепенного и последовательного расширения границ ее предмета. В область ее интересов вовлекаются промежуточные состояния - на грани между выраженной патологией и нормальным сознанием личности. Психопатология охватывает все стороны патологии индивидуальной жизни личности; сюда входят кататимные переживания невротического характера, нарушения психики при телесных страданиях и массивно выраженные экзогенные и эндогенные заболевания психические.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Общая психопатология

греч. psyche – душа, pathos – страдание, болезнь) – изучение патологических явлений внутренней жизни и поведения человека во всем их многообразии, сложности и единстве с помощью специальных научных методов, из которых, наряду с эмирикой, отнюдь не меньшее значение имею методы осмысления безграничного фактического материала. Общая психопатология является одним из важнейших аспектов общего учения о патологии человека, а что касается устройства психики и личности человека, то самым важным, что бы по этому поводу не говорили самые авторитетные психологи. К.Ясперс, определяя задачи общей психопатологии, формулирует 5 основных ее проблем в виде следующих вопросов: 1. какое значение с точки зрения заболевания имеет то обстоятельство, что человек – не животное? 2. каким образом душа может быть представлена в качестве предметной реальности? 3. что такое сознание и бессознательное? 4. что такое внутренний мир и внешний мир? 5. что означает дифференциация психической жизни? В таком понимании общая психопатология суть самостоятельное направление научного исследования психической деятельности человека и теоретический фундамент клинической психиатрии, разрабатывающий также важные в практическом плане вопросы, такие, как выделение и описание психопатологических феноменов (симптомов, синдромов), их распознавание, систематика, изучение механизмов симптомообразования, разграничение нормального и анормального в психических проявлениях, в болезни и в состоянии здоровья, разработка основополагающих принципов профилактики и терапии психических расстройств, в реабилитации пациентов, исследование роли биологических, конституциональных и социокультуральных факторов в развитии психиатрической патологии и, наоборот, то влияние, которое анормальные в психическом и личностном плане индивиды, в свою очередь, оказывают на общество, обоснование нозологического или альтернативных ему направлений развития психиатрии и мн. др.). Прикладной стороне общей психопатологии некоторые исследователи и психиатрические школы, приверженные какой-нибудь однобокой идее или узкоклиническому эмпиризму («ползучему эмпиризму», по выражению В.И. Ленина), уделяют несоразмерно большое внимание, нежели концептуальным аспектам, являющимся необходимым контекстом для представления и понимания бесконечного ряда частностей, чем в значительной мере обесценивают ее общетеоретическую значимость. В ряде серьезных изданий последних лет, как зарубежных, так и отечественных, общая психопатология фактически низведена до кратких глоссариев психиатрических терминов, которые определяются к тому же далеко не самым бесспорным образом. Результатом столь редукционистского представления общей психопатологии является тенденция к распаду единой ткани клинического сознания, превращение психиатрии в разрозненную мозаику фактов, гипотез, статистических паттернов и т.п., в чем, кстати, нетрудно убедиться по последним, претендующим на международное распространение, классификациям психических расстройств. Начинающие психиатры, не получившие достаточной общепсихопатологической подготовки, иногда признаются в том, что они мало что понимают в таких классификациях, поскольку в них нет объединяющей представленный материал идеи, концептуального стержня.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии

Белан Е. А.
В статье представлена систематизация основных подходов к исследованию активности личности в отечественной психологии. Показано, что категория активности в сочетании с категорией целенаправленной деятельности выступает как базовая родовая характеристика личности как субъекта жизнедеятельности.
Скачать PDF

Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияние научных школ Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова

Голубева Эра Александровна
В статье даны определения общей и дифференциальной психофизиологии, обозначена специфика их предметов и методов. Рассмотрены некоторые продуктивные пути взаимовлияния научных школ Е.Н. Соколова и Б.М. Теплова. Исследования активации-инактивации, функциональных состояний, ориентировочного рефлекса в школе Соколова определили выбор валидных электрофизиологических методов диагностики устойчивых типологических свойств нервной системы. Анализ многих корреляций этих свойств с психологическими особенностями и успешностью деятельности позволяет рассматривать их в качестве врожденных задатков индивидуальных различий. В школе Теплова установлено, что проявление любого общего закона включает в себя фактор индивидуальности. Исследование групповых различий при развитии функциональных состояний монотонии, утомления, пресыщения определяет линейную или U-образную зависимость эффективности деятельности от ее конкретных особенностей и типологических свойств нервной системы обследуемых.
Скачать PDF

Общая характеристика роли влияния природных и социально-культурных факторов на развитие одарённого р

Ольховская Елена Юрьевна
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском определения природы детской одарённости и связанных с ней проблем воспитания. Автор рассматривает одарённость как общее родовое понятие, которое может быть достаточно полно охарактеризовано только с позиций раскрытия своеобразия развития каждого одарённого ребёнка. Статья посвящена проблеме детской одарённости как целостного явления. Автор раскрывает психофизиологические и социально-культурные основы развития одаренности, рассматривает различные подходы к пониманию сущности одаренности с позиций соотношения биологического и социального в одарённом ребёнке. В статье показана проблема создания педагогических условий с учётом всей совокупности внутренних и внешних факторов для наиболее полной реализации способностей одарённого ребёнка. Также обосновывается характер соотношения развития личности и одарённости в зависимости от особенностей возраста, конкретных жизненных условий (среды), деятельности ребёнка, влияния значимых взрослых и социальных институтов.
Скачать PDF

Общая характеристика готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию

Козлова Ирина Юрьевна
В статье на основе анализа научной литературы по педагогике, психологии, социологии автором раскрывается содержание готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию, представлена авторская характеристика ее компонентов, критериев и уровней.
Скачать PDF

Общая характеристика стилей семейного воспитания детей с дефицитарным типом развития в зависимости о

Сорокин Виктор Михайлович, Диденко Елена Яковлевна
В статье проанализированы результаты исследований стилей семейного воспитания детей с нарушениями зрения и слуха в зависимости от половой принадлежности их родителей. Показаны психологические причины отклонений в семейном воспитании детей с дефицитарной формой дизонтогенеза.
Скачать PDF

Общая характеристика психологических барьеров в изучении иностранного языка и здоровье студента

Редькина Л. В., Абдалина Л. В.
В статье авторы на основе анализа актуальной психологической литературы формулируют определение феномена «психологический барьер» в изучении иностранного языка студентами и описывают источники его возникновения в учебно-профессиональном процессе.
Скачать PDF

Общая характеристика профессионального выбора подростка

Груздова Е. В., Абдалина Л. В.
В статье на основе анализа актуальной психологической и педагогической литературы представлен авторский вклад на феномен «профессиональный выбор учащегося».
Скачать PDF

Толерантность социального работника: общая характеристика

Завьялова Наталья Ивановна
В статье на основе анализа актуальной педагогической, психологической, философской, социологической литературы автор раскрывает содержательные характеристики толерантности социального работника и представляет ее как его профессионально важное качество.
Скачать PDF

Общая характеристика затруднений в общении у людей с разной социально-психологической безопасностью

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Дается определение социально-психологической безопасности, описывается ее соотношение с психологической безопасностью. Показано, что уровень развития социально-психологической безопасности может определять специфику общения и затруднений в общении. Обнаружено, что для людей с низкой социально-психологической безопасностью характерны черты субъекта затрудненного общения, высокая частота и интенсивность возникновения трудностей в общении. Причины возникновения трудностей в общении люди с высокой социально-психологической безопасностью связывают со своими особенностями, а люди с низкой социально-психологической безопасностью считают, что появление затруднений связано с партнером по общению.
Скачать PDF

Общая компетентность как основа социальной и профессиональной компетентностей

Дубровина Ольга Ивановна
Автором вводится понятие «общая компетентность» как способность к эффективной реализации в практической деятельности своей осведомленности (квалификации, знаний) и опыта как результата взаимодействия когнитивной составляющей с личностными процессами. Эмпирически изучаются факторы становления компетентностей в разных сферах, освещаются механизмы становления общей компетентности, через сравнение компетентности в разных сферах.Introducing the concept of «general competence» as a person's ability to use his (her) experience effectively. Researching competence factors in different spheres and general competence formation by means of comparison competences in different spheres.
Скачать PDF

Общая характеристика и содержание конфликтологической компетентности руководителя

Крохина Валентина Владимировна, Абдалина Лариса Васильевна
В статье на основе анализа психологической, акмеологической литературы по проблемам профессиональной компетентности руководителя авторы раскрывают общее представление о структурно-содержательных характеристиках конфликтологической компетентности современного руководителя.
Скачать PDF

Общая характеристика личностного потенциала педагога общеобразовательной школы

Кобзенко Ирина Константиновна
В статье на основе анализа актуальной педагогической и психологической литературы дана общая характеристика личностного потенциала, представлено авторское определение личностного потенциала педагога общеобразовательной школы.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!