процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторного интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет).
Психомоторное развитие
Психомоторное развитие
Психомоторное развитие
становление в онтогенезе системы двигательных навыков и высших психических функций. Этот процесс взаимного развития движений и высших психических функций наиболее заметен в младенческом возрасте. Связь моторики и мышления была изучена Ж. Пиаже и сформулирована в представлении о сенсомоторном интеллекте ребенка, основанном на сенсомоторных схемах связи движения и образа предмета, по отношению к которому осуществляются эти движения. Аналогичная идея ранее была высказана русским физиологом И. М. Сеченовым, который прямо выводил мышление из моторных схем, образно говоря о темном мышечном чувстве как основе мышления.
Формирование сложных движений уникально у каждого ребенка, поэтому на практике наблюдаются разнообразные отклонения от стандартных схем развития. Тем не менее существует определенный порядок проявления во времени этапов становления системы движения.
К 2 месяцам младенец может приподнимать грудную клетку над поверхностью и самостоятельно держать головку в вертикальной позиции, что приводит к стабилизации функций зрительной и слуховой сенсорных систем. С этого периода он начинает познавать пространственные соотношения своего тела и окружающих его предметов. Примерно через месяц младенец пытается переворачиваться с живота на спину и обратно. Эти первые сложно координированные движения требуют зрелости подкорковых двигательных ядер и их взаимодействия с моторной корой. Под влиянием осваиваемых движений происходит ускоренное созревание моторных и премоторных зон коры, непосредственно морфологически примыкающих к лобным долям мозга.
Мелкие движения кисти рук несовершенны, но начинают формироваться реакции захвата игрушки на основании врожденного хватательного рефлекса. В этой фазе жизни младенца большую значимость имеют игрушки ярких расцветок и сопровождающиеся звуками, так как именно они активизируют механизмы непроизвольного внимания и стимулируют действия по отношению к предметам.
К 4—5 месяцам начинается освоение навыка сидения, который значительно расширяет сенсорные и двигательные возможности младенца. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начинает сидеть, прямо держа спину. Эта поза задействует многие регуляторные механизмы, способствующие подготовке к освоению ходьбы. Кроме того, она оформляет естественные человеческие ориентиры в пространстве. Ребенок способен реагировать на стимулы, появляющиеся спереди и сверху, более активно, нежели на те, что появляются сзади. Вертикальная поза освобождает руки для их интенсивного использования в качестве средства манипуляций. Быстро развиваются зрительно-моторные координации, движения руки под контролем зрения играют существенную роль в формировании зрительного восприятия пространства, в частности его глубины, а также выполняют функцию обратных связей в развитии восприятия и опознания предметов. Сидящий в кроватке младенец получает большую свободу действий с предметным миром и в игре с собой и с окружающими.
В первом полугодии жизни двигательная система младенца готовится к следующему этапу — к освоению ходьбы. Перед этим ребенок, естественно, должен научиться поддерживать вертикальную позу. Стояние осваивается постепенно в течение 9-го и 10-го месяцев. Для этого необходимы достаточно развитые мышцы ног и сформированные позные вертикальные рефлексы. Освоение вертикальной позы происходит с 8-го по 10-й месяц. Иногда это время отодвигается до 10—12-го месяца.
Почти одновременно многие младенцы активно передвигаются по поверхности, ползая, что также рассматривается в качестве подготовки к освоению ходьбы.
Таким образом, в течение первого года жизни младенец осваивает значительный репертуар двигательных актов, регуляция которых требует зрелой системы мозгового обеспечения. Центральными элементами таковой оказываются моторная и премоторная зоны коры, которые под влиянием тренируемых функций устанавливают прямые и обратные связи с подкорковыми экстрапирамидными ядрами и структурами мозжечка. В этих структурах происходит интеграция импульсаций от рецепторов мышц рук и ног и от рецепторов глаза и уха. Следовательно, основная интегративная функция этих кортикальных структур заключается в сенсомоторном взаимодействии и координации движений в связи с сенсорными стимулами, что служит важнейшей основой для развития высших психических функций: внимания, памяти и мышления.
Формирование сложных движений уникально у каждого ребенка, поэтому на практике наблюдаются разнообразные отклонения от стандартных схем развития. Тем не менее существует определенный порядок проявления во времени этапов становления системы движения.
К 2 месяцам младенец может приподнимать грудную клетку над поверхностью и самостоятельно держать головку в вертикальной позиции, что приводит к стабилизации функций зрительной и слуховой сенсорных систем. С этого периода он начинает познавать пространственные соотношения своего тела и окружающих его предметов. Примерно через месяц младенец пытается переворачиваться с живота на спину и обратно. Эти первые сложно координированные движения требуют зрелости подкорковых двигательных ядер и их взаимодействия с моторной корой. Под влиянием осваиваемых движений происходит ускоренное созревание моторных и премоторных зон коры, непосредственно морфологически примыкающих к лобным долям мозга.
Мелкие движения кисти рук несовершенны, но начинают формироваться реакции захвата игрушки на основании врожденного хватательного рефлекса. В этой фазе жизни младенца большую значимость имеют игрушки ярких расцветок и сопровождающиеся звуками, так как именно они активизируют механизмы непроизвольного внимания и стимулируют действия по отношению к предметам.
К 4—5 месяцам начинается освоение навыка сидения, который значительно расширяет сенсорные и двигательные возможности младенца. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начинает сидеть, прямо держа спину. Эта поза задействует многие регуляторные механизмы, способствующие подготовке к освоению ходьбы. Кроме того, она оформляет естественные человеческие ориентиры в пространстве. Ребенок способен реагировать на стимулы, появляющиеся спереди и сверху, более активно, нежели на те, что появляются сзади. Вертикальная поза освобождает руки для их интенсивного использования в качестве средства манипуляций. Быстро развиваются зрительно-моторные координации, движения руки под контролем зрения играют существенную роль в формировании зрительного восприятия пространства, в частности его глубины, а также выполняют функцию обратных связей в развитии восприятия и опознания предметов. Сидящий в кроватке младенец получает большую свободу действий с предметным миром и в игре с собой и с окружающими.
В первом полугодии жизни двигательная система младенца готовится к следующему этапу — к освоению ходьбы. Перед этим ребенок, естественно, должен научиться поддерживать вертикальную позу. Стояние осваивается постепенно в течение 9-го и 10-го месяцев. Для этого необходимы достаточно развитые мышцы ног и сформированные позные вертикальные рефлексы. Освоение вертикальной позы происходит с 8-го по 10-й месяц. Иногда это время отодвигается до 10—12-го месяца.
Почти одновременно многие младенцы активно передвигаются по поверхности, ползая, что также рассматривается в качестве подготовки к освоению ходьбы.
Таким образом, в течение первого года жизни младенец осваивает значительный репертуар двигательных актов, регуляция которых требует зрелой системы мозгового обеспечения. Центральными элементами таковой оказываются моторная и премоторная зоны коры, которые под влиянием тренируемых функций устанавливают прямые и обратные связи с подкорковыми экстрапирамидными ядрами и структурами мозжечка. В этих структурах происходит интеграция импульсаций от рецепторов мышц рук и ног и от рецепторов глаза и уха. Следовательно, основная интегративная функция этих кортикальных структур заключается в сенсомоторном взаимодействии и координации движений в связи с сенсорными стимулами, что служит важнейшей основой для развития высших психических функций: внимания, памяти и мышления.