Психометрика

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПСИХОМЕТРИКА
1. Область научных исследований, связанных с измерением, количественной оценкой психологических явлений. 2. Раздел математической психологии, в котором представлены теория измерения психических явлений, методы математической обработки психологических данных, способы конструирования и статистической проверки валидности и надежности психологических тестов. См. валидность, надежность, психология математическая, психофизика, тест психологический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Психометрика
(от греч. psyche — «душа», metrio — «измеряю») — раздел психологии, в который входит весь круг вопросов, связанных с измерениями в психологии. Включает в себя психофизику. Важнейшая характеристика психометрических процедур — их стандартизованность, дающая возможность проведения исследований при возможно более постоянных внешних условиях. Использование психометрических процедур дает основание говорить о надежности и валидности того или иного теста или методики.
Литература
Психологические измерения. М., 1967.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Психометрика
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + metron - мера.
Автор. Термин впервые использован Х.Вольфом (первая половина ХVII в.).
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Изучает теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается:
- разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт),
- регламентирует экспериментальную проверку выявляемых психологических свойств по критериям валидности, надежности и др.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Психометрика
область психологии, которая изучает теоретические и методологические проблемы измерений во всех др. областях психологии; разрабатывает математические модели для методов психологического измерения (напр., модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт, факторный анализ); определяет формальные требования для экспериментальной проверки психометрических свойств (валидности, надежности и других) разнообразных методов психологического, в т.ч. психодиагностического, измерения. Термин "п." появился в 1-й пол. XVII в. в трудах нем. философа Х. Вольфа. Синоним - психометрия.

Источник: Словарь по психогенетике

Психометрика
psychometrics) Область П. (или психометрии) связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. П. включает два раздела: теорет. и прикл. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов мат. моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикл. П. занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа яв-ся нормирование и приравнивание, оценка надежности, оценка валидности и анализ заданий. Каждая из этих областей содержит набор определенных теорет. положении и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае. Нормирование и уравнивание Нормирование тестов - составная часть их стандартизации, обычно включает проведение обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей. Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста. Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале. Существуют 4 осн. стратегии приравнивания. Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (напр., случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам устанавливаются т. о., чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая пропорция респондентов получает ту же или более низкую оценку). При более точном методе все респонденты заполняют все формы теста, и для определения эквивалентности показателей используются уравнения. Третий часто используемый метод связан с проведением общего теста или части теста со всеми респондентами. Эта общая оценочная процедура служит в качестве "связывающего" теста, к-рый позволяет все последующие измерения привязывать к единой шкале. При проведении обследования с использованием различных форм одного и того же теста в каждую включаются неск. "анкерных заданий", выполняющих функцию такого "связывающего" теста. Сравнительно недавно появившееся семейство статистических моделей тестовых оценок, наз. моделями теории "задание-ответ", оказывается особенно полезным для приравнивания тестов. Нормирование и приравнивание приобрело новое значение в связи с недавними разраб. в тестировании и получившей широкое распространение системы принятия решений на основе проходных баллов при оценке рез-тов выполнения теста. Эти тесты, наз. критериально-ориентированными тестами, используются в ряде штатов в качестве процедур проверки минимальной компетентности выпускников средней школы, подтверждающей полученный аттестат, и в качестве экзаменов на получение сертификатов, дающих право заниматься различными видами деятельности и профессиями. Оценка надежности Надежность и валидность имеют отношение к обобщаемости показателей тестов - определению того, какие выводы по тестовым показателям яв-ся обоснованными (Cronbach et al., 1972). Надежность касается выводов о согласованности измерения. Согласованность определяется по-разному: как временная устойчивость, как сходство между предположительно эквивалентными тестами, как однородность в рамках одного теста или как сравнимость оценок, выносимых экспертами. При использовании метода "тест-ретест" надежность теста устанавливается путем повторного его проведения с той же группой спустя определенный промежуток времени. Затем два полученных набора показателей сравниваются с целью определения степени сходства между ними. При использовании метода взаимозаменяемых форм на выборке обследуемых проводятся два параллельных измерения. Привлечение экспертов ("оценщиков") к оценке качества параллельных форм теста дает меру надежности, наз. надежностью оценщиков. Этот метод часто применяют, когда есть необходимость в экспертной оценке. Оценка валидности Валидность характеризует качество выводов, получаемых на основе рез-тов проведения измерительной процедуры. Прогностическая валидность оценивает способность измерительных инструментов давать заключения о будущей успешности, напр., в работе или в обучении. Как правило, в этом случае рассчитывается корреляция между прогнозирующим параметром и некой количественной оценкой эффективности в работе или в обучении, наз. критерием. Напр., тестовые показатели кандидатов при поступлении в колледж или профессиональную школу часто сопоставляют с их оценками в период последующего обучения. Получаемый в рез-те коэффициент корреляции наз. коэффициентом валидности. Эти коэффициенты могут корректироваться, напр., когда критериальные оценки характеризуются узким размахом или когда оказывается ненадежным сам критерий. Когда данные по прогнозирующему параметру собираются практически одновременно с измерениями критерия, это наз. исслед. текущей валидности. Поскольку один-единственный инструмент не всегда оказывается способен прогнозировать критерий в той степени, в какой это необходимо, привлекаются множественные предикторы, часто с использованием статистической процедуры множественной регрессии, позволяющей достичь максимального прогноза критерия путем взвешивания вкладов различных тестов. Содержательная валидность оценивает, насколько полно содержание теста охватывает тестируемую область, и особенно полезна для тестов достижений в обучении. Такие оценки, как правило, выносятся экспертами в тестируемой области. В последнее время стало принято считать, что конструктная валидность яв-ся родовым понятием по отношению к прогностической и содержательной валидности. Критическим вопросом, задаваемым в отношении конструктной валидности, яв-ся вопрос о том, насколько хорошо данный тест измеряет свойство(а), к-рое(ые) он предположительно должен измерять. Анализ заданий Большинство процедур анализа заданий предполагают: а) регистрацию числа испытуемых, давших правильный или неправильный ответ на определенное задание; б) корреляцию отдельных заданий с др. переменными; в) проверку заданий на систематическую ошибку (или "необъективность"). Долю испытуемых, справившихся с заданием теста, наз., возможно не вполне точно, трудностью задания. Способ улучшить задания - подсчитать процент выбора каждого варианта ответа на задание с множественным выбором; полезно тж вычислить средний тестовый показатель испытуемых, выбравших каждый вариант. Эти процедуры позволяют контролировать, чтобы варианты ответов выглядели правдоподобными для неподготовленных испытуемых, но не казались правильными наиболее знающим. Отбор заданий, к-рые сильно коррелируют с показателем полного теста, максимизирует надежность как внутреннюю согласованность теста, тогда как отбор заданий, к-рые сильно коррелируют с внешним критерием, максимизирует его прогностическую валидность. Описательная аналоговая модель этих корреляций наз. характеристической кривой задания; в типичных случаях - это график зависимости доли испытуемых, правильно отвечающих на вопрос, от их суммарного тестового показателя (или к.-н. др. оценки их уровня способности). Для эффективных заданий эти графики представляют собой положительные восходящие кривые, не снижающиеся по мере прироста способности. Процедуры проверки заданий на систематическую ошибку связаны с выявлением тех из них, к-рые неодинаково трудны для различных групп. Др. словами, эти процедуры связаны с установлением общих различий в тестируемой способности и последующим поиском заданий, к-рые имеют отличающиеся коэффициенты трудности для групп меньшинств. Последующее удаление этих заданий из теста приводит к тому, что такой тест будет считаться справедливым. В настоящее время еще только приступили к изучению этих процедур и их реальная ценность пока не определена. См. также Кластерный анализ, Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Анализ заданий, Тесты для отбора кандидатов, Статистика в психологии К. Ф. Гейзингер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
980.81 кб

Психометрика русской версии Шкалы потребности в познании

Щебетенко Сергей Александрович
Рассматриваются история 30-летнего использования Шкалы потребности в познании (The Need for Cognition Scale; NCS) и измеряемая с ее помощью потребность в познании.
Читать PDF
435.19 кб

Развитие психометрии интеллекта

Малышева Л. В.
Читать PDF
219.26 кб

Проблемы психометрии интеллекта

Малышева Людмила Васильевна
Статья обобщает основные проблемы психометрии интеллекта. Недостаточное внимание к этим проблемам часто является причиной искажения или неправильной интерпретации результатов исследований.
Читать PDF
657.75 кб

Историографический обзор психометрии и ее применение в обучении английскому языку

Подъянова Татьяна Олеговна, Гураль Светлана Константиновна
В целях модернизации и совершенствования образовательной системы ряд ученых рассматривает вопрос повышения иноязычной компетенции в теоретическом векторе с точки зрения педагогики, лингвистики, социологии и когнитивистики; проводи
Читать PDF
452.07 кб

Подходы к психометрике психических состояний

Курганский Никита Анатольевич
Статья посвящена проблеме диагностики психических состояний. Представлены основные концептуальные характеристики психических состояний. Предлагается классификация диагностических методов.
Читать PDF
342.83 кб

Первичная психометрическая проверка методики определения стиля мышления

Белоусова А. К., Пищик В. И., Молохина Г. А.
Читать PDF
242.07 кб

Психометрические шкалы как средство оптимизации антидепрессивной терапии больных сахарным диабетом т

Крупкин А. Г.
Читать PDF
521.29 кб

Нарциссизм как объект дифференциальной психометрики

Клепикова Наталья Михайловна
В статье представлен обзор критериально-ключевых методов, позволяющих операционализировать нарциссизм в пределах психической нормы.
Читать PDF
188.33 кб

АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ КОРОНАРНОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА ПО ДАННЫМ ПСИХОМЕТРИЧ

Мухтаренко С.Ю., Мураталиев Т.М., Раджапова З.Т., Неклюдова Ю.Н.
Цель исследования – изучить частоту, выраженность аффективных расстройств и качество жизни у пациентов с коронарной болезнью сердца (КБС): с нестабильной и стабильной стенокардией II–III функционального класса.Материалы и методы.
Читать PDF
523.70 кб

Психометрическая проверка многофакторного опросника инновационного потенциала профессионала

Ким Татьяна Дмитриевна
Представлены материалы разработки многофакторного опросника диагностики инновационного потенциала профессионала. Описаны основные этапы психометрической проверки методики.
Читать PDF
123.19 кб

Адаптация и психометрический анализклинико-психологических методиксамоотчета (опросников) на примере

Лебедев С. В.
Читать PDF
258.75 кб

Психометрический анализ тестовых заданий с помощью программы Iteman 4. 1

Авдеев А.В., Жаксылыкова Г.А.
Читать PDF
255.25 кб

Сравнение психометрических характеристик проективных техник Роршаха и Касселя

Хромов Анатолий Борисович
Читать PDF
586.09 кб

Уровень развития психометрического интеллекта у младших школьников Московской агломерации

Сабанин П.В.
Читать PDF
484.30 кб

Психометрическая адаптация методики SAT-M на Российской выборке старшеклассников с разной успешность

Щеглова Элеонора Анатольевна, Ваулина Татьяна Анатольевна, Баланев Дмитрий Юрьевич, Мацута Валерия Владимировна
Представлены результаты психометрической адаптации методики SAT-M на выборке старшеклассников с разной успешностью обучения математике.

Похожие термины:

  • Психометрия (психометрика)

    (греч. metron - мера) - область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологи. По отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии П. выступает как метод
  • ПСИХОМЕТРИЗАЦИЯ

    Паранормальный процесс, в результате которого, как предполагается, может быть получена информация о каком-то лице или событии, посредством дотрагивания до объекта, принадлежащего или имеющего от
  • ПСИХОМЕТРИСТ

    1. Специалист по созданию и использованию тестов, измеряющих психологические явления. 2. Специалист в области психометрики. См. психометрика, тест психологический.
  • ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

    математическое выражение соотношения между значениями физических стимулов и силой порождаемых ими ощущений. См. психометрическая кривая.
  • Методика Проективная психометрическая оценка взаимодоверия в группе. Т. П. Скрипкина

    Предназначена для оценки взаимодоверия в группе. Методика состоит из 7 ступеней взаимооценки. Респондент на каждую ступеньку ставит одного члена своей группы в зависимости от испытуемого к нему ч
  • Психометрическая кривая

    графическое представление результатов экспериментального исследования, направленного на определение порогов ощущений. См. абсолютный верхний порог ощущения, абсолютный нижний порог ощущения, д
  • психометрические меры

    Стандартизированные инструменты, такие как шкалы, анкеты, тесты и оценивания, созданные для определения знаний, способностей, отношений или черт личности.
  • ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ

    1. Имеющий отношение к измерению, к количественной оценке психологических явлений. 2. Связанный с психофизикой. 3. Касающийся применения математики, в частности-математической статистики, для точно
  • ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ

    уровень интеллектуального развития человека, оцениваемый при помощи психологических тестов. Иногда такой интеллект называют измеряемым (измеренным) интеллектом, в отличие от интеллекта, который
  • Психометрический парадокс

    явление, возникающее при использовании личностных опросников. Его сущность состоит в том, что вопросы (утверждения), имеющие высокий показатель дискриминативности, являются неустойчивыми по отно
  • ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА

    научный подход к изучению интеллекта человека, основанный на его измерении с помощью тестов интеллекта. См. интеллект психометрический, психометрика, тесты интеллекта.
  • ТАРТУССКАЯ БАТАРЕЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

    Саарма, 1952) – психометрический комплекс, включает тесты на оперативную память, запоминание, ассоциации, счет, внимание, моторные рефлексы, измерение частоты дыхания и пульса, АД, электрического со
  • Батарея психометрических тестов Тартуская

    Представляет собой комплекс батареи экспериментальных методик исследования высшей нервной деятельности, в т. ч.: тест оперативной памяти, попытка проверки запоминания, ассоциативный эксперимент
  • Психометрическое тестирование

    Измерение психологических факторов личности. Может применяться почти в любой области, но самыми распространенными являются тесты на умственное развитие, черты личности и прикладные способности
  • ПСИХОМЕТРИЯ

    область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.